Явление
Оценка 4.8

Явление

Оценка 4.8
doc
08.06.2020
Явление
Явление электромагнитной индукции.doc

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

«Явление электромагнитной индукции»

Учебная цель: формирование представлений о физическом явлении «Электромагнитная индукция»

Цель будет считаться достигнутой, если ученики:

  • правильно воспроизведут определение физического явления «Электромагнитная индукция»
  • научаться демонстрировать опыты Фарадея
  • научаться объяснять возникновение индукционного тока в замкнутом контуре
  • правильно выполнят задания из вариантов прошлых лет ЕГЭ и ОГЭ по теме «Явление ЭМИ»

Педагогическая цель:

организовать учебную деятельность учащихся по освоению ими предметных и универсальных компетенций, связанных с умением самостоятельно добывать знания в ходе эксперимента

Задачи урока:

Образовательные:

познакомить учащихся с историей открытия явления электромагнитной индукции; предоставить возможность учащимся самостоятельного воспроизведения опытов Фарадея;

содействовать в формировании понятия электромагнитной индукции

подвести учащихся к самостоятельному выводу, что изменяющееся магнитное поле порождает в замкнутом проводнике электрический ток.

познакомить учащихся со значением открытия явления электромагнитной индукции

Развивающие:

 продолжить развитие экспериментальных и исследовательских навыков; умений устанавливать причинно-следственные связи между фактами, результатами наблюдений и опытов; развивать умения производить наблюдения и выполнять лабораторные опыты с целью получения новых знаний посредством проведения фронтального эксперимента;

развивать умения определять цели и задачи своей деятельности, умений продуктивно общаться через организацию групповой работы;

способствовать развитию познавательного интереса к физике через привлечение исторического материала.

Воспитательные:

воспитание ответственного отношения к учению на основе готовности и способности к саморазвитию и самообразованию;

формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками;

на примерах из истории физики воспитывать думающую личность, умеющую давать нравственную оценку, ценить и понимать важность неустанного труда, целеустремленности.

Оборудование к уроку: катушки индуктивности, полосовой магнит, универсальный штатив, миллиамперметр, источник тока, ключ, реостат, провода соединительные.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность

учителя

 

Деятельность

обучающихся,

ФОУД

Формирование УУД

Определение потребностей и мотивов

Знакомит с высказыванием А.С. Пушкина:

 О сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух,

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель!

 

Готовит учащихся к работе на уроке. Формулирует вопросы, актуализирующие опорные знания и умения учащихся по теме урока.

  1. Что вы знаете об электрическом и магнитном полях?
  2. Есть ли связь между электрическими и магнитными явлениями?

 

 

 

 

 

Проблемный вопрос

 Но если эл. ток способен создать магнитное поле, то может быть возможно…наоборот…

 

Майкл Фарадей поставил перед собой задачу получить из магнетизма электричество "Превратить магнетизм в электричество"- написал он в своем дневнике. При этом он постоянно носил в кармане моток проволоки и постоянный магнит. Почти 10 лет упорной работы потребовалось Фарадею на решение этой задачи. Но мы с вами не располагаем таким длинным временным отрезком, урок наш ограничен, поэтому выполним некоторые опыты Фарадея на современном оборудовании.

 

 

Как называется измерительный прибор?

Какого его назначение?

 

Учитель демонстрирует учащимся опыт Фарадея с катушкой и постоянным магнитом.

 

Что вы видите?

Сделайте вывод из увиденного.

 

Ставит проблему: Откуда появился ток в замкнутом контуре?

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы, включаются в мыслительный процесс по изучению явления электромагнитной индукции (Ф)

 

Да, связь есть. Эл. ток способен вызывать появление магнитного поля, именно оно действует на магнитную стрелку, расположенную рядом с проводником с током. (опыт Эрстеда)

 

Формулируют проблемный вопрос:

Возможно ли с помощью магнитного поля создать в проводнике эл. ток?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гальванометр; обнаруживает эл. ток

 

 

 

 

Отклоняется стрелка.

Делают вывод: в катушке появился эл. ток

Фиксируют проблему в тетради.

 

Личностные: смыслообразование Регулятивные: целеполагание

Познавательные: формулирование проблемы

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов

 

Принятие учебных целей и условий их достижения

Учитель побуждает учащихся к выдвижению гипотез.

 

 

 

 

 

 

Вы только что наблюдали новое, неизвестное вам физ. явление. Поставьте, пожалуйста перед собой цели урока. Что бы вы хотели на уроке сделать?

 

А вы знаете название явления, которое только что наблюдали?

 

Это явление было названо явлением электромагнитной индукции.

Запишем тему нашего сегодняшнего урока – «Явление электромагнитной индукции»

 

Ответы на какие вопросы вы хотели бы получить на уроке?

 

 

 

 

Достаточно ли вам будет получить на уроке только знания?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итак, у вас  есть цель, вы поставили перед собой задачи. А как вы будете их  реализовывать?

 

 

Пытаются разрешить проблемную ситуацию, высказывают предположения, выдвигают гипотезу:

 

Электрический ток можно получить с помощью магнитного поля.

Фиксируют гипотезу в тетради.

 

 

Изучить новое физическое явление

 

 

 

Нет, не знаем названия

 

 

Фиксируют тему в тетради.

 

 

Учащиеся определяют что они хотели бы узнать. (Ф)

  • Понять в чем заключается сущность явления.
  • Узнать при каких условиях оно происходит

 

Нет, только знаний недостаточно, нужны умения

  • Научиться описывать и объяснять физическое явление.
  • Научиться применять полученные знания при решении задач
  •  Уметь приводить примеры практического использования

физического явления.

 

 

Мы будем проводить эксперименты и выполнять упражнения

Регулятивные: планирование

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные: разрешение конфликтов

 

Проверка принятой гипотезы, сбор данных, их анализ, формулирование выводов

 Для проверки выдвинутой гипотезы класс разбивается на 3 группы, каждая из которых выполняет экспериментальное задание.

 

 

Итак, возвращаясь к теме нашего урока, мы теперь можем сформулировать определение и сказать, в чем же заключается явление электромагнитной индукции. При всяком изменении магнитного потока, пронизывающего контур замкнутого проводника, в этом проводнике возникает электрический ток, существующий в течение всего процесса изменения магнитного потока. В этом и заключается явление электромагнитной индукции.

 

Ток возникающий в проводнике вследствие явления ЭМИ имеет особое название. Пожалуйста, предположите как он может называться.

 

Электрический ток, возникающий при явлении электромагнитной индукции, называется индукционным.

 

Где можно узнать значение неизвестных слов?

Учащиеся выполняют экспериментальное задание по группам (Приложение 2), после чего идет обсуждение и заполнение таблицы на доске. (Приложение 3)

(Г)

 

 

 

 

Формулируют определение

 

 

 

 

 

 

Предполагают: индукционный.

 

 

 

 

 

Задают вопрос: Что означает это слово?

Ищут значение слова в словаре, читают вслух.

Познавательные: структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи

 

Итоговый самоконтроль и самооценка (рефлексивное осмысление и самопознание)

Теперь мы должны закрепить наши новые знания, чтобы время, проведенное на уроке, не прошло зря.

 

 

Перед вами 5 заданий из ГИА и ЕГЭ прошлых лет. На выполнение – 5минут.

 

-«Я уверен, что вы все справились с контрольными заданиями, а насколько хорошо у каждого из вас это получилось, я проверю позже и на следующем уроке мы подведем итоги этой работы. Итак, ребята, урок наш подходит к завершению. А помните ли, вы с чего мы начали урок?»

 

 

 

 

Однажды после лекции Фарадея в Королевском обществе, где он демонстрировал свои опыты, к нему подошел богатый коммерсант, оказывавший обществу материальную поддержку, и надменным голосом спросил:
- Всё, что вы нам здесь показывали, господин Фарадей, действительно красиво. Но теперь скажите мне, для чего годится эта магнитная индукция!?
- А для чего годится только что родившийся ребёнок? - ответил рассердившийся Фарадей.

После этого дня прошло много лет и электромагнитная индукция нашла самое широкое применение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание:

В учебнике: § 48, упр. 39(1, 2), подготовиться к лаб. работе №4

Дополнительное задание: Подготовить сообщение о значении явления электромагнитной индукции в современном мире.

 

Рефлексия

Проанализируй достигнута цель? Решены поставленные задачи?

 

 

 

 

Оцени свою работу на уроке

 

 

А теперь выразите свое отношение к изученному явлению через синквейн

 

Спасибо за активную  работу на уроке! До свидания!

Выполняют задания ГИА и ЕГЭ (И)

 

 

Выполняют самостоятельно тестовые задания

 

Самопроверка (ответы на доске)

1-Г  2-В  3-В  4-Б  6-В

 

 

 

Возвращаются к цели урока и проблемному вопросу, отвечают на него, делают вывод по гипотезе, выходят на практическое применение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащийся рассказывает заранее подготовленное сообщение по теме «Электромагнитная индукция в современной технике»

 

Записывают домашнее задание

 

 

 

 

 

 

Ребята оценивают урок и свою работу на нем, делают выводы о том достигнуты ли цели урока. Говорят о том, что узнали нового. (Ф)

 

 

 

 

 

 

Создание синквейна. (пример) (И)

Индукция.

Электромагнитная, возникающая.

Появляется, наводится, вызывается.

Магнетизм превращен в электричество.

Явление

Личностные: нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей),  обеспечивающее личностный моральный выбор. Регулятивные: оценка, саморегуляция

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

.

 


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «Явление электромагнитной индукции»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «Явление электромагнитной индукции»

Знакомит с высказыванием А.С

Знакомит с высказыванием А.С

Что вы видите? Сделайте вывод из увиденного

Что вы видите? Сделайте вывод из увиденного

Итак, у вас есть цель, вы поставили перед собой задачи

Итак, у вас есть цель, вы поставили перед собой задачи

Ищут значение слова в словаре, читают вслух

Ищут значение слова в словаре, читают вслух

Домашнее задание: В учебнике: § 48, упр

Домашнее задание: В учебнике: § 48, упр
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2020