Предлагаемый методический материал может быть использован при реализации патриотического воспитания в общеобразовательных учреждениях с детьми разных ступеней обучения. Применим для организации и проведения различных тематических мероприятий по данному направлению воспитательной работы. Может быть использован классными руководителями при составлении планов воспитательной работы, учителями – предметниками.
Я И ОБЩЕСТВО
Общество – сложная система материальных и духовных отношений,
взаимосвязей между социальными группами и их индивидами, выражающая
совместный,
людей,
обеспечивающий выживание и воспроизводство человеческого рода.
групповой характер форм жизнедеятельности
Общество гражданское – непосредственно неконтролируемая государством
и его структурами сфера самоуправления свободных индивидов и добровольно
сформировавшихся ассоциаций и организаций граждан, которая ограждена
законами от прямого вмешательства государства. Имеет сложную структуру,
включает хозяйственные, экономические, семейнородственные, этнические,
религиозные, правовые и моральные отношения, а также неопосредованные
государством политические отношения.
Школа как модель общественной жизни.
Школа – маленькая модель общества, жизнь в которой строится по своим
законам и правилам, по своей системе жизнедеятельности. Школа – это такой
социальный институт, который призван совместно с семьей:
– помочь юным членам общества освоить самую главную в мире профессию –
быть человеком;
– дать новым поколениям достойное образование, научить учиться в течение
всей жизни;
– передать те нетленные идеалы и ценности, выработанные человечеством,
которые ни при каких изменениях в обществе и ни при каких системах не
подвергаются сомнению;
– помочь освоить и присвоить ценности высокой культуры;
– научить жить в постоянно изменяющемся мире не пассивно, а на уровне
действенных участников жизни, занимающих активную гражданскую позицию.
Попробуйте с этих позиций посмотреть на свою школу и, если это
необходимо, кардинально изменить школьную жизнь, став активными
участниками этих изменений.
З а д а н и я :
I. Составьте памяткуориентир «Я и школа» по следующим позициям:
Знаю: _________________________________________________
Умею: _________________________________________________
Действую: _____________________________________________Мои права по отношению к моей школе: ___________________
Мои обязанности по отношению к моей школе: _____________
II. Разработайте:
1. Систему моральноэтических ценностей коллектива:
– Правила человеческого общежития в школьном сообществе по
следующим позициям: «В нашем сообществе МОЖНО», «В нашем сообществе
РАЗРЕШАЕТСЯ», «В нашем сообществе ПООЩРЯЕТСЯ», «В нашем
сообществе НЕ находит одобрения».
– Традиции школьного сообщества (традиции моральноэтического плана:
традиции Дружбы, Памяти и Верности, Содружества школьных поколений,
Сотрудничества и Сотворчества, традиция Гостеприимства и др.
– Систему поощрений и наград.
– Систему порицаний для членов школьного сообщества, нарушающих его
законы и правила человеческого общежития.
2. Систему законодательной деятельности:
– Законы, ориентирующие человека строить свою жизнь, согласно истинным
идеалам и ценностям жизни: законы ДОБРА, КРАСОТЫ, ПРАВДЫ, СВОБОДЫ,
СПРАВЕДЛИВОСТИ, ЦЕННОСТИ ЖИЗНИ, ДОСТОИНСТВА, ЧЕСТИ И
СОВЕСТИ.
– Закон о защите чести и достоинства человека в школьном сообществе.
– Органы в системе самоуправления, защищающие честь и достоинство
членов школьного сообщества, выносящие решения о поощрении или порицании
членов школьного сообщества.
3. Систему жизнедеятельности членов школьного сообщества, носящую
деятельностный характер взаимодействия членов школьного сообщества:
– деятельность добротворческая (добро для других людей; добро на благо
развития школы и школьного сообщества; природоохранительная деятельность;
деятельность, направленная на улучшение окружающей жизни; помощь братьям
нашим меньшим);
– трудовая деятельность (труд творческий, трудзабота о комто или о чем
то);
–
досуговая
деятельность
деятельность;
здоровьеформирующая и здоровьесберегающая деятельность; реализация
потребности в общении; творческая деятельность: техническая, прикладная,
(интеллектуальнаянаучноисследовательская,
обучение досуг);
спортивноигровая,
художественнотеатральная;
– самоуправленческая деятельность.