ЯРМАРКА МАСТЕРОВ (Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в средней группе)
Оценка 4.6

ЯРМАРКА МАСТЕРОВ (Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в средней группе)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
09.02.2024
ЯРМАРКА МАСТЕРОВ (Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области  «Художественно-эстетическое развитие» в средней группе)
Знакомство детей с изделиями народных промыслов.
Ярмарка мастеров .docx

ЯРМАРКА МАСТЕРОВ

(Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области

«Художественно-эстетическое развитие»

в средней группе)

Цель:

Познакомить детей с изделиями народных промыслов. Формировать умение, замечать и находить основные средства выразительности дымковской росписи: цвет, разнообразие элементов.

Задачи обучения.

·           Познакомить с произведениями русского народного промысла и историей развития Дымковской игрушки

·           Узнавать и различать знакомые народные игрушки (дымковские), их название, характерные признаки, средства выразительности (элементы узора, их цвет, расположение на форме), выделять их характерные признаки.

·         Учить украшать игрушку узорами, сохраняя традиции Дымковских мастеров. Составлять узоры на основе росписи дымковской игрушки, выделяя геометрические элементы росписи: овалы (мазок), кольцо, круг, точки, линии прямые широкие и тонкие, черточки; передавать колорит росписи определенного вида, сочетания цвета, фона и элементов росписи.

·         Составлять узоры на силуэте, фигурке, чередуя один-два элемента по форме, величине, цвету. Учить применять элементы росписи в украшении разных видов изделий.

·         Развивать умение анализировать, сравнивать, выделять главные и отличительные черты и особенности росписи Дымковских барынь. Проявлять творчество в выборе композиции, цвета элементов.

·         Закреплять умение правильно держать кисточку, пользоваться красками, совершенствовать навыки закрашивания изображения. Знакомить с техникой “тычок” ватными палочками для создания узора.

·         Воспитывать интерес к народным промыслам России

Предварительная работа:

Беседы о дымковской игрушке.

Разучивание с детьми стихов о дымковских игрушках, рассматривание готовых игрушек.

Рассматривание изделий декоративно – прикладного искусства.

Роспись силуэтов дымковских игрушек.

Проведение «Ярмарки – город мастеров».

Проведение дидактических игр по теме: «Найди такую же», «Составь узор».

Материалы к занятию:

Краски – гуашь, кисточки, салфетки. Вырезанные силуэты дымковских игрушек, сами игрушки, фигурки дымковских барышень для росписи.

Активизация словаря: Дымковские игрушки, колечко, кружок, линия, красный, синий, желтый, нарядная, радостная, веселая, праздничная.

Планируемые результаты.

Дети:

-пополнят знания о народных промыслах и истории игрушек;

-познакомятся с новым видом декоративно-прикладного искусства – дымковской глиняной игрушкой;

-научатся выполнению традиционных элементов дымковской росписи,

- научатся приемам рисования: тычком, мазком, линией.

Ход.

1.       Организационный момент

Познавательно-коммуникационная деятельность «История дымковской игрушки».

Здравствуйте, гости дорогие! Очень рада видеть вас на нашей ярмарке «Город мастеров».  Я Дымковская Мастерица, из села Дымково (приглашает всех подойти к палатке с дымковскими игрушками).

Давным-давно, за дремучими лесами, за далёкими морями, на берегу голубой реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось большое село. В этом селе делали глиняные игрушки.

Игрушки делали зимой и ранней весной. Чтобы обжечь игрушки, печи топили до поздней ночи, и вся слобода была в дыму. От этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими.

Зимой и весной в Дымково мастерят игрушки. А в теплое время продают эти игрушки на ярмарке. И так много- много лет подряд. Бабушки учат внучек, а внучки - своих внучек.

В старину занимались лепкой игрушек исключительно женщины и дети до десяти лет.

Игрушки дымковских мастеров были самым ярким украшением ярмарки, на которой проходило праздничное гуляние с озорным и веселым названием Свистунья.

Так и дошла эта красивая игрушка до наших дней, а слава о ней разлетелась далеко-далеко по всему свету.

И в наше время есть мастерские дымковской игрушки. Там оживают сказочные коники, индюки, похожие на жар - птиц, бараны в штанишках, барыни и кавалеры, все это - настоящее чудо.

Какие игрушки лепят в Дымково? (Животных, птиц, людей.)

Давайте внимательно рассмотрим игрушки. Они вам о себе многое расскажут. (Рассматривают, трогают руками).

Как вы думаете, для чего нужны дымковские игрушки? (ими можно играть. Украшать свой дом, дарить друзьям).

А, вы знаете из какого материала они сделаны? (из глины)

А что делают потом? (их сушат, обжигают в печи и покрывают белой краской)

Правильно. А для росписи какие элементы используют дымковские мастера?  (кружки, волнистые и прямые линии, колечки…)

Да, для росписи игрушек дымковские мастера используют простые геометрические узоры – это кружочки, колечки, клетки, прямые и волнистые линии. А вы знаете, что в этих элементах есть волшебный секрет: круг означает солнце, волнистые линии - воду, а пересечение прямых линий (ромб) - землю.

А какой краской расписывают игрушки? (красной, желтой, синей, оранжевой).

Совершенно верно, красной, желтой, синей, оранжевой, сочетая их между собой так, чтобы узоры на игрушках получились нарядными, праздничными.

Молодцы, все знаете!

Я хочу подарить вам свою игрушку – дымковскую барышню. (показывает). Ласково и нежно называют эту игрушку - Дымка.

Ребята, полюбуйтесь ее красотой и подберите слово - Игрушка - какая? (Дети: нарядная, красивая, расписная, праздничная, глиняная, яркая, веселая).

2.                  Основная часть

Продуктивная деятельность «Роспись дымковских игрушек»

А вы хотите стать мастерами, которые так красиво раскрашивают дымковские игрушки? (Да)

Тогда я приглашаю вас в мою мастерскую, светлую и просторную. (приглашает, показывает рукой).

Пришел ваш черед показать свое мастерство. Я предлагаю вам стать мастерами игрушечных дел, или просто – игрушечниками и расписать каждому свою игрушку.

Проходите к столам, на столах есть все необходимые материалы для росписи дымковской игрушки – это фигурки и силуэты игрушек, гуашь и основной инструмент – кисточка. А чтобы вы почувствовали себя настоящими мастерами, я приготовила вам еще и «тычки» или ещё их называют «скрутки».

Посмотрите, как это делаю я:

Полоски я рисую вот так: сверху вниз, всей кистью (воспитатель показывает приём рисования).

А теперь вы нарисуйте полоски в воздухе.

А кружочки будем рисовать по кругу, всей кистью (воспитатель показывает приём рисования).

Маленькие точки мы будем рисовать кончиком кисточки! Вот так (показывает).

Сделаем точку аккуратно, как маленький укол. Покажите. (Дети рисуют кистью в воздухе.)

Молодцы, вы хорошо показали кисточками, как будете рисовать.

А сейчас наши гости, дымковские барышни, ждут, когда вы им красиво раскрасите юбки.

Но прежде чем мы начнем работать, мы с вами разомнем наши пальчики.

Физминутка:

Привезли мы глину с дальнего бугра

руки на поясе, повороты с пружинкой

Ну-ка за работу, чудо-мастера!

руки вперед, в стороны

Слепим, высушим – и в печь!

лепят «ладошками»

А потом распишем

пальчики щепоткой, рисуют волнистые линии

Будем мы игрушки «печь»,

лепят «ладошками»

Печка жаром пышет.

кулачки сжимают и разжимают

А в печи не калачи, не ватрушки,

машут указательным пальцем

А в печи – игрушки!

руки вперед

Посмотрите, на столах стоят дымковские барышни, лежат силуэты игрушек. Мне их передали мастерицы - подружки. Но они мне передали не только завершённые работы, но и недорисованные, и просили меня, передать их вам. Ну что, ребята поможем мастерицам разукрасить игрушки?

Дети и взрослые разделены на творческие группы, каждая группа выполняет определенное задание: расписать трафареты дымковских игрушек, расписать фигурки).

Но прежде чем расписывать внимательно посмотрите на элементы узоров, которыми можно расписывать игрушку. Выберите для себя понравившийся.

А сейчас давайте с вами поиграем. У вас на столах лежат дымковскими игрушками, но они почему-то без узоров. Вам нужно будет подобрать необходимые для ваших барышень узоры на юбки.

пражнение «Кто быстрее подберет узор для юбки». Дети выбирают для себя понравившийся образец).

Я хочу вам напомнить правила росписи дымковской игрушки: (показ на игрушке)

Узор мысленно составляем, по игрушке размещаем.

Крупные элементы узора рисуем, друг с другом чередуем.

Цвета выбираем, мелкие детали добавляем. (Полоски и точки наносим в последнюю очередь)

В узоре рисунок повторяем, одно и то же изображаем.

Белый цвет оставляем, про дымковскую роспись не забываем.

А сейчас вы сможете расписать любую игрушку, которая вам понравилась. Рисовать будете гуашью, передавая характерные узоры дымковских игрушек. Начнем с кругов, затем точки, затем полоски, и т.д. Работу выполняйте надо аккуратно, точно.

(Дети самостоятельно выбирают себе игрушку для росписи)

Воспитатель: Хочу еще раз напомнить.

Чем лучше круги нарисовать?

Дети: тычком

Воспитатель: а кольца, волнистые линии и полоски?

Дети: тонкой кисточкой

Воспитатель: а маленькие горошинки?

Дети: ватными палочками.

Ребята, наносить нужно другую краску после того, когда высохнет первая.

В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь помогает советами, индивидуальным показом. Включает негромкую народную музыку.

В процессе рисования педагог следит за тем, чтобы дети сравнивали свои рисунки с выбранными фигурками, добивались точной передачи узора. Напоминает, что нужно хорошо промывать кисть, промокать ее о тряпочку, иначе краски будут пачкаться и узор не получится ярким, звонким. По окончании рисования предлагает ребятам отнести игрушки на столы, где выставлены игрушки для ярмарки. (заранее поставить стол).

3.         Заключительная часть.

Игрушки ваши готовы. Смотришь на ни и наглядеться не можешь.

Ах, какая красота! Все игрушки не простые

А волшебно- расписные, белоснежны, как березки

Кружочки, кисточки, полоски-

Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор

– У вас получились замечательные игрушки, расписанные какой росписью? (Дымковской)

Сегодня вы славно и творчески поработали в моей мастерской. Мы познакомились только с одним промыслом - с дымковской игрушкой. Но наша страна славится и другими народными промыслами, которые мы увидели на ярмарке, они известны на весь мир, и встреча с ними у нас ещё впереди.

Дымковская игрушка – искусство только рукотворное. У одной и той же мастерицы нет одинаковых барынь, каждая отличается своим индивидуальным узором, сложением, позой. Нет, и не может, быть двух одинаковых игрушек. Каждая уникальна и единственна.

Приглашаю вас погулять по нашей ярмарке. Полюбоваться работами наших детей и воспитателей.

Звучит музыка «Светит месяц». Дети и гости свободно ходят по залу, рассматривают «товары».


 

ЯРМАРКА МАСТЕРОВ (Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в средней группе)

ЯРМАРКА МАСТЕРОВ (Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в средней группе)

В старину занимались лепкой игрушек исключительно женщины и дети до десяти лет

В старину занимались лепкой игрушек исключительно женщины и дети до десяти лет

А в печи не калачи, не ватрушки, машут указательным пальцем

А в печи не калачи, не ватрушки, машут указательным пальцем
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.02.2024