Зачем дошкольнику эксперементы ?

  • docx
  • 12.03.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 58680.docx

                Зачем дошкольнику эксперементы?

Очень любопытны и любознательны дети дошкольного возраста. Ребенок в день может задать десятки вопросов.

 На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность.Одним из ведущим видом деятельности является детское экспериментирование.

Достоинство экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В момент эксперимента идет обогащение памяти , активизируется его мышление, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном и формулировать обнаруженные закономерности, а также делать выводы.

Дошкольникам присуще наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование,  соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года — практически единственным способом познания мира.

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания.

Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, не стоит забывать о том, что главным является не приобретение ребенком заученных знаний, а формирование у него эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения.Во все не нужно стремиться к тому, чтобы дети запоминали  больше сложных терминов и фраз. Гораздо важнее воспитывать у детей  интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать и понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано.

Вывод является таковым, экспериментирование — это эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах .А также развивает самостоятельность у ребенка. Задает предпосылки к деятельному развитию познавательного интереса к восприятию окружающего мира.

Экспериментирование вызывает у детей интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.

Организация и условия экспериментальной деятельности дошкольников

В нашей группе есть уголок для  экспериментирования. Перед началом любого эксперимента или опыта мы с ребятами сначала знакомимся, с оборудованием и правилами поведения. Работа в уголке предполагает превращение детей в ученых, которые проводят опыты, эксперименты.Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Это золотые слова!Воспринимается все основательно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?», «зачем?» и «почему?».

Чем наполнен наш уголок экспериментирования:

·                                  увеличительные стекла, чашечные весы, песочные часы, магниты;

·                                 Прозрачные и не прозрачные сосуды  разного объема: пластиковые  стаканы, ведерки, воронки;

·                                 Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, песок (разный по цвету), ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, веточки.

·                                 Бросовый материал:  мех, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные палочки, пластмасса, металлические предметы;

·                                 Разные виды бумаг: обычная, альбомная, тетрадная, калька,газеты.

·                                 Гуашь, акварельные краски;

·                                 Прочие материалы: зеркала, пуговицы, макароны, гречка,пшено, соль,  формочки, стейки, нитки,веревки.

В ходе опытов и экспериментов дети:

·                                 Проявляют интерес к предметам и явлениям;

·                                 Пытаются объяснить факты, связи, используя в речи обороты «потому что…»;

·                                 Учатся выражать свои мысли, формулировать представления об окружающем мире;

·                                  Самостоятельно составляют схемы и фиксируют результаты;

·                                 Применяют свои знания в жизни.

В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребёнок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.

Вывод: у детей старшего дошкольного возраста формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно на них ответить, инициатива по экспериментированию переходит в руки детей. Дети учатся экспериментировать, самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном. Проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личностью.