Программа
дополнительного образования
«Юный учёный»
2012- 13 учебный год
В сегодняшнем образовании очень много внимания уделяется развитию универсальных учебных действий и формированию ключевых компетенций. С введением нового стандарта и нового видения проблем современного образования становится понятным, что на формирование компетенции и становление универсальных учебных действий большое внимание оказывают учебная мотивация и интерес детей к учёбе. Считаем, что эти показатели будут наиболее качественными, если обучение учащихся основывается на их собственном опыте. Такое обучение называют «исследовательским». «Исследовательское » обучение – это обучение, в котором учащийся ставится в позицию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени организованного учителем (Кларин М.В.). Оно служит для формирования учебно – познавательной, информационной и ценностно – смысловой компетенций. Обучение методом исследований и опытом практической деятельности, возможно, станет одной из важных форм организации по активизации внимания и повышению учебной мотивации школьников к учению. Хотя данная форма обучения практикуется, в основном, в старшей школе, считаем целесообразным вводить её основы в учебный процесс в начальной школе как одну из форм внеучебной деятельности. В ней могут принимать все учащиеся, которым интересно понять окружающий мир. Поэтому было решено разработать программу дополнительного образования с естественно – научным уклоном (через создание детского научного общества «Юный учёный».
Цель научного общества: формирование у младшего школьника учебно – познавательной активности и умение видеть и понимать мир через опыт научно- практической деятельности.
В её реализации помогут следующие задачи:
1. развитие теоретического мышления, умений обобщать и систематизировать информацию, полученную с помощью книг, опытов, наблюдений и т.д.;
2. развитие творческих способностей детей, обогащение их кругозора и речи (письменной и устной);
3.формирование наблюдательности и внимания, умений работать с художественными и научными текстами,;
3. формировать умения пользоваться компьютерными источниками информации, энциклопедиями, словарями и умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую литературу.
Принципы обучения по данной программе:
- Эмоционально - положительное отношение учащихся к деятельности - основное условие развития детей;
- учет индивидуальных особенностей детей - одно из главных условий успешного обучения;
- последовательность освоения материала - от простого знакомого к сложному, от готовых заданий к творческим решениям.
Темы детских исследований на занятиях будут, в – основном:
- теоретические (темы, ориентированные на работу по изучению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках: книгах, компьютерных источниках, знаний других людей);
- практические опыты.
При ведении и обучении учащихся навыкам исследовательской деятельности будем выделять следующие этапы:
1. Выбор темы и постановка цели исследования - опыта (обязательно с учётом интересов ребёнка или на выбор по определённому предмету, цель ставить вместе с учителем, возможно выдвижение гипотезы).
2. Подбор материалов по теме исследования (литература, материалы для опытов, место проведения опыта, факты, домыслы и т.д.)
3. Изучение информации (обобщение и систематизация полученной информации, черновые записи исследования).
4. Оформление исследования:
- титульный лист (школа, тема, Ф.И. учащегося или группы, класс)
- план работы
- описание хода работы
- заключение (вывод)
- использованная литература
- приложение (фотографии, рисунки, чертежи, отзывы и т.д.)
5. Защита исследования.
Формами защиты могут быть: реферат, публикация (в стенгазете, в школьном журнале), презентация, доклад, проведение опыта.
Возраст участников научного общества: 9 – 11 лет.
Срок освоения программы – 1 год.
Количество занятий – 68 часов.
Основная форма проведения занятий – практические работы (опыты и эксперименты). Каждое занятие включает теоретическую часть и практическую работу (научные опыты).
Ожидаемые результаты:
1. Младшие школьники в процессе исследовательской деятельности смогут с интересом осваивать знания через опыт практических опытов и изучения свойств разных предметов.
2. Умения вести исследования в виде простейших опытов, использовать различную информацию помогут безболезненно перейти к обучению в старшем звене.
3. Ведение опытной деятельности поможет сформировать у детей правильную научную картину мира.
И ещё: в исследовательской деятельности мы должны нацеливаться не на результат, а на процесс деятельности. Главное – вызвать интерес ребёнка, пробудить желание к познанию необычного и неизученного, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда результат будет обеспечен.
Содержание программы
№ |
Название раздела |
Кол- во часов |
Элементы содержания |
Планируемые результаты освоения программы |
1 |
Вещества и материалы |
12 |
- молекулы - свойства разных веществ и материалов - химические соединения - кулинарные премудрости |
- знать свойства различных материалов - знать и соблюдать правила проведения экспериментов |
2 |
Свет в нашей жизни |
12 |
- движение света - свет, цвет и живопись - польза света - движущиеся картинки |
- представлять роль света в жизни человека и природы - уметь составлять план опытной работы |
3 |
Движение и механизмы |
20 |
- законы движения - энергия и источники энергии - электричество - рычаги и трение - скорость |
- уметь собирать простейшие механизмы - приводить примеры движения под действием энергии - иметь представление о сборе информации для опыта |
4 |
Звук и музыка |
12 |
- колебания и звук - звуковые сигналы - звуковые волны - польза и вред звуков |
- иметь простейшие представления о звуке и его роли в природе - уметь придумывать свои собственные опыты |
5 |
Воздух вокруг нас |
12 |
- атмосферное давление - температура воздуха - вода в воздухе - как дует ветер - круговорот воды в природе - польза и вред воздуха |
- знать основные свойства воздуха – собирать - уметь самостоятельно работать в команде по заданной теме опыта - уметь презентовать свои исследования |
Эмблема общества
Тематическое планирование
( 1 полугодие)
№ |
Тема занятия |
Кол –во часов |
Форма занятия |
1 |
Правила безопасности при проведении опытов |
1 |
теоретическая |
2 |
Молекулы - силачи |
1 |
практическая (проведение опытов) |
3 |
Как ведёт себя вода |
1 |
|
4 |
Чудесные ткани |
1 |
|
5 |
Изучаем бумагу |
1 |
|
6 |
Металлы |
1 |
|
7 |
Кислоты и щелочи |
1 |
|
8 |
Плавучесть |
1 |
|
9 |
Плотность |
1 |
|
10 |
Удивительные смеси |
1 |
|
11 |
Химические соединения |
1 |
|
12 |
Кулинарная премудрость |
1 |
|
13 |
Свет – источник всего живого |
1 |
теоретическая (работа с научно – художественным текстом) |
14 |
Движение света |
1 |
практическая (проведение опытов) |
15 |
Свет и цвет |
1 |
|
16 |
Цвет и живопись |
1 |
|
17 |
Свет приносит пользу |
1 |
|
18 |
Отражение света |
1 |
|
19 |
Солнечный свет |
1 |
|
20 |
Свет и цвет в природе |
1 |
|
21 |
Движущиеся картинки |
4 |
- практическая работа + представление книжек – мультяшек)
|
22 |
Движение, энергия и многое другое … |
1 |
теоретическая (работа с энциклопедиями) |
23 |
Законы движения |
1 |
практическая (проведение опытов + изготовление механизмов) |
24 |
Движение и остановка |
1 |
|
25 |
Источники энергии |
2 |
|
26 |
Электрический заряд |
1 |
|
27 |
Электрическая энергия |
1 |
|
28 |
Сила тяжести |
1 |
3 четверть
№ |
Тема занятия |
Кол –во часов |
Форма занятия |
1 |
Электрическая энергия. |
2 |
теоретическая |
2 |
Сила тяжести. |
2 |
практическая (проведение опытов)
теоретическая |
3 |
Мощные рычаги. |
2 |
|
4 |
Блочная тяга. |
1 |
|
5 |
Зубчатая передача |
1 |
|
6 |
Клинья и склоны. |
1 |
|
7 |
Могучее трение. |
1 |
|
8 |
Скорость |
1 |
|
9 |
Презентация опытов перед одноклассниками. |
1 |
|
13 |
Звук и музыка. |
1 |
теоретическая (работа с научно – художественным текстом) |
14 |
Колебания |
2 |
практическая (проведение опытов)
теоретическая |
15 |
Распространение звука. |
2 |
|
16 |
Громкость звука. |
2 |
|
17 |
Презентация работ перед одноклассниками. |
1 |
4 четверть
№ |
Тема занятия |
Кол –во часов |
Форма занятия |
1 |
Настройка звука |
1 |
практическая (опыты) |
2 |
Звуковые сигналы |
1 |
|
3 |
Звук и тишина |
1 |
|
4 |
Слушать и слышать |
1 |
|
5 |
Воздух повсюду |
1 |
теоретическая |
6 |
Есть ли там воздух |
1 |
практическая (опыты) |
7 |
Атмосферное давление |
1 |
|
8 |
Температура воздуха |
1 |
|
9 |
Всасывание |
1 |
|
10 |
Вода в воздухе |
1 |
|
11 |
Мир, открытый ветрам |
1 |
|
12 |
Как дует ветер |
1 |
|
13 |
Всё выше и выше |
1 |
|
14 |
Круговорот воды в природе |
1 |
|
15 |
Мощь воздуха |
1 |
|
16 |
Воздух приносит пользу |
1 |
|
17 |
Презентация опытов перед одноклассниками |
1 |
практико - теоретическая |
Список литературы:
1. «Мои первыё научные опыты», Ридердз Дайджест, 2008г.
2.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.