Федорук Ю.И. учитель химии, биологии, географии
МАОУ ООШ № 10 г. Балаково Саратвоской области
Я – учитель здоровья
Самое ценное у человека – это здоровье, именно оно обеспечит ему долгую жизнь и благополучие. Здоровье детей - это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий. Поэтому очень важным является сохранение и укрепление здоровья, привитие навыков здорового образа жизни с раннего детства.
Здоровьесберегающие технологии являются частью и отличительной особенностью всей образовательной системы.
Здоровьесберегающие образовательные технологии как составляющей внедрения ФГОС – это комплекс концептуально взаимосвязанных между собой задач, содержания, форм, методов и приемов обучения, сориентированных на развитие ребенка с учетом сохранения его здоровья.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Начало урока – это важный момент во всём уроке. Создание доброжелательной обстановки, положительного эмоционального настроя. Выявление эмоционального состояния ребёнка в начале и в конце урока. Для этого использую: цветовую гамму настроения, шкалу настроения, смайлики и др.
Большую часть времени ученики проводят в школе, поэтому учителя в процессе обучения должны не только учить, воспитывать и развивать творческий потенциал детей, но и максимально возможно сохранить их здоровье.
Воспитание здорового подрастающего поколения — это стратегическая задача государства. Выполнению этой задачи помогает использование в учебно-воспитательном процессе здоровьесберегающих технологий. В условиях современного образования главными факторами ухудшения здоровья детей являются такие педагогические аспекты как организация учебно-воспитательного процесса без учета физиологических возрастных показателей развития детей, их состояния здоровья, высокий уровень информационной перегрузки, недостаточная подготовка педагогов и родителей к работе в здоровьесберегающем пространстве.
В
своей педагогической деятельности я придерживаюсь того, что нужно воспитать
здоровое поколение. молодые, здоровые Веселый, здоровый смех, шутки и
совершенно свободное самочувствие
Важным признаком здорового образа жизни педагог считал оптимизм, воспитание
культуры эмоций. С точки зрения А. С. Макаренко здоровый образ жизни является
условием и результатом воспитательной работы. Здоровье ребенка он рассматривает
не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, но и как
состояние полного физического, душевного и социального благополучия.
Постоянная и последовательная забота о здоровье учеников как неотъемлемая
составляющая учебно-воспитательного процесса. В его фундаментальных
произведениях «человек словно вторично рождается» и с позиций естественных
знаний излагаются основы рационального воспитания, значение соблюдение режима
труда и отдыха для предупреждения переутомления и др.
Энергизаторы - это особые игры и упражнения, которые снимают мышечное напряжение, улучшают общий эмоциональный настрой, активизируют внимание, закрепляют в игровой форме знания и навыки детей. Энергизаторы хороши тем, что предполагают активность разных анализаторов и актуализируют разные способности детей. В результате использование энергизатора восстанавливается энергия группы, внимание снова привлекается к педагогу, дети, получившие улучшение психо-эмоционального состояния, снова чувствуют себя активными, продолжают продуктивно работать. Энергизатор можно проводить как в начале, так и в конце занятия, а также в ходе любых режимных моментов.
Энергизаторы позволяют решить ряд задач, помогая:
• быстрее и легче пройти начальные стадии формирования группы, когда происходит знакомство, установление контактов между участниками;
• сплотить группу;
• вовлечь участников в действие, повысить общую активность;
• снять напряженность и усталость;
• переключиться с одной темы или ситуации на другую;
• создать «мостик» для перехода к проработке новой темы;
• создать атмосферу открытости и сотрудничества;
• сформировать малые группы для последующей работы.
«ПОЖЕЛАНИЕ»
Все играющие садятся в круг.
Инструкция: «Давайте начнем сегодняшний день с того, что выскажем друг другу пожелания на день.
«ДАВАЙТЕ ПОХЛОПАЕМ»
Дети, которые отвечают на предложенный вопрос утвердительно, встают, а остальные игроки громко им аплодируют. Необходимо, чтобы каждый ребенок встал хотя бы один раз. В дальнейшем можно предложить детям самим придумывать вопросы.
«БРАУНОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ»
Участники представляются атомами, хаотично перемещаются в определенном пространстве, а затем по команде тренера образуют молекулы-группы из стольких атомов-человек, сколько назвал тренер. Энергизатор позволяет разделить участников на малые группы для дальнейшего тренинга.
«Я ЗНАЮ»
Со словами: «Я знаю пять имен девочек...» (названий городов, животных и т.д.), – ребенок подбрасывает мяч и на каждый бросок произносит слово.
Работая над сохранностью здоровья ребёнка, не нужно
забывать о его составляющих. Ведь здоровье бывает:
физическое, психическое, нравственное, социальное.
Следовательно, здоровье необходимо рассматривать
как многомерную интегративную характеристику личности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.