УДК 808.51
К.Д.Зембахтина
Глазовский государственный педагогический институт
г. Глазов, Россия
K.D.Zembahtina
Glazovsky State Pedagogical Institute
Glazov, Russia
Языковые особенности речи блогеров
Language features of bloggers' speech
Аннотация. В данной статье рассматриваются языковые особенности речи блогеров. Блог для современной лингвистики представляет собой особую значимость. В статье рассматривается анализ некоторых качеств речи блогеров, их умение передавать информацию, взаимодействовать с аудиторией.
Ключевые слова: блогер, блог, блогосфера, речь, аудитория, взаимодействие, медиа.
Annotation. This article discusses the linguistic features of bloggers' speech. The blog is of particular importance for modern linguistics. The article examines the analysis of some of the qualities of bloggers' speech, their ability to transmit information, interact with the audience.
Keywords: blogger, blog, blogosphere, speech, audience, interaction, media.
Введение. Взаимодействие блогосферы и общества – актуальная проблема современного мира. В эпоху гаджетов сложно представить существование человека, не имеющего связи с сетью Интернет, а также не интересующегося жизнью или деятельностью того или иного блогера.
М. Дезе [1] относит блоги и различные площадки к онлайн-журналистике. Дезе отмечает, что блоги являются сегментом профессиональной журналистики, поскольку выполняют функцию медиа.
Направления в данной сфере могут быть различными: от кулинарии до интервью, от моды до путешествий, от музыки до бытовой тематики касательно конкретного населённого пункта. Таких примеров огромное множество, причиной тому является разнонаправленность сферы блогерства. Блогером может стать абсолютно каждый, важно лишь уметь привлечь внимание аудитории тем или иным способом. Но не нужно забывать о том, что речь любого блогера – особенна. Для подачи информации не существует определённого шаблона. В рамках данной статьи мы рассмотрим примеры из речи блогера Вероники Степановой. Задачей статьи является анализ «ярких» высказываний блогера, стиля общения, эмоциональности и других приемов, встречающихся в её речи.
Основная часть. Новой сетевой формой подачи информации в Интернете является блог. В блогах авторы текстов могут выражать своё мнение по поводу значимых общественных событий, вести дискуссии с посетителями и размещать частную информацию, полученную от других пользователей [9,с.23].
Рассмотрим медиа-контент психолога, блогера Вероники Степановой. Анализируя её речь, мы замечаем важную особенность – многоударность речи. Она акцентирует внимание на каждом слове тогда, когда начинает усиленно выступать. Данный способ помогает ей донести до зрителя главный смысл её изречений. Артикуляцию же можно охарактеризовать чрезмерным напряжением мышц лица, что в некоторых случаях создает затруднение восприятия информации. Связано это с тем, оратор как будто не слышит своего зрителя, но при этом пытается настоять и навязать свою точку зрения.
Нетрудно заметить, что речь Вероники Степановой характеризуется множеством запоминающихся афоризмов. Зачастую они отражают тематику довольно интимного характера. В этом прослеживается некое своеобразие психологической деятельности оратора. Благодаря её открытости, аудитория может правильно воспринять информацию, не испытывая чувства стыда и не делая акцент на пошлость. В качестве примеров можем рассмотреть некоторые высказывания: «Старайтесь как можно раньше начинать говорить о сексе со своим партнёром, потому что чем дальше вы заходите в отношения, тем сложнее вам говорить о сексе. Чем раньше, тем лучше; чем больше, тем лучше. Обсуждайте вчерашний секс соседей, ваш вчерашний секс, как ваши друзья могли бы заниматься сексом, обсудите какие-то эротические сюжеты из фильмов. Говорите, говорите, говорите». Психолог работает в нескольких общественных сферах. Её деятельность может касаться как отношений между партнёрами, так и дружеских отношений: «Друг - гей — это очень здорово. Те девочки, которые хотят себе найти подружку — друга, гей — идеальный вариант»; семейных взаимоотношений: «Если у ребёнка гнев к своей матери, а он не дал выплеснуться этому гневу, то этот гнев будет переноситься на других женщин»; внутреннего состояния личности: «Внутренней пустоты не бывает. Обычно за такой пустотой стоит обида, боль, горечь, разочарование, досада, страх, одиночество, тоска, что-то очень-очень болезненное. Чувство внутренней пустоты является неким наркотиком, естественным внутренним каким-то препаратом, который спасает человека от разрушения и безумия. Это потрясающе, что наш организм, наша психика помогает человеку выжить».
Что касается особенностей лексики, можно выделить употребление жаргонизмов в речи оратора: «быдляческие замашки», «рожа кривая», «орет, как дура ненормальная». Такая лексика употребляется, когда автор изображает на обобщенном примере неправильное поведение личности. Но в противовес жаргонизмам в речи Вероники Степановой встречаются и научные термины: «негативизм», «истероидность». Также отметим использование метафор: «Все приезжали в школу на красивых машинах, а она приезжала на этом красно-оранжевом ведре»; «Она неистово радовалась этой мохнатке», «Он ей все без конца в клювике носил», «Он начинает её нюхать». Данный приём употребляется, когда автор изображает на обобщенном примере неправильное поведение личности.
Обратимся к синтаксическим особенностям. Заметно, что речь Вероники Степановой насыщена обилием таких конструкций, как сравнительные обороты, к примеру: «Я хочу, чтобы вы меня любили, как свою Леди Гагу, не меньше».
Из словообразовательных аспектов можно выделить использование в речи аббревиатур: «То ли ПМС, то ли не выспалась».
Если же обратиться к морфологической стороне речи оратора, то мы заметим употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов: «папочка», «машинюшку», «маленькая неказистенькая», «стреляние глазками», «глазюшки», «маленькая детская головёшечка». Данный прием употребляется с целью показать несостоятельность личности в том или ином плане, зачастую в процессе сравнения.
Заключение. Таким образом, можно сделать вывод, что речь блогера должна быть уникальна, насыщена, непрерывна. Не должно быть неуверенных пауз и ощущения, что материал не проработан. Это важно для того, чтобы аудитория «тянулась» к оратору, была заинтересована. В таком случае будет обратная связь, что, соответственно, способствовало бы успешности блогера.
Список литературы
1. Юн, Е.А. Особенность языка блогосферы на примере публикаций журналистики и писательницы Натальи Радуловой и скандально известного блогера, сценариста, писателя Лены Миро
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.