Ярмарка народных промыслов
Оценка 4.8

Ярмарка народных промыслов

Оценка 4.8
Работа в классе
docx
искусство +1
3 кл—7 кл
12.06.2023
Ярмарка народных  промыслов
продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами: Хохлома, Гжель, Городецкая игрушка, Жостовские подносы и т.д. -развивать наблюдательность, умение видеть отличительные особенности изделий, фон, колорит росписи, элементы узора; -приобщать детей к истокам русской народной культуры.
ярмарка народных промыслов.docx

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Филиал Д/с 36

 

 

 

 

Конспект НОД «Путешествие на ярмарку народных промыслов»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила Одейчук Ю.Ю

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Семикаракорск

2019г

 

Дата проведения 22.04.2019  9:50

Название: Конспект НОД «Путешествие на ярмарку народных промыслов»

Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД , патриотическое воспитание, Старшая группа

Автор: Одейчук Ю.Ю

Должность: воспитатель (соответствие должности)

Место работы: МБДОУ д/c «Светлячок »

Месторасположение: город Семикаракорск

Конспект НОД в старшей группе:

«Путешествие на ярмарку народных промыслов».

 Присутствовало 16 человек

Задачи:

1. Познавательные:

-продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами: Хохлома, Гжель, Городецкая игрушка, Жостовские подносы и т.д.

-развивать наблюдательность, умение видеть отличительные особенности изделий, фон, колорит росписи, элементы узора;

-приобщать детей к истокам русской народной культуры.

2. Социально-коммуникативные:

-развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству;

-воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам;

-продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям, народной музыке, устному народному творчеству.

3. Речевые:

-активизировать словарный запас при помощи слов: «ярмарка», «Гжель», «Хохлома», «Городецкая игрушка», «Матрешка».

4. Художественно-эстетические:

-способствовать развитию у детей эстетического вкуса, формированию прекрасного;

-учить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий;

-вызвать у детей желание побыть в роли мастеров, расписывающих матрешек.

5. Физические:

Предварительная работа:

-познакомить детей с русскими народными промыслами: -рассматривание иллюстраций, альбомов, посуды, игрушек,

-работа с раскрасками;

-во время прогулки рисование на снегу элементов росписи;

-беседы с детьми о русских народных традициях;

-знакомство детей с русскими народными играми «Моталочка», «Горелки с платочком».

Работа с родителями:

обращение к родителям с просьбой выучить с детьми данные им стихи-загадки о русских народных промыслах.

Материал и оборудование:

— элементы русской народной одежды для детей и воспитателей (для создания положительного эмоционального настроя)

— изделия русских народных промыслов: деревянная посуда с хохломской росписью, предметы гжельской керамики, образцы гжельской росписи, посуда и игрушки с городецкой росписью, посуда и подносы с жостовской росписью, разнообразные русские матрешки.

— иллюстрации с изображением ярмарки Презентация

— атрибуты необходимые для игр;

— различные угощения (связка баранок, сушки, пряники, украшения, плетёные корзины и другие разные предметы и сувениры, которые могли продаваться на ярмарке.

- пластилин, доска для лепки ,стек, кувшин

Интеграция образовательных областей:

«Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Физическая культура»

Ход Нод :

1.     Организационный момент — Приветствие:

Здравствуйте ребята! Сегодня замечательный день и мы хотим предложить вам отправиться с нами в путешествие! Вы согласны???

Дети: Да

Тогда предлагаю начинать…. Мы перенесемся с вами в прошлое. На много-много лет назад и узнаем, какими промыслами владели наши с вами предки.

Начинает звучать музыка «Ах, ярмарка» и дети заходят в группу.

Воспитатель 1: Ой ребята… мы с вами попали на выставку, на ярмарку ремесел… Посмотрите вот хохлома, а вот гжель и т.д.

2 – я Основная часть: описание ремесел:

Воспитатель 2: Проходите гости дорогие, не стесняйтесь!!! Посмотрите наши товары! Знакомы вам эти изделия?

Дети: Да….. Не

А давайте ка я вам, ребята дорогие, расскажу о наших товарах. (последующий рассказ сопровождается демонстрацией посуды и игрушек)

Гжельские изделия всегда легко отличить: они сделаны из белой глины и расписаны голубовато-синими широкими мазками, воспроизводящими цветочные композиции или сценки из народной жизни. В гжельском промысле всегда отводилось большое место настольной скульптуре. Это небольшие фигурки или группа фигурок высотой от 5 до 20 см, изображающие персонажей сказок, сюжетных или бытовых сценок, а также детские игрушки.

Городецкая деревянная игрушка разнообразна по тематике: люди, лошади, пароходы и т. д. Выразительность формы, яркие, живые краски, наивный «детский» орнамент всё это придаёт игрушке оригинальность, свежесть.

Жо́стовская ро́спись — народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово. Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному), причем мастер работает сразу над несколькими подносами.

Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.

По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение.

По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др.

Хохлома́ представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зелеными и золотистыми тонами по чёрному фону. На дерево при выполнении росписи наносится незолотой, а серебристо- оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкойдеревянной посуде эффект массивности.

Матрёшка , русская красавица Чем она привлекает? Своей простотой и яркой росписью. Прелесть матрёшки не только в её красочности, но и в занимательности. Всех восхищают и удивляют куклы, вложенные одна в другую. Выражение лица у каждой матрёшки своё.

Наиболее известны семёновские и загорские матрёшки, а также полхов-майданские. Все они отличались элементами росписи, но каждая была «одета» в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, полушалок, передник.

Добрый день, дети дорогие! Хожу я  по земле русской, сказки да былины старинные собираю. А потом людям добрым рассказываю. Вижу я, и вы собрались сказки послушать, да?

 

Жила когда-то в маленьком русском селе красавица Аксинья. И была она рукодельницей необыкновенной - шелками вышивала разноцветными, золотыми, да серебряными нитями. И так нравилось ее рукоделие всем, что слава о ней разошлась по всей земле русской. И стали купцы заезжие переманивать Аксинью: «Поедем, краса-девица, в город! Будешь самой лучшей мастерицей! Будешь жить в богатстве, не зная нужды».

 

Засмеялась девушка: «А я и так мастерица, проживу, без вашего города! Любо мне мое село родное: речка наша, лесочек, березки, цветы полевые. А в городе, что видеть буду?» И так ее уговаривали, и эдак, но  осталась Аксинья в своем селе, верна своей малой Родине и своему жениху.

 

И был у нее друг любезный - Степан, казак удалой, чуб завитой. Был он великим мастером, лепил посуду глиняную. И так у него все ловко получалось, дело спорилось. Добрая Слава о нем по Руси шла!

 

 Должны были они на Покров пожениться. Да година пришла недобрая, война началась, ушел воевать милый друг! Проводила Аксинья Степана, посмотрела вслед отъезжающим казакам, а в руке держала   букет  цветов  полевых, что Степан подарил на прощанье. Вернулась в курень, поставила цветы в кувшин с водой, который вылепил сам Степан, и стала ждать своего суженого. Но месяц проходит за месяцем, а весточки все нет и нет. Вот и полевые цветы уже завяли - бессмертники, несмотря на название, поблекли и опали. И решила Аксинья  кувшин расписать красками яркими. Но что за диво! Расцвели вдруг на кувшине цветочки полевые, словно живые, будто глазки чьи-то глядят на нее, и утешить пытаются: "Не печалься, Аксиньюшка, все будет хорошо!"

 

А вскоре и суженый ее вернулся. Вышла Аксинья его встречать, подала ему кувшин с молоком. Выпил Степан молоко, усы вытер. Смотрит, а на кувшине цветы цветут! Что за чудо? «Вроде мой кувшин - и не мой. Вроде, мои цветы?» «Твои», отвечает Аксинья.  «Они мне ждать тебя помогали!" Так и расцвел промысел Аксиньи и Степана. Как символ бесконечной любви и верности, в казачьих  семьях стала появляться Семикаракорском посуда под названием  «Аксинья». Вот так у нас на Дону и появился свой народный промысел – Семикаракорский фаянс расписной. Собрал он все краски родного края, весь цвет донской земли.

Загадки:

Воспитатель:Ребята, сейчас вы узнали об основных народных промыслах на Руси, а теперь отгадайте загадки о них.(Загадки рассказывают дети, выучившие их предварительно, а отгадывают остальные дети группы):

Листочки, ягодки, цветочки,

Стебелечек, завиток,

Здесь хозяева три цвета:

Черный, красный, золотой.

Кто привез товар такой?  (Хохлома)

Коль на досточке девица

Иль удалый молодец,

Чудо-конь и чудо птица-

Это значит … (Городец)

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша ….(Русская матрешка)

Воспитатель 2: Ой ребята, какие же вы молодцы!!! И все знаете, и все помните и загадки отгадывать умеете!!!

Продуктивная деятельность.

Воспитатель 1: дорогие ребята, а сейчас мы предлагаем вам немножко отвлечься. Подходите сюда. На этом столике вы видите матрешек. Чего у них не хватает( ответы детей) . Да вы совершенно правы, эти матрешки без лиц и не расписаны. Мы предлагаем вам выбрать себе по матрешке, присесть за столы, взять кисточки и красками расписать свою матрешку….. (Дети выполняют задание) Какие вы молодцы! У вас такие яркие и необычные матрешки.

Игровые физминутки:

Воспитатель 2: А теперь давайте поиграем с вами в игры, в которые играли детки на Руси.

«Горелки с платочком»

Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек.

Все хором.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший “горит”, т. е. водит. А за нею вилки,

Рюмки да бутылки,

Чашки да ложки

Скачут по дорожке.

– Ребята, как вы думаете, о чем этот отрывок? (ответы детей)

– Ребята для чего нам в жизни нужна посуда? (ответы детей)

– Посмотрите, какие виды посуды мы знаем? (дети перечисляют)

– Да, верно. Одним из видов посуды является кувшин.

– Сейчас ребята, мы с вами проведем физкультминутку, и начнём работу.

Физкультминутка

1,2,3,4,5 – вышли дети погулять,

Остановились на лугу,

Я вперед быстрей бегу.

Лютики, ромашки, розовые кашки,

Собирал наш детский сад.

Цветов много у ребят,

Ах, какие душистые.

– Посмотрите на кувшин. Скажите мне пожалуйста, из чего состоит кувшинчик? (горлышко, дно, ручка).

– Молодцы!

– Сначала мы возьмем пластилин. Разогреем его в ладошках. Отложим кусочек пластилина на ручку кувшинчика.

–Теперь скатываем овал. Затем кончиком пальца нажимаем на овал и делаем отверстие. Теперь вытягиваем края у отверстия, чтобы придать кувшину форму. Из отложенного кусочка пластилина скатываем полоску и делаем ручку пластилина. Наш кувшин готов.

Самостоятельная деятельность детей.

(после того, как дети закончат свою работу, раскладываем на столах и рассматриваем их).

3 часть — Итог занятия:

Воспитатель 1: Ох ребята, какие же вы ловкие и быстрые! Вы молодцы! Ой а кажется мы что-то забыли сделать! Посмотрите внимательно на наших матрешек! Что-то с ними не так?!

Воспитатель 1: Правильно ребята! Предлагаю вам подойти к последнему столу – и в многообразии лиц выбрать то для своей матрешки, которое соответствует вашему настроению в эту минуту!

Дети выполняют задание.

Воспитатель 1: Ребята где мы с вами сегодня побывали и о чем говорили? Воспитатель 1: Правильно, а теперь предлагаю сесть на места и вернуться с ярмарки в наш детский сад.


 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Дата проведения 22.04.2019 9:50

Дата проведения 22.04.2019 9:50

Моталочка», «Горелки с платочком»

Моталочка», «Горелки с платочком»

В гжельском промысле всегда отводилось большое место настольной скульптуре

В гжельском промысле всегда отводилось большое место настольной скульптуре

Аксинью: «Поедем, краса-девица, в город!

Аксинью: «Поедем, краса-девица, в город!

Черный, красный, золотой. Кто привез товар такой? (Хохлома)

Черный, красный, золотой. Кто привез товар такой? (Хохлома)

Рюмки да бутылки, Чашки да ложки

Рюмки да бутылки, Чашки да ложки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.06.2023