юный ученый

  • doc
  • 29.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала yunyy_uchyonyy.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа

дополнительного образования

«Юный учёный»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2012- 13 учебный год

     В сегодняшнем образовании очень много внимания уделяется развитию универсальных учебных действий и формированию ключевых компетенций. С введением нового стандарта и нового видения проблем современного образования становится понятным, что на формирование компетенции и становление универсальных учебных действий большое внимание оказывают учебная мотивация и интерес детей к учёбе. Считаем, что эти показатели будут наиболее качественными, если обучение учащихся основывается на их собственном опыте. Такое обучение называют «исследовательским». «Исследовательское » обучение – это обучение, в котором учащийся ставится в позицию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени организованного учителем (Кларин М.В.).  Оно служит для формирования учебно – познавательной, информационной  и  ценностно – смысловой компетенций. Обучение методом исследований и опытом практической деятельности, возможно, станет одной из важных форм организации по активизации внимания и повышению учебной мотивации школьников к учению. Хотя данная форма обучения практикуется, в основном, в старшей школе, считаем целесообразным  вводить  её основы в учебный процесс в начальной школе как одну из форм внеучебной деятельности.  В ней могут принимать все учащиеся, которым интересно понять окружающий мир. Поэтому было решено разработать  программу дополнительного образования с естественно – научным уклоном (через создание детского научного общества «Юный учёный».

     Цель научного общества:  формирование у младшего школьника учебно – познавательной активности  и   умение видеть и понимать мир  через опыт научно- практической деятельности.

 В её реализации помогут следующие задачи:

1. развитие  теоретического  мышления, умений обобщать и систематизировать  информацию, полученную с помощью книг, опытов, наблюдений и т.д.;

2. развитие  творческих способностей детей, обогащение  их кругозора и речи (письменной  и устной);

3.формирование наблюдательности и внимания, умений работать с художественными и научными текстами,;

3. формировать умения пользоваться компьютерными источниками информации, энциклопедиями, словарями и  умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую литературу.

Принципы обучения  по данной программе:

-     Эмоционально -  положительное отношение учащихся к дея­тельности - основное условие развития детей;

-     учет индивидуальных особенностей детей - одно из главных условий успешного обучения;

-     последовательность освоения материала - от простого знакомого  к сложному, от  готовых заданий к творческим решениям.

       Темы детских исследований на занятиях будут, в – основном:

- теоретические (темы, ориентированные на работу по изучению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках: книгах, компьютерных источниках, знаний других людей);

- практические опыты.

     При ведении и обучении учащихся навыкам исследовательской деятельности будем  выделять  следующие этапы:

1.     Выбор темы и постановка цели исследования - опыта (обязательно с учётом интересов ребёнка или на выбор по определённому предмету, цель ставить вместе с учителем, возможно выдвижение гипотезы).

2.     Подбор материалов по теме исследования (литература, материалы для опытов, место проведения опыта, факты, домыслы и т.д.)

3.     Изучение информации (обобщение и систематизация полученной информации, черновые записи исследования).

4.     Оформление исследования:

- титульный лист (школа, тема, Ф.И. учащегося или группы, класс)

- план работы

- описание хода работы

- заключение (вывод)

- использованная литература

- приложение (фотографии, рисунки, чертежи, отзывы и т.д.)

5. Защита исследования.

   Формами  защиты могут быть: реферат, публикация (в стенгазете, в школьном журнале), презентация, доклад, проведение опыта.

Возраст участников научного общества: 9 – 11 лет.

Срок освоения программы – 1 год.

Количество занятий – 68 часов.

 Основная форма проведения занятий – практические работы (опыты и эксперименты). Каждое занятие включает теоретическую часть  и  практическую работу (научные опыты).

    Ожидаемые результаты:

1.     Младшие школьники в процессе исследовательской деятельности смогут с интересом осваивать знания через опыт практических опытов и изучения свойств разных предметов.

2.      Умения вести исследования в виде  простейших опытов, использовать различную информацию помогут безболезненно перейти к обучению в старшем звене.

3.     Ведение опытной деятельности поможет сформировать у детей правильную научную картину мира.

И ещё: в исследовательской деятельности мы должны нацеливаться не на результат, а на процесс деятельности. Главное – вызвать интерес ребёнка, пробудить желание к познанию необычного и неизученного, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда результат будет обеспечен.

 

 

 

 

 

Содержание программы

 

Название

 раздела

Кол-

 во

часов

Элементы содержания

Планируемые результаты  освоения программы

1

Вещества и материалы

12

- молекулы

- свойства разных веществ и материалов

- химические соединения

- кулинарные премудрости

- знать   свойства различных материалов

-  знать и соблюдать  правила  проведения экспериментов

2

Свет в нашей жизни

12

- движение света

- свет, цвет и живопись

- польза света

- движущиеся картинки

- представлять   роль света в жизни человека и природы

- уметь  составлять план опытной работы

3

Движение и механизмы

20

- законы движения

- энергия и источники энергии

- электричество

- рычаги и трение

- скорость

- уметь  собирать простейшие механизмы

-  приводить примеры движения под действием энергии

- иметь представление о сборе информации для опыта

4

Звук и музыка

12

- колебания и звук

- звуковые сигналы

- звуковые волны

- польза и вред звуков

- иметь простейшие представления о звуке и его роли в природе

- уметь  придумывать свои собственные опыты

5

Воздух вокруг нас

12

- атмосферное давление

- температура воздуха

- вода в воздухе

- как дует ветер

- круговорот воды в природе

- польза и вред воздуха

- знать основные свойства воздуха – собирать

- уметь самостоятельно работать в команде по заданной теме опыта

- уметь презентовать свои исследования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эмблема общества

 

 

 

 

 

ЮНЫЙ

 

УЧЁНЫЙ

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

( 1 полугодие)

 

Тема занятия

Кол

 –во

 часов

Форма занятия

1

Правила безопасности при проведении опытов

1

теоретическая

2

Молекулы - силачи

1

 

 

 

 

 

 

практическая (проведение опытов)

3

Как ведёт себя вода

1

4

Чудесные ткани

1

5

Изучаем бумагу

1

6

Металлы

1

7

Кислоты и щелочи

1

8

Плавучесть

1

9

Плотность

1

10

Удивительные смеси

1

11

Химические соединения

1

12

Кулинарная премудрость

1

13

Свет – источник всего живого

1

теоретическая (работа с научно – художественным текстом)

14

Движение света

1

 

 

практическая (проведение опытов)

15

Свет и цвет

1

16

Цвет и живопись

1

17

Свет приносит пользу

1

18

Отражение света

1

19

Солнечный свет

1

20

Свет и цвет в природе

1

21

Движущиеся картинки

4

- практическая работа +

представление книжек – мультяшек)

 

22

Движение, энергия и многое другое … 

1

теоретическая (работа с энциклопедиями)

23

Законы движения

1

 

практическая (проведение опытов + изготовление механизмов)

24

Движение и остановка

1

25

Источники энергии

2

26

Электрический заряд

1

27

Электрическая энергия

1

28

Сила тяжести

1

 

 

 3 четверть

 

Тема занятия

Кол

 –во

 часов

Форма занятия

1

Электрическая энергия.

2

теоретическая

2

Сила тяжести.

2

 

 

 

 

 

 

практическая (проведение опытов)

 

 

 

теоретическая

3

Мощные рычаги.

2

4

Блочная тяга.

1

5

Зубчатая передача

1

6

Клинья и склоны.

1

7

Могучее трение.

1

8

Скорость

1

9

Презентация опытов перед одноклассниками.

1

13

Звук и музыка.

1

теоретическая (работа с научно – художественным текстом)

14

Колебания

2

 

 

практическая (проведение опытов)

 

теоретическая

15

Распространение звука.

2

16

Громкость звука.

2

17

Презентация работ перед одноклассниками.

1

 

 

 

 

 

4 четверть

 

Тема занятия

Кол –во часов

Форма занятия

1

Настройка звука

1

практическая (опыты)

2

Звуковые сигналы

1

3

Звук и тишина

1

4

Слушать и слышать

1

5

Воздух повсюду

1

теоретическая

6

Есть ли там воздух

1

 

 

 

 

практическая (опыты)

7

Атмосферное давление

1

8

Температура воздуха

1

9

Всасывание

1

10

Вода в воздухе

1

11

Мир, открытый  ветрам

1

12

Как дует ветер

1

13

Всё выше и выше

1

14

Круговорот воды в природе

1

15

Мощь воздуха

1

16

Воздух приносит пользу

1

17

Презентация опытов перед одноклассниками

1

практико - теоретическая

 

 

 

Список литературы:

1.     «Мои первыё научные опыты», Ридердз Дайджест, 2008г.


2.