За рамками школьного учебника
Оценка 5

За рамками школьного учебника

Оценка 5
Разработки курсов
docx
русский язык
9 кл
30.05.2017
За рамками школьного учебника
Данный курс направлен на совершенствование важнейших умений культурного человека - это способность свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, владение основными нормами русского литературного языка, соблюдение этических норм общения. Культура речи - лингвистическая дисциплина, вооружающая основными способами организации языковых средств и закономерностями их употребления для достижения максимальной эффективности общения. Цель: освоение приемов оптимального построения высказываний, владение стратегиями и тактиками успешного понимания чужой речи, устной и письменной, а также развитие речевой культуры, бережное отношение к родному языку. Занятия проводятся 1раз в неделю- 2 часа. В течение года -64 часа.
За рамками шк учебника 9 классы.docx
Пояснительная записка Данный курс направлен на совершенствование важнейших умений культурного человека ­ это способность свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной  форме, владение основными нормами русского литературного языка, соблюдение этических норм общения. Культура речи ­ лингвистическая дисциплина, вооружающая основными способами организации языковых средств и закономерностями их употребления для достижения  максимальной эффективности общения. Цель: освоение приемов оптимального построения высказываний, владение стратегиями и тактиками успешного понимания чужой речи, устной и письменной, а также развитие  речевой культуры, бережное отношение к родному языку. Занятия проводятся 1раз в неделю­ 2 часа. В течение года ­64 часа. Актуальность программы Мы живем в знаменательное время, когда особенно остро человек осознает свое место в мире, осознает Землю как единый дом для всего на ней живущего. Человек рождается, растет и очень быстро овладевает языком, не зная его строения. Но потом, уже в школе, он знакомится с тем, как устроен язык, из чего он состоит и как функционирует. Если же человека не учить осмыслению и пониманию культуры языка, и своей национальной культуры в частности, то наступит полное непонимание своего я. Маленький ребенок, интуитивно овладевая языком, очень рано вступает в общение с окружающими. Он очень быстро «хватает» новые для него слова, которые услышал от современной молодежи или тех же самых взрослых людей, не знающих культуру общения в обществе. обстоятельства: 1. Ситуация, сложившаяся в современном обществе, когда нормальное общение (без нецензурной лексики) уже считается культурным; когда вежливость и элементарное знание норм речевого этикета становятся отправной точкой общения в эмоционально положительной тональности. 2. Наблюдение за речью учащихся, которые не владеют достаточными знаниями и навыками в области культуры речевого общения, но желают их получить. 3. Возможности нашей гимназии, где учащиеся развиваются в условиях дидактической многоязыковой среды, позволяющие отразить специфику национального речевого этикета. Существенными аргументами, обосновывающими необходимость введения такого курса, явились следующие Возрастные особенности Современному подростку необходимо не только общение, но и умение общаться. Часто он попадает в такие ситуации, когда от такого умения зависит и самооценка, и отношение ровесников, и доверие взрослых собеседников. Данный курс призван помочь подростку ориентироваться в современном мире, умело строя отношения со знакомыми и с незнакомыми людьми. Речевой этикет – система устойчивых формул общения, принятых обществом для установления контакта собеседников, для его поддержания и прерывания (Н.И. Формановская). К речевому этикету, в частности, относятся сова и выражения, употребляемые людьми для прощания, просьбы, принятые в различных ситуациях формы обращения, интонационные особенности, характеризующие вежливую речь, и т.д. При этом в общении большую роль играют именно этикетные формулы, применяемые в различных речевых ситуациях. Усвоив основные из них и с помощью решения проблемных вопросов и ситуаций, ролевых игр и т.п., применив их на практике, подросток сможет чувствовать себя более уверенно в общении со сверстниками и взрослыми людьми. Цели и задачи курса Поэтому нами предлагается программа элективного курса по выбору «Речевой этикет», целью которой является обучение школьников правилам эффективного речевого поведения, устойчивым формулам вежливого общения с учетом конкретной речевой ситуации. Данный курс предназначен для учащихся девятых классов общеобразовательной школы. Программа спецкурса предусматривает расширение культурологической, эстетической компетенции учащихся, повышение интереса к изучению языковедческих дисциплин. Главная задача курса заключается в том, чтобы помочь учащемуся овладеть этикетными средствами нашей речи. Собранный материал по речевому этикету показывает многообразие элементов этикета, рассказывает о принципах выбора этих элементов в зависимости от условий общения. В некоторых случаях он знакомит учащихся с историей этикета и его изменениями под влиянием меняющихся общественных отношений. Содержание этикета раскрывается в серии очерков, посвященных различным проявлениям этикетного поведения, с которыми так или иначе сталкивается школьник. Ребята общаются со сверстниками, наблюдают общение взрослых между собой, сами активно готовятся стать взрослыми. Они знакомятся с русской и зарубежной литературой. Все это учитывается при выборе материала, который рассматривается в выбранном нами элективном курсе. Задачи курса 1. Познакомиться с историей русского речевого этикета. 2. Выявление многочисленных этикетных знаков. 3. Научиться формулировать красивые и уместные комплименты. 4. Уметь употреблять этикетные формулы в ситуациях обращения к собеседнику, приветствия, прощания, выражения просьбы, пожелания, приглашения, поздравления, извинения, отказа, благодарности и т.д. 5. Умение составлять и оформлять деловые документы. 6. Выявить роль в общении интонации, невербальных средств общения (жестов, мимики, позы, телодвижений). 7. Стремиться не доводить ситуацию до конфликта, а если не удастся, то разрешить ее с «меньшими потерями» и т.д. 8. Использовать различные языковые средства, с помощью которых можно установить и поддерживать доброжелательный контакт с собеседником в разных условиях общения. Ожидаемые результаты Безусловно, программа данного спецкурса дает необходимое представление о многообразии подходов к изучению языка как уникального явления духовного, интеллектуального опыта человечества. Таким образом, в результате изучения спецкурса учащиеся должны: 1. усвоить основные теоретические понятия, 2. определиться с конкретной областью исследования и выполнить творческую работу по выбранной теме, 3. выработать умение вести себя по правилам речевого этикета в ситуациях общения, 4. усвоить, что в общении очень важны вежливость и тактичность, при этом складывается мнение о воспитанности и образованности собеседника, его характере, 5. знать основные этикетные формулы и уметь применять их как в устной, так и в письменной речи, 6. уметь вести разговор, убеждать собеседника в чём-либо, тактично отстаивая свою правоту, 7. владеть различными языковыми средствами, которые могут помочь в установлении доброжелательных контактов с собеседниками в разных условиях общения, 8. иметь сведения о роли невербальных средств, используемых при общении, 9. уметь использовать необходимую интонацию в разных речевых ситуациях. Методы и формы работы Курс имеет ярко выраженную практическую направленность. Поэтому особое значение приобретают именно практические формы работы, расширяющие классно-урочную систему: презентация, ситуация, собеседование, оформление рисунков, плакатов, делова игра. В связи с этим большое значение мы придаем созданию на уроке обстановки диалогового общения, и ее основой становится художественный текст, реальная ситуация из повседневной жизни ребенка или ситуация, участником которой он может стать. Школьники предлагают различные варианты ее разрешения, становясь при этом активными участниками творческого поиска, в результате чего знание не получается ими извне, а вырабатывается в процессе коллективного взаимодействия. Данный курс является частью работы по развитию речи и строится с опорой на тексты художественных произведений. Поэтому курс будет, несомненно, полезен всем учащимся, а углубленная работа с текстом станет особенно актуальной для филологически ориентированных школьников. Данный курс предполагает минимальное «внешнее» присутствие учителя на уроке в качестве его руководителя. Система занятий целенаправленно организована таким образом, чтобы ученик был ведущим, а не ведомым участником педагогического процесса. Чтобы он не просто выполнял задания (и тем более команды) учителя, а принимал непосредственное и заинтересованное участие как в их разработке, так и в оценивании результатов своей деятельности. Результатом изучения курса «Речевой этикет» является умение вести себя по правилам этикета в ситуациях делового общения.       Развитие культуры речевого поведения, овладение нормами национального речевого этикета — одно из важнейших требований государственного образовательного стандарта по русскому языку. Данный курс поможет учащимся овладеть понятием культура речевого общения, усвоить основные правила русского речевого этикета, обогатить свою речь разнообразными этикетнымиформулами, осознать этикетную роль интонации, а также невербальных средств общения: жестов, мимики, телодвижений. Овладение нормами речевого этикета на вербальном и невербальном уровне происходит в результате систематического и целенаправленного выполнения практически ориентированных упражнений, которые задают определенную коммуникативную ситуацию и требуют выбора соответствующих языковых средствдля установления и поддержания доброжелательного контакта в процессе общения. Особое внимание при этом уделяется наиболее сложным ситуациям: обращение к собеседнику, извинение, просьба, выражение сочувствия и др. Ученики также знакомятся с национальным своеобразием русского речевого этикета, получают некоторые сведения из истории его развития и становления. Концептуальным ядром речевого этикета является понятие вежливости в различных ее проявлениях: тактичность, деликатность, доброжелательность, учтивость, корректность, любезность-галантность, обходительность, почтительность, приветливость и др. Именно поэтому данный курс имеет исключительно важное воспитательное значение. Он направлен не только на формирование востребованных в речевой практике коммуникативных умений, но и на воспитание у учащихся потребности к речевому совершенствованию и таких качеств личности, которые характеризуют культурного и воспитанного человека. Формы организации работы учащихся должны носить преимущественно деятельностный характер, что обусловлено стремлением сформировать у школьников практические навыки эффективного речевого поведения. Такими формами являются моделированные речевые ситуации, конференции, практикум, проектная деятельность. В процессе проведения занятий необходимо помнить, что русская речевая культура переживает сегодня далеко не лучшие времена. По мнению специалистов, известная сентенция Как живем, так и выражаемся — только половина правды. Вторая ее половина Как выражаемся, так и живем тоже должна быть принята во внимание. Речевой этикет очень нуждается в активном изучении, описании, сохранении, в широком распространении научных знаний, культивировании лучших национальныхтрадиций и форм доброжелательного обхождения в современном обществе.                                                     Методическое обеспечение 1. Гольдин В. Е. Речь и этикет. — М., 2012.Горелов И., Енгалычев В. Безмолвный мысли знак: Рассказы о невербальной коммуникации. — М., 1991. 2. Горелов И. Н., Житников В. Ф., Зюзько М. В. и др. Умеете ли вы общаться? — М., 2015. 3. Крейдлин Г. Е., Кронгауз М. А. Семиотика, или Азбука общения. — М., 2013. 4. Крысин Л. П. Язык в современном обществе. — М., 2015. 5. Леонтьев А. А. Путешествие по карте языков мира. — М.. 2011. 6. Лотман Ю. М. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. — Л., 2013. 7. Львова С. И. «Позвольте пригласить Вас...», или Речевой этикет. — М., 2014. 8. Львова С. И. Речевой этикет. — М., 2015. 9. Львова С. И. Язык в речевом общении. Книга для учащихся. — М., 2012. 10. Матвеев В., Панов А. В мире вежливости. — М., 2014. Тематическое планирование  Кол ­  во часов 1    1  Введение Культура речи как лингвистическая дисциплина. №   1 2 3 4 5 6 7 Понятие о культуре речи.      1 Социальная значимость, условия формирования, задачи культуры речи как лингвистической дисциплины, ее роль в жизни общества Работа с содержанием статей В.В.Виноградова и С.И.Ожегова. 1       1 Понятие «коммуникативные качества речи».       1 Учение о коммуникативных качествах речи. 1 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24  25 Составление таблицы-схемы. 1 Язык в жизни человека. 1 Понятие термина «культура 1 языка» Функции языка. основное коммуникативное Правильность речи как качество хорошей речи. Коммуникативные 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Приглашение к размышлению . качества культурной речи. Норма как центральное понятие хорошей речи. Объективная и нормативная точка зрения на язык. Пуризм и антинормализаторство. Практическая работа. Работа с текстами. Точность речи как ее лексико-семантическая правильность . Правильность речи как соответствие  нормам русского литературного языка Особенности произношения  иноязычных слов. Экстралингвистические и лингвистические условия создания точности речи. Молодежный сленг. Отношение к  нему Практическая работа по устранению ошибок. Выразительность речи как коммуникативное качество 26  27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 хорошей речи Поиск нужного слова. Авторедактирование.  Эвфемизмы. Анахронизмы Алогизм. Техника речи. Речевое дыхание. Голос. Дикция. Логическая 1 1 1 1 1 1 1 1      1 выразительность, речевая палитра. Мелодика. Подтекст. Основные элементы интонации.        1 Роль интонации в передаче смысла речи, подтекста      1 Канцеляризмы и речевые штампы в аспекте выразительности речи. 1 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 Практическая работа. Анализ статьи А.Н. Толстого «О языке газеты» . Правила речевого поведения и общения. Современные речевые реалии. Новые слова. Окказионализмы. Мастерство публичного выступления    Советы   начинающим 1 1 1 1 1 1 1 ораторам 10 заповедей грамотной речи. Тренинговые упражнения. Средства общения. Психологические основы коммуникативного поведения Понятие «коммуникативное  поведение». Правила речевого этикета       1       1 1 1 1 1 Этика и этикет речевого  общения.  Этический аспект культуры речи  1 1 Речевой этикет как совокупность   как компонент культуры.  Культура речевого поведения.  1 1 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64  Правила ведения речи.  Языковые средства выражения  речевого этикета. Особенности  речевого этикета Особенности речевого этикета Основные речевые правила  общения посредством телефона.  Основные правила письменного  общения в виртуальных  дискуссиях.  Виды коммуникативных неудач,  вызванных нарушением правил  речевого этикета Роль невербальных средств  общения, их этикетная функция Культура делового общения 1 1 1 1 1 1 1 1 Защита исследовательских работ. Защита проектных работ. 1 Список используемой литературы 1. Акишина А.А., Формановская П.И. Этикет русского письма. ­ М., 1981. 2. Введенская Л. А., Павлова Л.Г., Катаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. ­ Ростов­на­Дону, 2001. 3. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. ­М., 2001. 4. Львова С.И. Язык в речевом общении. Книга для учителя. ­ М., 1991. 5. Мучник Б.С. Культура письменной речи (формирование стилистического мышления). М., 1994. 6. Русский язык и культура речи: Учебное пособие под ред. В.И. Максимова. ­ М., 2000. 7. Формановская Н.И. Русский речевой этикет: лингвистический и методический аспекты. ­ М., 2006.

За рамками школьного учебника

За рамками школьного учебника

За рамками школьного учебника

За рамками школьного учебника

За рамками школьного учебника

За рамками школьного учебника

За рамками школьного учебника

За рамками школьного учебника

За рамками школьного учебника

За рамками школьного учебника

За рамками школьного учебника

За рамками школьного учебника

За рамками школьного учебника

За рамками школьного учебника

За рамками школьного учебника

За рамками школьного учебника

За рамками школьного учебника

За рамками школьного учебника

За рамками школьного учебника

За рамками школьного учебника

За рамками школьного учебника

За рамками школьного учебника
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2017