Урок по географии в 11 классе по теме: «Япония».
Учитель Акопян М. В., МБОУЛ «ВУВК им А. П. Киселёва»
Цель урока: на основе имеющихся знаний расширить знания учащихся о Японии для повышения
образовательной, коммуникативной,
культурнопознавательной, социальноэстетической
компетентности учащегося.
Задачи:
«вызвать» уже имеющиеся знания, по изучаемому вопросу;
1. активизировать, заинтересовать учащихся, мотивировать их на дальнейшую работу,
2. сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией,
постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». познакомить учащихся с
восточным соседом России – Японией; расширить представления о соседней державе. Отметить
самое интересное в этой стране; показать неразрывную связь Японии с прошлым, без опоры на
которое сегодняшняя страна не смогла бы так уверенно и успешно развиваться;
3. Приобщать учащихся к изучению и прочтению дополнительной литературы;
продолжать формировать интерес к изучению стран, анализу их хозяйства
4. Соотносить «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на
стадии осмысления.
Тип урока: урок защиты проектов.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Технологии (форма организации урока): проектного обучения с элементами технологии
критического мышления, ИКТ.
Методы организации познавательного процесса: репродуктивный, поисковый, творческий.
Тип урока: защита творческих проектов.
На уроке использовалась технология проектного обучения с элементами технологии
критического мышления. Урок имел сопровождение ИКТ.
Результативность урока: учащиеся, используя знания об общих сведениях,
государственном устройстве, ЭГП, месте Японии в мировой экономике, национальных чертах,
культуре и традициях японцев, защищают проекты.
Урок направлен на обобщение знаний учащихся о Японии, используя различные
источники информации, определение роли и места Японии в мировой экономике, формирование
нравственных ценностей и эстетического отношения к источнику жизни, красоте, духовной
культуре японского народа.
На данном уроке у выпускников формируются следующие виды компетентности:
образовательная, коммуникативная, культурнопознавательная, социальноэстетическая и
информационная.
Подготовительный этап:
1.Проведение анкетирования учащихся и обработка анкет.
2. Подготовка материала к выступлениям в группах «историки», «географы», «демографы»,
«экономисты», «культуроведы».
4. Подготовка тестовых заданий.
Оборудование урока: экономическая карта Японии, атласы для 10 класса, презентация (Power
Point) «Япония», фотографии видов Японии, тестовые задания, японская музыка,
государственный гимн страны, фрагмент фильма «Япония».
1. Организационный этап
2. Актуализация опорных знаний
3. Защита проектов
План урока. «Историки»:
1. Легенда о появлении японских островов
«Географы»:
1. Общие сведения о Японии
2. Экономикогеографическое положение Японии.
3. Государственное устройство.
«Демографы»:
1. Население Японии
2. Национальные черты японцев
«Экономисты»:
1. Место Японии в мировой экономике.
1) Отрасли специализации Японии.
2) Экспорт и импорт Японии.
3) Японское экономическое чудо
4) Японская модель развития экономики
Релаксационная пауза.
«Культуроведы»:
1. Культура и традиции народа
4. Обобщение и закрепление знаний.
5. Рефлексия.
Ход урока.
1 Организационный этап (3 минуты, слайд 1).
Учитель приветствует учащихся, предлагает занять свое место, проверить готовность к работе.
Вступительное слово учителя о теме урока и форме организации работы.
На островах в солёных водах
Лежала древняя страна.
От государств, других районов
Так отличалася она.
Цунами берег разрушали,
И ежегодно много раз
Земля внезапно содрогалась,
И люди гибли в тот же час.
Там развивалася культура,
Веками строились дома.
И что рождалось здесь впервые –
Не умирало никогда.
Страной восходящего Солнца
Назвали соседи её.
Встаёт изза моря здесь Солнце,
За горы садится оно.
Вы уже поняли, что сегодня мы продолжим изучение Японии. И я приглашаю всех вас в эту
удивительную страну. Я бы назвала ее страной наоборот, настолько там все непривычно
для нас. Кошки без хвостов. Сады из камней. Пальто падают женщины мужчинам. Обувь
оставляют у порога. Стихи не имеют рифмы. Письменность неотделимая от рисования.
Национальный костюм кимоно не зависит ни от сезона, ни от моды, ни даже от роста или
комплекции человека. Впрочем, вы об этом узнали сами, когда готовились к сегодняшнему
уроку.
Учитель говорит, что сегодня к нам на урок пришли «историки», «географы», «демографы»,
«экономисты» и «культуроведы» и они познакомят вас с этой удивительной страной. Перед каждой группой стоял ключевой вопрос, на который они смогли ответить после выполнения
проекта.
Определите тему и цель нашего урока
Учащиеся формулируют тему и цель урока. (Слайд 2)
2. Актуализация опорных знаний (3 минуты)
Учитель анализирует результаты анкетирования учащихся по вопросам, заданным заранее:
Какие ассоциации возникают у Вас при слове «Япония»? (Слайд 3)
Хотели бы Вы побывать в Японии? Почему? (Слайд 4).
Учащиеся дополняют и поясняют результаты анкетирования.
3. Защита проектов (30 минут)
Историки защищают свой проект
Общие сведения о Японии
Учащиеся знакомятся с данными слайда.
Столица: Токио. Площадь: 377 835 км. Население: 127 млн человек.
Официальный язык: японский. Религия: синтоизм, буддизм.
Государственный строй: монархия. Денежная единица: йена.
Уровень грамотности: 99%. Средняя продолжительность жизни: 79 лет
Учитель информирует класс, что на уроке присутствует «историк », который вернулся с
Дальнего Востока, и желает выступить перед вами с сообщением « Из истории развития
Курильских островов».
Из истории развития Курильских островов.
Учащиеся слушают выступление «историка» и отвечают, что России необходимо поддерживать
дружеские отношения с Японией, заключить мирный договор; это позволит России получить
мощного инвестора на Дальнем Востоке.
Географы защищают свой проект.
Экономикогеографическое положение Японии.
Положительные стороны:
А) Выход к морям и океану.
Б) Близость к восточно азиатским берегам и России.
Отрицательные стороны:
А) Изолированность (островная страна).
Б) Удаленность от рынков сырья и рынков сбыта.
Учитель говорит учащимся о том, что японцы – очень удивительный народ и просит найти
этому доказательства из выступления «демографов» и определить национальные черты японцев.
Демографы защищают свой проект
Национальные черты японцев
преданность властям,
патриотизм,
почитание предков,
соблюдение чести семьи,
умение наслаждаться природой,
оптимизм и чувство юмора,
Учащиеся делают вывод, что японская нация – самая здоровая нация а мире, потому что:
свежие продукты, само отношение к жизни, доброжелательность, привычка ходить
Экономисты защищают свой проект
Место Японии в мировой экономике.
1) Зависимость Японии от некоторых видов минерального сырья
Учащиеся определяют, что в Японии очень мало природных ресурсов и необходимо развивать
неметаллоемкие отрасли (называют отрасли).
элегантность и изящество,
чувствительность и изысканность,
чистота и простодушие,
учтивость и вежливость,
умеренность и великодушие. Mitsui,
Nissan),
2) Отрасли специализации Японии.
Японская промышленность специализируется на производстве высокотехнологичной и
легкой продукции, а так же переработке поставляемого изза границы сырья.
Черная и цветная металлургия;
Машиностроение: бытовая техника (Akai, Toshiba, Casio, Sony, JVC), автомобили (Toyota,
Mitsubishi,
судостроение (супертанкеры); электроника: компьютерные
технологии ( Seiko, Sony, Fujitsu, Olimpus, Panasonic, Toshiba), индустрия видеоигр (Sony,
Nintendo, Konami, Capcom);
Химическая промышленность: парфюмерия и косметика Shiseido, фармацевтика,
нефтеперерабатывающая промышленность.
Легкая промышленность: одежда Mitsuko
Рыбная промышленность.
3) Экспорт и импорт Японии.
По рис.69 на стр.245 учебника и слайду учащиеся анализируют структуру экспорта и импорта
Японии
Учащиеся определяют, что основными статьями экспорта являются топливо, рудное и прочее
сырье, продовольственные товары, а импорта – машины и оборудование, продовольственные
товары и автомобили.
Учитель дополняет: «Япония ввозит изза рубежа почти все сырье и топливо, необходимое
для страны. Обогащая это сырье своим трудом и умом, японцы повышают его стоимость в
10 раз. 9/10 готовой продукции Япония сохраняет для собственных нужд, а остальную
часть экспортирует, чтобы получить деньги на новые закупки сырья и топлива».
4) Место Японии в мире.
5) Япония – один из лидеров современного мира
Учитель просит назвать факты, которые запомнились учащимся после выступления экономиста
Учащиеся слушают выступление, называют интересные факты и делают вывод о возможности
японского экономического чуда:
Незначительные затраты на вооружение.
Покупка патентов, лицензий, быстрое внедрение их в производство.
Использование наукоемких технологий.
Государственное регулирование экономики.
Высокая квалификация рабочих.
Особенности японского менталитета – трудолюбие и энтузиазм.
Экспортная ориентация экономики.
Уникальная система управления.
Релаксационная пауза (2 мин)
Учитель задает учащимся вопрос: «Что вам известно о синквейне?», предлагает каждому сейчас
на уроке немного отдохнуть и послушать стихи о Японии, сочиненные в этом стиле.
1 учащийся читает стихи, приготовленные в технике синквейн заранее.
А сейчас учитель предлагает совершить экскурсию в эту удивительную страну Японию и
предоставляет слово культуроведам
Культуроведы защищают свой проект
Культура и традиции народа
Два экскурсовода знакомят учащихся класса с культурой и традициями Японии:
путешествие по Токио,
икебана,
сакура,
Фудзияма,
кимоно,
гейша,
оригами,
Мемориальный Парк мира в Хиросиме Учитель просит учащихся оценить выступления экскурсоводов.
Учащиеся называют наиболее интересный этап «экскурсии».
4. Обобщение и закрепление знаний (5 минут).
Учитель предлагает вспомнить все особенности ЭГП и экономики изучаемой страны,
национальные черты, культуру и традиции японцев и ответить на вопрос: «Почему стало
возможным японское экономическое чудо?».
Учащиеся делают выводы и обобщения по данному вопросу.
Форма контроля: решение проблемы.
Учитель задает домашнее задание. Домашнее задание: стр.241 – 250.
Учитель предлагает тест для проверки уровня знаний по Японии.
Учащиеся выполняют тест и проводят взаимопроверку.
Форма контроля: анализ результатов теста.
5. Рефлексия (4 минуты)
Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы:
«Как вы себя оцениваете на уроке?»
«Что вас больше всего поразило сегодня на уроке?»
Учащиеся делятся с учителем впечатлениями по уроку.
Учитель благодарит учащихся за работу и прощается с классом до следующего урока (Слайд
30).
Ученики дарят гостям и друг другу бумажных журавликов.
Библиография.
1.В. П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира. Учебник для
класса общеобразовательных учреждений. Москва, «Просвещение», 2005.
2. Н. Н. Перепечева. Нестандартные уроки географии. 910 классы. Волгоград, 2004.
3. www.ocito.kaluga.ru/geography_1.aspx 33k
10
Япония - удивительная страна мира
Япония - удивительная страна мира
Япония - удивительная страна мира
Япония - удивительная страна мира
Япония - удивительная страна мира
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.