Предлагаемый методический материал может быть использован при реализации патриотического воспитания в общеобразовательных учреждениях с детьми разных ступеней обучения. Применим для организации и проведения различных тематических мероприятий по данному направлению воспитательной работы. Может быть использован классными руководителями при составлении планов воспитательной работы, учителями – предметниками.
Я И ДРУГИЕ ЛЮДИ
ЛЮДИ
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы – как истории планет.
У каждой все особое, свое,
и нет планет, похожих на нее.
А если ктото незаметно жил
и с этой незаметностью дружил,
он интересен был среди людей
самой неинтересностью своей.
У каждого есть тайный личный мир.
Есть в мире этом самый лучший миг.
Есть в мире этом самый страшный час,
но это все неведомо для нас.
И если умирает человек,
с ним умирает первый его снег,
и первый поцелуй, и первый бой…
Все это забирает он с собой.
Да, остаются книги и мосты,
машины и художников холсты, Да,
многому остаться суждено, но чтото
ведь уходит все равно!
Таков закон безжалостной игры.
Не люди умирают, а миры. Людей
мы помним, грешных и земных. А что мы
знали, в сущности, о них?
Что знаем мы про братьев, про друзей,
что знаем о единственной своей?
И про отца родного своего
мы, зная все, не знаем ничего.
Уходят люди… Их не возвратить.
Их тайные миры не возродить.
И каждый раз мне хочется опять
от этой невозвратности кричать.
Е. Евтушенко
Важную роль в формировании юного человека как гражданина играют его
взаимоотношения с друзьями, соседями, знакомыми, людьми разных профессий,общественными деятелями, организациями, детскими и молодежными
объединениями и др. Через общение с окружающими людьми идет процесс
социализации личности. Однако в последнее время в отношениях между людьми
стали наблюдаться отчуждение, эгоизм, бессердечность, грубость, что не может
не сказываться негативно на юном поколении. Это обязывает уделить внимание
овладению культурой человеческих взаимоотношений и общения.
З а д а н и я .
1. Поставьте перед собой следующие цели:
– формирование гражданского отношения к окружающим людям;
– формирование такого гуманистического качества личности как
человечность, которая выражается в доброжелательности, уважении к
людям,
прощении,
самопожертвовании ради интересов Других, скромности, искренности;
сочувствии и доверии к ним,
великодушии,
– овладение наукой построения «Понимающего Мира» (В. Леви) с другими
людьми;
– разработка и реализация программ общественной деятельности на благо
других людей.
2. Разработайте памяткуориентир «Я и другие люди» по следующим
позициям:
Знаю: ___________________________________________________
Умею: ___________________________________________________
Действую: _______________________________________________
Мои права по отношению к другим людям: ___________________
Мои обязанности по отношению к другим людям: _____________
Правила человеческого общежития: _________________________
3. Соберитесь в «Круге общения» с одноклассниками, представителями
разных поколений.
Примерные темы для общения:
– «Может ли человек жить один?»;
– «Что значит жить в одной связке с другими людьми?»;
– «Я, мы и другие люди: проблемы взаимоотношений»;
– «О прекрасном и безобразном в человеческих отношениях»;
– «Дружба, милосердие, сострадание, забота в нашем понимании»;– «Умеем ли мы дружить?»;
– «Какие мы друзья?»;
– «Долг, долженствование: что это такое?»;
– «Наше отношение к грубости, пошлости, цинизму, грязным словам и
безнравственным поступкам по отношению к другим людям»;
– «Конфликт, конфликт, конфликт…»;
– «Что такое Понимающий Мир и что нужно для того, чтобы его
построить?»;
– «Мои жизненные роли по отношению к другим людям».
4. Напишите «Азбуку человеческой мудрости» (проблема человеческих
взаимоотношений).
5. Откройте Школу человечности с уроками вне расписания:
– уроки доброты;
– уроки красоты;
– уроки правды;
– уроки справедливости;
– уроки взаимопонимания (учимся видеть, слышать и понимать друг друга);
– уроки этикета и искусства общения (учимся общаться на высоком уровне
красоты человеческих взаимоотношений);
– уроки прикосновения души к душе (уроки волшебных слов);
– уроки толерантности;
– уроки дружбы и сотрудничества;
– уроки миролюбия;
– уроки милосердия;
– уроки прощения и благодарения;
– уроки конфликтологии;
– уроки радости;
– уроки счастья.
6. Напишите свои серии «ЖЗЛюдей», «ЖЗДрузей» и т. д.
7. Проведите тренинги, разработайте и реализуйте системные проекты:
– «Строим Понимающий Мир, начиная с себя»;
– «Путешествие в страну Благородства и Рыцарства»;
– «Путешествие по лабиринтам человеческих взаимоотношений»;
– «Строим Дружбы Мост».8. Проведите Акции милосердия:
– «Человек – человеку»;
– «Подарим людям Доброту»;
– «Подарим людям Красоту».