Ю.П. Казаков. Взаимоотношения детей, взаимопомощь и взаимовыручка в рассказе «Тихое утро»
Оценка 5

Ю.П. Казаков. Взаимоотношения детей, взаимопомощь и взаимовыручка в рассказе «Тихое утро»

Оценка 5
docx
30.05.2021
Ю.П. Казаков. Взаимоотношения детей, взаимопомощь и взаимовыручка в рассказе «Тихое утро»
57.Ю.П. Казаков. Взаимоотношения детей, взаимопомощь и взаимовыручка в рассказе «Тихое утро».docx

Урок литературы в 7 классе № 57

Тема: Ю.П. Казаков. Взаимоотношения детей, взаимопомощь и взаимовыручка в рассказе «Тихое утро»

Цель: познакомить с  с рассказом  «Тихое утро», выявить тему, идею рассказа, авторскую позицию, раскрыть особенности характеров героев через анализ их поступков, совершенствовать навыки связной монологической речи, совершенствовать навыки работы с художественным текстом, развивать внимание, умение мыслить самостоятельно, воспитывать чувсво товарищества,милосердие, доброту.

Планируемые предметные результаты: знают сведения о жизни и творчестве Ю.П. Казакова; сюжет и содержание рассказа; понимают смысл названия ;  выразительно   читают и пересказывают текст.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Мотивация учебной деятельности: прослушивание песни «Друг».

-Чем эта песня похожа с рассказом, который вы дома прочитали?

 III. Тема и целеполагание.

 IV.Актуализация опорных знаний.

Проверка д.з.: вопросы по статье о писателе.

V.Работа по теме урока.

1.Вступительное слово учителя.

Мы продолжаем знакомиться с творчеством русских писателей второй половины ХХ века.

Сегодня проанализируем рассказ Юрия Павловича Казакова «Тихое утро».

Что мы уже знаем о писателе Ю.П.Казакове?

2.Сообщение ученика

Казаков Ю.П. родился 8.07.1927 г. в Москве в семье рабочего. Пятнадцати лет Казаков начал учиться музыке: сначала на виолончели, потом на контрабасе, окончил музыкальное

Училище им. Гнесиных в 1951 и сразу был принят в состав оркестра им. К.С.Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. В 1952 году его увлекает литературное творчество. Поступает в Литературный институт им. М.Горького, который оканчивает в 1958 г. С этого времени появляются удивительно музыкальные, точные по словесному рисунку и неповторимые по описаниям природы рассказы. Рассказ стал излюбленным жанром Казакова. Особое отношение было у него к русскому Северу, героями его рассказов были моряки, рыбаки из Архангельска, Мурманска, островитяне Новой Земли.

29 ноября 1982 года в возрасте 55 лет Ю.Казаков скончался в Москве.

 

Русская природа с давних времен привлекала прозаиков и поэтов своей одухотворенной простотой. В самом названии «Тихое утро» запечатлено одно из явлений природы. Но такое название дано писателем не для того чтобы точно определить время действия.

Тишина утра позволяет Ю.Казакову увидеть красоту природы.

Природа не является обычным фоном. Пейзаж помогает писателю раскрыть психологическое состояние героев, передать их эмоциональные переживания.

В рассказе «Тихое утро» лежит действительный случай.

 

Учитель (фронтальная беседа)

Повествование в рассказе начинается с описания тумана

а) Зачитать отрывок из текста.

б) Что символизирует собой туман?

в) Что еще вызывает тревогу? (Омут)

г) Что рассказывает Яша, верит ли в обитание в реке осьминога Володя? (Нет. Володя более начитанный мальчик)

д) Почему Володя молча соглашается с утверждением Яшки об осьминоге?

(Яшка как рыбак авторитетен перед Володей, и он не решается с ним спорить)

е) Докажите примерами, что Яшка лучше знает деревенскую жизнь.

Зачитать диалог между мальчиками ( Эпизод с криками уток, с пением дроздов)

ё) Как это характеризует мальчиков? (Яшка наблюдательный, Володя начитанный)

ж) В каком эпизоде высказана горячая любовь Яшки к своей деревне?

(«вода из колодца самая вкусная именно здесь»)

з) Что еще настораживает в природе?

(Место выбрали неудачное, земля ползла под ногами. Какой вывод можно сделать,

действительно ли опытный рыбак Яшка?)

и) Какой художественный прием использует автор при описании природы?

(антитеза: туман – река звенела, омут - порозовело)

. Прочитать эпизод рыбалки

Вывод: Радовались ли мальчишки наступившему утру, рыбалке?

Рыбалка для мальчишек – это всегда праздник, тем более для городского мальчишки.

Нахождение и объяснение художественных приемов и средств в тексте

- Что означает слово «куга»? (осока), бочага (омут) ? Как называется такое художественное средство? (диалекты)

- Какой художественный прием использует автор при описании природы в начале рассказа и в конце ?

Антитеза: туман - «река звенела», омут -«река волновалась»,

«тяжкие всплески», «черная вода – река порозовела».

Метафора:

- «Они прошли по деревне, и туман отступал… будто скупой хозяин»

Сравнение:

-«Деревня, будто пуховым одеялом была укутана»

Олицетворение :

«Тяжкие всплески»

Кинофильм «Тихое утро»

Аналитическая Беседа.

- Как вначале поступил Яшка, увидев, что Яшка тонет?

(он замер, попятился)

-Почему вначале испугался, убежал?

(боялся осьминогов)

-Что заставило Яшку вернуться?

долг)

-Почему он оттолкнул от себя Володю в воде?

(мог утонуть вместе с ним)

-Какую ошибку допустил Яшка?

(нельзя подплывать к утопающему спереди)

- Почему он снова нырнул в воду?

(совесть )

- Как откачивал он Володю?

Зачитать.

- Как нужно оказывать помощь утопающему?

(плакат «Первая помощь утопающему»)

- Почему плакал Яшка?

(Перенервничал)

- А Володя?

(Слёзы облегчения)

-Как автор подчёркивает, что Яшка дорог Володе?

(Текст)

-Как заканчивается рассказ?

- Подберите подходящее слово к концовке предложения

На экране:

В это тихое утро кругом царил… (покой)

Вывод: Вот теперь наступила гармония в природе, во взаимоотношениях человека и природы, во взаимоотношениях между мальчиками.

- Какие проблемы раскрыты автором в этом маленьком рассказе?

-Почему так безумно плачет Яшка? -Это свидетельство слабости характера или нет?

Из чувства жалости и сострадания рождается любовь к человеку, любовь к ближнему. -Докажите это текстом.

 -Почему такими словами заканчивается рассказ? (''Все радовались новому светлому дню'') Новый день начинался не только в природе, но и в душах героев. Яшка не только спас Володю, но и поднялся на новую нравственную высоту, преодолев злость и раздражение, страх за свою жизнь. К нему пришла настоящая любовь к человеку, которая должна царить в душе. И помогла взаимовыручка, проявленная по отношению к Володе.

Ответ на проблемный вопрос: смогут ли герои теперь прийти к взаимопониманию? Да. -Можно ли Яшку назвать героем? (см высказывание Горького)

   Теперь смело можно сказать, что, несмотря на все различия мальчиков, оба они добры, сердечны, готовы помочь друг другу. Взаимовыручка, которую проявляет Яша, меняет наше отношение к этому герою. Это, действительно, мерило нравственности человека.(Главное в жизни оставаться Человеком, несмотря ни на какие испытания, быть добрым, милосердным).                                                                                                   

Итог урока.

Рефлексия.                                                                                                                                            

Рассказ прочитан, какое чувство у вас осталось?   Чему научил вас рассказ?

Домашнее задание: 1.Первая группа.

Написать письмо от Володи к Яше.

2.Вторая группа

Написать письмо от Яшки к Володе.

 


 

Урок литературы в 7 классе № 57

Урок литературы в 7 классе № 57

Какой художественный прием использует автор при описании природы в начале рассказа и в конце ?

Какой художественный прием использует автор при описании природы в начале рассказа и в конце ?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2021