Предлагаемый методический материал может быть использован при реализации патриотического воспитания в общеобразовательных учреждениях с детьми разных ступеней обучения. Применим для организации и проведения различных тематических мероприятий по данному направлению воспитательной работы. Может быть использован классными руководителями при составлении планов воспитательной работы, учителями – предметниками.
Я И МОЕ ОТЕЧЕСТВО
Каждый человек не только сын или дочь своих родителей, но и своей Родины,
Отечества.
Истинных граждан Отечества характеризуют патриотизм,
проявляющийся в гордости за достижения своей страны и горечи изза ее неудач
и бед, в уважении к ее историческому прошлому и в бережном отношении к
народной памяти, национальным традициям, в созидательном труде на благо
Отечества, готовности защищать ее от врагов.
Сегодня в России актуальность решения проблемы патриотического
воспитания юного поколения очевидна. Важно уберечь детей, подростков,
юношество от перерастания протеста против накопившихся проблем в обществе
в неприязнь и враждебность к Родине и ее народу. Решение данной проблемы
зависит не только от взрослых (родителей, педагогов), но и от вас самих. Ведь
стать патриотом не на словах, а на деле – это значит проявить активную
гражданскую позицию уже сегодня в юные годы, не дожидаясь, когда станешь
взрослым по паспорту.
З а д а н и я .
I. Проверьте себя.
1. Писатель К. Паустовский говорил: «Человеку нельзя жить без Родины,
как человеку нельзя жить без сердца».
– Согласны ли вы с утверждением писателя? Как вы его понимаете?
2. Вставьте пропущенные слова в текст – вы не только проверите свои
знания о России, но и получите возможность приобрести эти знания для того,
чтобы уметь рассказать о своей Родине малышам, своим сверстникам,
иностранным гостям.
ТВОЯ СТРАНА ПО ИМЕНИ РОССИЯ
Современная Россия простирается от берегов _____________________ моря
на западе до ______________________ океана на востоке,
от
________________________ океана на севере, до _________________________ и
___________________________________________ морей на юге.
Ее площадь – более _____ млн. кв. км, она охватывает ____ часовых поясов,
поэтому, когда в Москве еще день, жители Дальнего Востока уже встречают
Новый год.Россия – это смешанные ___________, пологие ________________, спокойные
реки, ____________________________________________________ равнины и
разрушенные веками _________________________________ горы, непроходимые
болота и таежные дебри Западной _________________ и плоскогорья Восточной
____________________, рассеченные могучими реками и поросшие густыми
таежными лесами. На севере, вдоль ____________________________ океана,
тянется тундра, а на юге – черноземные степи ___________________ и
______________, полупустыни ____________________ моря и хребты
_________________________________ гор.
или
совершенно
кряжем,
начинается
Россия – страна обширных равнин. Европейская часть ее расположена на
_______________________________,
__________________________
равнине, с небольшими возвышенностями: _________________________,
_________________________________________________,
______________________________________________,
а
за
______________
плоская
_____________________________
равнина.
и
______________________ плоскогорье,
расположенное между реками
________________________________________________________
и
___________________________. Его средняя высота – всего ________ м над
уровнем моря. И только на юге и северовостоке ____________________
на юге – хребты _______________________,
поднимаются горы:
__________________________,
и
на востоке – хребты
_______________________________ нагорье;
__________________________ и _____________________, а на Дальнем Востоке,
вдоль берегов ___________________________ моря,
тянутся горы
_______________________. На полуострове _________________________ и на
____________________________ островах есть действующие вулканы, там часто
бывают землетрясения.
___________________________
Невысоко
Крупнейшие реки России,
_________,
__________________,
________________, протекают по равнинам.
озер,
___________________________________,
_______________________________ озероморе,
расположено несколько государств.
много
России
В
и
самые многоводные из
___________________,
которых
_____________,
самые
большие
___________________
–
и
на берегах которогоруды
___________________
Россия богата природными ресурсами. Среди полезных ископаемых,
добываемых на ее территории, можно назвать ____________, _____________,
________,
металлов,
_____________________________________________________________________
______
алюминий),
__________________________________________________________;
соли,
__________________________________,
____________________________________________
и
________________________, необходимые для производства минеральных
удобрений; разнообразное сырье для строительных материалов и др.
получают
них
(из
Плодородные почвы, луга и пастбища, лиственные и _____________________
леса, охотничьи угодья – все это тоже богатства России.
Россию называют своей Родиной не только русские, но и многие другие
народы, всего более _______ национальностей.
Проверьте себя: Балтийского, Тихого, СеверноЛедовитого, Черного,
Азовского, Каспийского; 17; 11; ВосточноЕвропейской; Уральские; Сибири;
Северного Ледовитого; Дона, Кубани; Каспийского; Кавказских; Восточно
Европейской, Русской; Валдайской, Приволжской, Среднерусской, Таманским;
Уралом; ЗападноСибирская; Среднесибирское; Енисей, Лена; 480; Сибири;
Алтая, Саяны, Становое, Алданское; Верхоянский, Черский; Японского; Сихотэ
Алинь; Камчатка, Курильских; Волга, Обь, Енисей, Лена, Иртыш, Амур;
Ладожское, Байкал, Каспийское; уголь, нефть, торф, цветных, бокситы, золото,
алмазы, платину, калийные, апатиты, фосфориты; хвойные; 100.
3. Представьте, что к вам приехал зарубежный гость и ему нужно рассказать
о нашей стране, объяснить, какая она, наша страна, нужно достойно представить
свою Родину по имени Россия. Попробуйте сделать это.
Ваш вывод: смогли вы достойно представить свою Родину?
4. Проведите в своем классе, в школе конкурс на лучшее представление
зарубежным гостям нашей Родины по имени Россия «Я о России говорю».
5. Проведите в классе, в школе:
– конкурс сочинений, авторских стихов и рисунков «Образ России в моем
представлении»;
– выставку рисунков по данной теме с представлением рисунков авторами;
– публичное чтение лучших сочинений и авторских стихов, где произойдет
награждение по установленным номинациям;– «Перекресток мнений» с представителями разных поколений. Темы:
«Россия – Родина моя», «Мы о России говорим».
II. Подумайте, поразмышляйте.
У всякого россиянина, что живет сердцем, думы всегда о Родине. И если мы
живем именно так, то не можем не задаваться вопросами. А их множество.
Не найдя ответов на эти вопросы, возможно ли до конца ощутить свою
кровную связь с родной землей, родной стариной, настоящим и будущим своего
Отечества, а значит, и с ним самим? Возможно ли обрести себя и смысл своей
жизни на родной земле?
Вопросы, вопросы, вопросы… Попробуйте ответить на ряд из них.
– Откуда есть пошла Родина наша?
– Где наши корни?
– Чем мы отличаемся от других народов? В чем состоит духовное
своеобразие нашего народа?
– Каков наш путь и наше место в этом мире, в новом веке?
Наверняка вы столкнулись с затруднениями. И если это так, то важно понять,
что ответить на поставленные выше вопросы поможет только системная работа
по осмыслению исторического и культурного наследия, оставленного нам
предками, старшими поколениями россиян. В данную систему входит:
– обращение к различным концепциям толкования истории России;
– освоение знаний о том, как рождалась наша цивилизация, чем она
отличается от западной цивилизации;
– прохождение пути к национальным духовным началам россиян, их вечным и
нетленным идеалам и ценностям, которые помогут острее пережить
привлекательность природы каждого коренного народа, живущего в России;
– организация деятельности объединения старших поколений, детей,
подростков и молодых людей – «Наследники».
Совместная деятельность разных поколений россиян поможет нам избавиться
от комплекса национальной неполноценности, которым прежде никогда не
страдали россияне, то есть стать истинными россиянами, не оторванными от
своих корней, деятельными гражданами своего Отечества.
III. Соберитесь в «Круге общения» с одноклассниками, представителями
разных поколений. Обозначьте проблему, которая может звучать так: «Нам
о России надо говорить».Нам о России надо говорить!
Говорить наедине с собой.
Говорить с помощью соотечественников, живших когдато и живущих
сегодня.
Говорить словами и стихотворными строками.
Говорить и петь о ней, стране нашей, по имени Россия…
Говорить и думать. Думать и действовать во имя России, не делая скидок на
возраст, на социальное положение и статус.
Нам о России надо говорить,
Да так, чтоб вслух стихи произносили,
Да так, чтоб захотелось повторить,
Сильнее всех имен сказать: Россия!
Александр Прокофьев
Возможные темы для общения:
– «Что мы знаем и не знаем о России?»;
– «Родина – это…»;
– «О Родине и о тебе»;
– «Когда я думаю о Родине…»;
– «С чего начинается Родина»;
– «О Россия, с нелегкой судьбою страна!»;
– «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить»;
– «Милая, светлая малая родина»;
– «Люблю Отчизну я…»;
– «Будь с Отечеством своим и в радости и в горе»;
– «Какой мы хотим видеть нашу Родину?».
IV. Разработайте памяткуориентир «Я и мое Отечество».
Знаю: __________________________________________________
Умею: __________________________________________________
Действую: ______________________________________________
Мои права по отношению к моему Отечеству: _______________
Мои обязанности по отношению к моему Отечеству: _________
V. Совершите путешествие в историю России «От Руси до России».
Цель путешествия:
– повышение знаний об истории Отечества;– сохранение исторической памяти россиян.
О России написано и сказано много, но всякий раз обнаруживаются в нашей
истории и современности, культуре и языке пока не разгаданные тайны.
Предлагаем вам, юные друзья, если и не разгадать до конца, то хотя бы
приблизиться к разгадке тайн своей страны и своего народа. Ведь у всякого
россиянина, что живет сердцем, думы всегда о Родине. И если мы живем именно
так, то не можем не задаваться вопросами. А их множество. Не найдя ответов на
эти вопросы, невозможно до конца ощутить свою кровную связь с родной землей,
родной стариной, настоящим и будущим своего Отечества, а значит, и с самим
собой. Возможно ли обрести себя и смысл своей жизни на родной земле?
Вопросы, вопросы, вопросы…
– Откуда есть пошла Родина наша?
– Где наши корни?
– Каков наш путь и наше место в этом мире, в новом веке?
Попробуйте поискать ответы на эти и другие вопросы, которые непременно
встанут перед вами на пути к познанию истории своей Родины.
Великий русский поэт А. С. Пушкин говорил: «Уважение к минувшему –
вот черта, отличающая образованность от дикости». Не уподобимся же
дикарям! Поднимем уровень своих знаний об истории России до высокого! Это
главная наша задача.
При этом будем объективны и правдивы по отношению к историческому
прошлому своей страны. Посмотрим на это прошлое с помощью разных
концепций его толкования. Посмотрим с уважением. Посмотрим для того,
чтобы никогда не повторять ошибок прошлого.
С и с т е м а з а д а н и й .
1. Разработайте и проведите игровые исторические проекты:
– «Экзамены Петра Великого»;
– «В зеркале истории России»;
– «Как жили люди на Руси, о том историю спроси»;
– «Исторические ассамблеи».
2. Совершите исторические путешествия:
– «К истокам старины глубокой»;
– «К истокам нашей цивилизации»;
– «От Руси до России».VI. Совершите путешествие к истокам самосознания нашего народа.
Нам никогда не удастся возродить Россию без чувства национального
достоинства, без веры в благие, здоровые силы народа. А для этого необходимо
очень хорошо знать себя. История как раз и дает нам возможность познать самих
себя. Ведь и она сама – это не просто справочник или сборник, в котором
описаны те или иные исторические события, но и интереснейший процесс
познания жизни наших предков, их особенностей, нравственных норм, идеалов и
ценностей. Познавая жизнь и деяния предков, мы познаем себя, начинаем
понимать, почему мы именно такие, а не иные.
Осмыслить поднятую проблему поможет путешествие к истокам нашего
самосознания. Совершите такое путешествие и вы.
С и с т е м а з а д а н и й .
1. Прежде всего, попытайтесь ответить на вопросы:
– Кто мы такие? Где наши корни?
– Чем мы отличаемся от других народов? В чем состоит духовное
своеобразие нашего народа?
– Каков склад нашей души, каков наш национальный характер?
– Что такое хорошо, а что такое плохо в представлении нашего народа?
2. Ответив на эти вопросы, постарайтесь понять слова поэта о том, что
«Мы не лучше и не хуже других, мы – иные». У нас своя система вечных и
нетленных идеалов и ценностей, которые нисколько не расходятся с
общечеловеческими идеалами и ценностями. Узнайте, что это за идеалы и
ценности, побывав у «Чистого источника духовных начал народов России».
Ведь именно эти начала, эти идеалы, эти ценности помогут нам обрести свое
лицо, до конца осознать свою принадлежность к своему народу, избавиться от
комплекса национальной неполноценности.
а) Соберитесь в «Круге общения» («У Чистого источника духовных
начал народов России»):
Возможные темы для общения:
– «Мы не лучше и не хуже других, мы иные»;
– «Золото, золото сердце народное»;
– «Душа неизъяснимая»;
– «Дух наш высокий»;
– «Глубинные черты нашего национального самосознания»;– «Народы России: нравы, традиции, обычаи, характер»;
– «Нравы, традиции, обычаи славянских народов»;
– «Духовная сокровищница народа»;
– «Уроки народной мудрости»;
– «Кодекс чести нашего народа»;
– «Правила, которые не устарели»;
– «Народный этикет».
б) Разработайте на основе идеалов и ценностей россиян свои законы и
правила жизни в своем коллективе, своей семье, возьмите их за основу своей
личной жизни.
VII. Приобщение юного поколения россиян к отечественной культуре,
освоение и приобщение к ее лучшим образцам, участие в возрождении.
Десятилетия жестокой борьбы не только со всем церковным и религиозным,
но и со всем истинно народным, национальным дали горькие плоды. И теперь
многие молодые, и даже не очень уж молодые люди, не знают, как вести себя в
храме; как правильно назвать ребенка, как согласно народной традиции
правильно его воспитывать; как отметить именины; как правильно (согласно
традиции) отметить тот или иной народный и религиозный праздник и т. д. Вот
почему в ряду приоритетных задач нашего общества стоит задача приобщения
юного поколения россиян к высочайшим идеалам отечественной культуры.
Именно отечественная культура поможет привить молодому поколению
нравственный иммунитет против культуры низкопробной, как правило,
безнравственной и аморальной, захлестнувшей нашу страну. Но высокие образцы
культуры своего народа, как и мировой культуры, никогда не будут до конца
поняты, осмыслены и присвоены молодым поколением, если мы не поможем
нашим детям войти в мир прошлой (традиционной) культуры. Этот мир
настолько широк, настолько богат, настолько духовно наполнен, что
представляет огромные возможности для развития личности в целом.
С и с т е м а з а д а н и й .
1. Изучите:
– круг жизни человека;
– этнографию детства;
– традиции воспитания детей у народов России;
– праздничный венок народов России.2. Загляните не на правах любопытного путника, а на правах мудрого
исследователя, вдумчивого философа, человека, желающего восстановить в
современной жизни человека утраченные ценности народа:
– в «Кладовые народной мудрости»;
– «Духовную сокровищницу народов России»;
– «Сокровищницу песенного искусства нашего народа».
3. Совершите исторические путешествия:
– «К истокам старины глубокой»;
– «К истокам культуры нашего народа».
4. Восстановите:
– прогрессивные традиции и обычаи своего народа;
– праздничный венок народов России;
– народные виды боевых искусств;
– системы воспитания мальчиков – юношей – мужчин, девочек – девушек –
женщин.
5. Проведите конкурс проектов:
– «Народные традиции, обычаи, обряды в моей семье».
6. Откройте и обеспечьте работу:
– школы ремесел;
– фольклорного ансамбля;
– фольклорного театра;
– города народных мастеровумельцев;
– хора народной песни;
– ансамбля народного танца;
– ансамбля народных инструментов.
7. Побывайте:
– в гостях у народов России;
– стране забытых игр, забав и развлечений народов Поволжья (России);
– сказочном мире народов Поволжья (России).
8. Проведите:
• Диалог культур народов Поволжья.
• Диалог культур народов России.
• Декаду культуры народов Поволжья.
• Декаду культуры славянских народов.• Славянский сход.
• Фестиваль народов Поволжья.
• Фестиваль народов России.
• Фестиваль славянских народов.
• Фольклорный фестиваль «Радуйтесь и веселитесь».
• Спартакиаду народных игр.
• Ярмарку народных игр, забав и развлечений.
VIII. Разработайте программы системных тематических периодов в
жизни членов школьных сообществ:
– «Россия – отчий дом»;
– «Мы граждане твои, Россия»;
– «Самарский край – души моей частица»;
– «Мы живем с тобой в Поволжье»;
– «Вместе – дружная семья».
IX. Разработайте и реализуйте проект «Юное поколение – Родине своей
по имени Россия»:
– деятельность экологическая;
– деятельность природоохранительная;
– деятельность миротворческая;
– деятельность милосердническая, добротворческая;
– деятельность по возрождению памятников истории и культуры.
– акции «Наш адрес – наш дом, наша улица»;
– акции «Родному селу (поселку, городу) – нашу заботу»;
X. Организуйте деятельность объединений взрослых и юных россиян:
– «Наследники»;
– «ЭКО»;
– «Друзья Российской армии»;
– «Русские витязи» и т. п.
XI. Соберите (пополните) материалы и откройте музеи:
– «Родная старина»;
– «История семьи в истории страны»;
– музей истории школы;
– музей истории родного края;
– музей природы родного края.XII. Загляните в обозримое будущее России, попробуйте приблизить это
будущее уже сегодня.
Покажет Русь, что есть в ней люди,
Что есть грядущее у ней.
Н. Некрасов
«Сегодняшний кризис (как мира, так и нашей страны) преходящ. Но
выбраться из него невозможно без четкого понимания всеми и вся ориентиров
хотя бы ближайшего будущего. Поэтому надо энергично выходить из ситуации
безосновности и смятения умов. Иначе нам предстоит столкнуться с опасностью
выпадения из числа цивилизованных стран. В наших силах избежать этого. И в
огромном деянии, которое предстоит осуществить россиянам в интересах
нашего Отечества, должна быть частичка души, ума и деятельности юных.
Формы участия воспитанников ОУ в данном деянии могут быть разными» (В. Е.
Давидович).
Россия в новом веке: «По дороге, на которой нет следа» (или
«Путешествие в будущее России»).
1. Рисуем образ будущей России: «Какой мы хотим видеть нашу Родину?».
2. Собираемся на «Перекрестке мнений»:
– «Россия в зеркале мнений старшего и юного поколений»;
– «Какой человек нужен России в XXI веке?»;
– «Величие России зависит и от нас».
3. Конференция «Восстановление и развитие национальных основ и
прогрессивных начал в жизни российской семьи и школы».
4. Круглый стол. Тема: «Россия в поисках пути» (совместно с философами,
политологами, идеологами, теоретиками и т. д.).
5. Вечер поколений «Мы граждане твои, Россия».
6. Конкурс и защита творческих проектов «Россия: путь возрождения и
развития» (выступаем в роли политиков, педагогов, экологов, миротворцев,
защитников прав человека, медиков и др.):
– государственная цель России;
– общенациональная идея;
– государственная идеология в системе духовного наследия
страны,
общезначимого идеала, глубинного ориентира, общечеловеческих ценностей;
– принципиальные вопросы бытия граждан России;– модель развития России (хозяйство,
культура,
образование,
здравоохранение и т. д.).
7. Пишем и реализуем программу «Мы и наше Отечество».
8. Разрабатываем и реализуем социально значимые проекты,
направленные на решение экологических, милосерднических, миротворческих
проблем, на решение проблем сохранения и возрождения памятников
истории и культуры России.
9. Гражданский форум «Будущее России – в наших руках» («Мой друг,
отчизне посвятим души прекрасные порывы!»): подведение итогов работы в
рамках проекта, работа в проблемных центрах форума и принятие обновленного
варианта проекта «Юное поколение – Родине своей по имени Россия».
XIII. Разработайте программу деятельности объединения старших
поколений, детей, подростков и молодых людей «Наследники» (при
разработке программы пользуйтесь данной ниже схемой).
ОБЪЕДИНЕНИЕ РЕБЯТ И ВЗРОСЛЫХ «НАСЛЕДНИКИ»
1. Объединение «Наследники» – это такое сообщество юных и взрослых
граждан и патриотов России, в котором:
– решаются очень важные проблемы:
________________________________________________________
– ставятся и реализуются высокие цели:
________________________________________________________
2. В объединении царит дух…
________________________________________________________
________________________________________________________
3. Сообщество юных и взрослых членов объединения «Наследники»
отличает особое родство:
– родство духовное:
________________________________________________________
– родство культурное:
________________________________________________________
– родство интеллектуальное:
________________________________________________________
– родство общественное, социальное:________________________________________________________
4. Здесь чтят и берегут:
традиции –
________________________________________________________
5. В объединении «Наследники» ребята и взрослые живут по Законам:
________________________________________________________
________________________________________________________
6. Здесь бережно относятся:
________________________________________________________
________________________________________________________
7. Здесь всегда помнят о том, что:
________________________________________________________
________________________________________________________
8. Здесь стремятся:
– помочь:
________________________________________________________
– поддержать:
________________________________________________________
– укреплять:
________________________________________________________
– хранить:
________________________________________________________
9. В объединении «Наследники» учатся…
________________________________________________________
________________________________________________________
10. Здесь проявляют заботу о…
________________________________________________________
________________________________________________________
11. Девиз, которому следуют в объединении «Наследники»:
________________________________________________________
________________________________________________________12. Сфера интересов и деятельности сообщества ребят и взрослых
«Наследники»:
– изучение и сохранение исторической памяти народа;
– изучение и сохранение культурной памяти народа;
– изучение и продолжение героических и трудовых традиций;
– старших поколений россиян.
13. Исходя из сферы интересов сообщества юных и взрослых патриотов
России «Наследники», в объединении действуют творческие группы:
• Клуб юных знатоков истории России.
• Орден милосердия.
• Служба охраны природы Родины.
• Филиал МСХА (Малая сельскохозяйственная академия).
• Центр возрождения и развития культурного наследия россиян (творческие
мастерские или школа ремесел, сказочный и игровой мир народов России,
фольклор – устное народное творчество и музыкальный фольклор, народная
песня, народная музыка, романс, театр и др.).
• Клуб «Мы дети твои, Россия» (история, культура, традиции, обычаи,
обряды, игры, забавы, игрушки, праздничный венок народов, исконно
проживающих на территории России).
• Школа юных предпринимателей России.
• Школа юных парламентариев.
• Воскресная школа.
• Юнармейский гарнизон или объединение юных друзей российской армии.
• Музеи: краеведения, этнографический, боевой и трудовой славы нашего
народа, истории школы и др.
14. Исходя из этого, члены сообщества «Наследники» с помощью
старших осваивают следующие профессии:
________________________________________________________
________________________________________________________
15.
Деятельность членов объединения,
направленная на его
функционирование и развитие:
________________________________________________________
________________________________________________________
16. Самоуправление в объединении «Наследники»:________________________________________________________
________________________________________________________
РАБОТА В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ОБЪЕДИНЕНИЯ «НАСЛЕДНИКИ»
1. Сфера интересов и деятельности ребят и взрослых в структурном
подразделении «________________________________________» объединения
«Наследники» (опишите по схеме: цели, содержание деятельности и
реализация).
Деятельность
________________________________________________________
________________________________________________________
2.
подразделения
«________________________________________» объединения «Наследники»,
направленная на собственное развитие (личностное, человеческое,
интеллектуальное: приобретение навыков практической деятельности):
структурного
членов
________________________________________________________
________________________________________________________
3. Полезные дела для других людей:
________________________________________________________
________________________________________________________
4. Полезные дела для улучшения окружающей жизни:
________________________________________________________
________________________________________________________
5. Форма (элементы), знаки отличия членов структурного подразделения
«________________________________________» объединения «Наследники»:
________________________________________________________
________________________________________________________
6. Ступени роста и звания, присваиваемые членам структурного
подразделения «________________________________________» объединения
«Наследники»:
________________________________________________________
________________________________________________________
7.
самоуправления
«________________________________________»:
Структура
в
подразделении________________________________________________________
________________________________________________________