Оглавление
I. Введение………………………………………………………………… ..2 стр.
II. Помогают ли нам скороговорки…………………………………………2 стр.
2.1. История появления скороговорок................................................2 стр.
2.2. Чем полезны скороговорки ..…………………………………....4 стр.
2.3. Самые популярные скороговорки ..……………………….........4 стр.
2.4. Правила разучивания скороговорок……………………….........5 стр.
2.5. Кому предназначены скороговорки…………………………….7 стр.
2.6.Каждому звуку – своя скороговорка…………………………….8 стр.
III. Выводы……………………………………………………..……...........9 стр.
• Введение
Вряд
ли найдется человек, который не хочет говорить чисто, внятно, красиво. А ведь
над этим нужно работать! Кто-то говорит хуже, кто-то чуть лучше, но все можно
откорректировать.
Правильно поставленная речь очень важна для каждого человека! От
того, как вы говорите, зависит порой даже больше, чем от того, что вы говорите.
Так давайте учиться правильной речи вместе.
Что такое скороговорки?
Существует множество различных методик и способов для развития речи.
Но скороговорки, пожалуй, самый древний, самый интересный и занятный, самый
доступный из них. Не нужно никаких вложений, кроме нескольких минут вашего
времени.
Но
что интересно, что изначально скороговорки были придуманы, скорее всего, не с
этой целью, а исключительно для развлечения.
Скороговорка – это фраза или стишок из
труднопроизносимых слов, сочетаний звуков и слогов, предназначенные для
проговаривания вслух. Скороговорка — короткая,
синтаксически правильная фраза с искусственно усложнённой артикуляцией.
II.Помогают ли нам скороговорки
2.1. История появления скороговорок
Первые скороговорки появились в древней Руси. Ими развивали интеллект и развивали речь детей. Это жанр устного народного творчества.
Люди собирались на различные забавы, пели, танцевали, проговаривали скороговорки – весело было. Поэтому они относятся к фольклору и считаются особым шуточным жанром народного творчества. Скороговорка придумывалась для обучения, поэтому она является не самостоятельным жанром искусства, а прикладным. Так как скороговорки к нам пришли из древности, с их помощью мы можем узнать частично историю нашего народа, о чем говорили раньше, какой был язык.
Первым, кто обратил внимание на самобытность скороговорок, был В.И. Даль. Собирая пословицы для своей знаменитой книги «Пословицы русского народа», он записал и много интересных скороговорок. Они доносят до нас дыхание давно прошедших эпох. Такая, например, скороговорка, как «Семь — те, стрел каленых, страшилище» могла возникнуть во времена татаро-монгольского нашествия.
В предисловии к двухтомнику «Пословицы русского народа» В.И.Даль пишет: «Скороговорка, чистоговорка - слагается для упражнения в скором и чистом произношении, почему в ней сталкиваются звуки, затрудняющие быстрый говор; но многие чистобайки заключают в себе также пословицу: «Нашего пономаря не перепономаривать стать» (то есть человека не переделаешь), «Рапортовал, да не дорапортовал, а стал дорапортовывать, зарапортовался» (то есть всё невпопад, неудачно), «Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком» (то есть всё одно и то же)».
Однако
современные учёные, в отличие от В.И.Даля, различают скороговорки и
чистоговорки как два разных жанра. Последние, например, не требуют быстрого
произношения, но непременно должны произноситься правильно и осознанно:
В поле Поля-Полюшка
Полет поле-полюшко.
Сорняков не будет в поле,
Если полет поле Поля.
Всего в сборнике В.И.Даля представлено 50 скороговорок. Мы с радостью обнаружили среди них те, которые живы и сейчас:
Сыворотка из-под простокваши.
Сшит колпак, да не по-колпаковски.
Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа тупа.
От топота копыт пыль по полю летит.
2.2. Чем полезны скороговорки
Скороговорки развивают речевой аппарат, делают его более
совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой,
понятной, а человек – успешной личностью. Это главная цель
скороговорок, но не единственная.
Несмотря на то, что скороговорки читаются обязательно быстро, они
учат человека, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не
«съедая» окончания, так, чтобы его понимали.
Во-вторых, разучивая скороговорку, школьник учится
осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, чувствовать
связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации,
смысле, значении.
В-третьих, он также учится не только говорить, но и
слушать. Это очень необходимо в школе, когда на уроке выдается много различной
информации. Дети любят переспрашивать, они рассеяны и невнимательны.
Прослушивание скороговорок улучшает их способность концентрироваться на том,
что они слушают. И не только слышать, но понимать смысл высказываемого.
Например, «Мама мыла мылом Милу». Школьник вдумывается, чтобы понять, кто и что
делает.
В-четвёртых, это самое настоящее развлечение. От души
смеяться над собственными и чужими ошибками в произношении, когда одну,
казалось бы, совсем простую фразу из нескольких слов каждый из вас крутит по
двадцать раз и никак не выкрутит, - очень весело и полезно! Такую забаву можно
устроить где угодно, и для этого не нужно иметь никаких подручных средств. Это
отличная идея для семейного времяпрепровождения или для школьного праздника.
2.3.
Самые известные скороговорки (составлено по опросу респондентов)
1.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
2. Ткёт ткач ткани на платки Тане.
3. Осип охрип, Архип осип.
4. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
5. Кoсаpь кoсил, кoсу носил, коси, коса, пока poса. Роса дoлoй — косец домой.
6. Коса косит гладко, коса любит лопатку, Лопатка песoчек, косец — пиpoжочек.
7. Ехал Гpека через реку, видит Гpека — в рeкe рак, сунул Гpека руку в pеку,
рак за руку Гpеку цап.
8. Забыл
Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте
трактор. И ждет на тракте трактор домкрат.
9. Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь.
10.
Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
11. Кукушка кукушoнку купила капюшoн. Надел кукушoнoк капюшoн, Как в капюшoне
oн смешoн!
12. Тридцать три корабля лавировали, лавировали да не вылавировали
13. Сшит колпак, да не по-колпаковски; вылит колокол, да не по-колоколовски.
Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать,
перевыколоколовать.
14.
Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет .
15. Шел Егор через двор, нес топор чинить забор.
16. Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель, и матросы две недели
карамель на мели ели.
17.
Расскажите про покупки. - Про какие про покупки? - Про покупки, про покупки,
про покупочки мои.
18. Пришел Прокоп, кипел укроп, ушел Прокоп, кипел укроп; как при Прокопе кипел
укроп, так и без Прокопа кипел укроп.
19. Юлька-Юленька-юла, Юлька юркая была, усидеть на месте Юлька ни минуты не
могла.
20. Макака макала коалу в какао, какао коала лениво лакала.
2.4. Правила разучивания скороговорок
Авторы
скороговорок стремились к тому, чтобы ребенок учился правильно произносить
слова с удовольствием, поэтому изображенные в них картины жизни часто вызывают
смех, улыбку.
Скороговорка, как и потешка, «растет» вместе с ребенком.
Когда малыш ещё только учится говорить, ему трудно выговаривать
отдельные звуки. Такому малышу нужны простые скороговорки, в которых просто
повторяется какой-то один трудный для малыша звук, например «Р»: «Стоит гора
посреди двора».
Но вот ребенок подрос, развилась его речь, и ему уже становятся по
плечу более сложные скороговорки, где не просто повтор одного звука, а труднопроизносимое
сочетание разных звуков, например: «На дворе трава, на траве – дрова», - в
словах «дворе» и «дрова» переставлены местами звуки «В» и «Р».
Еще подрос ребенок, и «усеченная» скороговорка, усложняясь,
удлиняется:
На дворе - трава,
На траве - дрова,
Не руби дрова:
На дворе - трава.
Как организовать
«учебный» процесс школьника и взрослого?
Скороговорки – это в первую очередь игра, а не обучение. Да,
логопеды очень успешно применяют скороговорки в процессе исправления
косноязычия у детей и взрослых. Этот метод вот уже многие столетия оправдывает
себя как нельзя лучше. Но вовсе не обязательно ждать, пока такая потребность
возникнет у вас. И даже если вы не нуждаетесь в проговаривании скороговорок в
обязательном порядке (с произношением всех звуков у вас порядок), то все равно
такие тренировки будут крайне полезны и интересны.
Упражнение «Скороговорки» очень удобно выполнять по утрам. Во-первых, это речевая гимнастика, которая помогает организму проснуться. Во-вторых, быстрый темп скороговорки создает общий бодрый ритм. В-третьих, утренние скороговорки помогают весь день изъясняться чисто и красиво.
Скороговорки
придуманы исключительно для проговаривания их вслух. Но при этом существует ряд
правил, последовательность действий, которые необходимо соблюдать для того,
чтобы добиться положительных результатов в развитии дикции.
Итак, проделывайте все пошагово:
Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на
слоги. Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание
на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Очень важно на этом этапе
не допустить неправильного произношения ни единого из них. Сейчас вы учите и
слова, и произношение. Медленно, но уверенно, как говорится.
После того, как этот этап успешно пройден и вы выучили текст и можете
произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном режиме.
Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и
зубы.
Третий шаг – чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы именно
шепотом, а не шипя или тихо, четко и понятно произнести всю фразу.
Теперь произносите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу
целиком, без ошибок, но не торопясь. Заниматься необходимо ежедневно,
проделывая каждое упражнение 6-8 раз.
Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно,
восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными
голосами. Очень полезно и в смысле развития актерских способностей.
И вот настало время устроить конкурс на самый лучший результат:
быстро и без ошибок произносите всю скороговорку целиком. Повторите ее трижды.
Выбрав самые популярные скороговорки, я попросила одноклассников разучить их и проговорить вслух. Сначала у них получилось плохо. Тогда я познакомила их с правилами разучивания. Потом в классе каждый день мы стали вывешивать 2-3 скороговорки на стенд, и ребята на переменах, и на уроке стали тренироваться в их произношении. И у некоторых ребят получилось лучше, чем прежде.
Это объяснялось тем, что разучивая скороговорки, мы осмысливаем каждое слово, при этом всё проговаривается с выражением и правильным ударением. И только потом мы начинаем добиваться быстрого произнесения всего стишка или предложения. То есть мы не только произносим, но и получаем определённую информацию, заложенную в каждой новой скороговорке. А значит, мы пополняем наш словарь.
Получается, что мы учимся воспринимать информацию на слух. Ведь такое качество, как умение слушать другого человека, как нельзя лучше пригодится в школе и дальнейшей жизни. Ребёнок, который привык слушать, воспринимать и понимать, всегда окажется в более выгодной позиции по отношению к одноклассникам. Он будет быстрее «схватывать» материал, что поможет ему быстрее и лучше справляться с устными заданиями.
А ещё я узнала, что некоторые из моих одноклассников занимаются с педагогами дополнительно, и в курс обучения входят именно скороговорки.
2.5. Кому предназначены скороговорки?
Но надо сказать, что сложные скороговорки - это и отличная школа для взрослых.
Изучение скороговорок необходимо не только детям, но и взрослым, особенно таких профессий, где правильная и четкая речь просто необходима Скороговорки делают их речь более четкой и внятной. Очень хорошо о необходимости скороговорок сказал великий режиссёр К.С. Станиславский:
«Развитию техники речи, чёткому произношению слов и фраз помогают скороговорки. Ещё реже приходится слышать на сцене хорошую скороговорку, выдержанную в темпе, чёткую по ритму, ясную по дикции, по произношению и по передаче мысли. Она у нас выходит не чёткой, а смазанной, тяжёлой, путаной. Это не скороговорка, а болтание, выплёвывание или просыпание слов.
Скороговорку надо вырабатывать через очень медленную, преувеличенно чёткую речь. От долгого и многократного повторения одних и тех же слов речевой аппарат налаживается настолько, что приучается выполнять ту же работу в самом быстром темпе. Это требует постоянных упражнений, и вам необходимо их делать, так как сценическая речь не может обойтись без скороговорок».
Многие артисты, телеведущие и дикторы на радио отрабатывают свое произношение с помощью скороговорок. Дикторы, телеведущие, актеры, певцы – все они используют скороговорки в своей профессиональной деятельности для тренировки чистого произношения. Люди, профессия которых связана с речью на публику - артисты, дикторы, лекторы, - используют скороговорки постоянно в качестве речевых упражнений.
Не стоит думать, что речью нужно заниматься только тем, кто часто выступает на публике.
«Языка закон суров: звук закован в буквах слов». И этот закон един для всех, кому приходится много общаться с людьми и где высокая голосовая нагрузка: предпринимателям, управленцам, политикам, адвокатам, юристам, журналистам, преподавателям, менеджерам, секретарям.
Хорошая артикуляция необходима не только публичным персонам. В ней заинтересован каждый, кто уважает своих собеседников. Чистое произношение делает текст более ясным, удобным для понимания, и, кроме того, придает уверенности говорящему.
Подумайте также и о водителях маршруток, которым так тяжело расслышать, где вы выходите. Они бы половине своих пассажиров порекомендовали скороговорки для развития речи! Четкая членораздельная речь значительно облегчает понимание.
Естественно людям разных профессий нужно уметь правильно произносить звуки родного языка, поэтому русские скороговорки не только не забыты, постоянно рождаются новые скороговорки на современные темы.
2.6. Каждому звуку – своя скороговорка
Существует
неисчислимое множество различных скороговорок. У нас наибольшей популярностью
пользуются исконно русские скороговорки – близкие нам по смыслу и по духу. Но
они имеют не только национальный оттенок.
Скороговорки можно поделить на простые и сложные. Простые
скороговорки предназначены для усовершенствования выговаривания только одного
звука. Намного сложнее научиться проговаривать сочетание трудных фонем либо
различать близкие по значению звуки. Тут на помощь приходят сложные скороговорки.
Они также делятся на короткие и длинные, бессюжетные и с сюжетной линией,
написаны в прозаичной форме или стихом. Часто встречается деление по возрастной
категории – детские и взрослые.
Каждая отдельная скороговорка – это не случайный набор звуков и слов. Она
тренирует определенные навыки, отчеканивает произношение конкретного
«проблемного» звука. Например:
Для звука [б]: Белые бараны били в барабаны.
Для звука [в]: Водовоз вез воду из водопровода.
Для звука [д]: Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.
Для звука [ж]: Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.
Для звуков [з], [з’]: Зимним утром от мороза на заре звенят березы.
Для звука [к]: Около кола колокола.
Для звука [г]: Галка села на забор, грач завел с ней разговор.
Для звука [х]: Хохлатые хохлушки хохотом хохотали.
Для звука [л]: Дятел сидел на ёлке и долбил щёлки.
Для звука [п]: Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под
колпаком.
Для звука [р]: Рама рано розовеет, рама рада - солнце греет.
Для звуков [с], [с’]: Носит Сеня сено в сени. Спать на сене будет Сеня.
Для звука [т]: Толком толковать, да без толку расперетолковывать.
Для звука [ц]: Цыплята и курица пьют чай на улице.
Для звука [ч]: Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.
Для звука [ш]: Шесть мышат в шалаше шуршат.
Для звука [щ]: Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
Мы составили большое приложение из скороговорок на разные звуки речи.
III. Выводы
Для чего нужны скороговорки? Скороговорки используют для развития речи всех, кто хотел бы говорить выразительно, разборчиво и внятно. Когда люди тренируются, проговаривая вслух скороговорки, то их речь становится более гибкой и совершенной. Дикция со временем приобретает чистоту и отчетливость. Являясь необходимым элементом ораторского мастерства, упражнения в быстром произношении сложных сочетаний звуков «шлифуют» речь.
Все мы от природы наделены чистым, звонким и легким голосом, правильным и свободным дыханием. Ни для кого не является секретом тот факт, что скороговорки не просто очень полезны для развития дикции у детей и взрослых, но и способствуют развитию сенсорных способностей и укреплению нервной системы.
Тренировка своей дикции, то есть воспитание своей ясной, членораздельной и четкой речи, нужна любому человеку для успешного общения, гармоничного развития и обучения.
Считаю, что данная тема имеет перспективы развития в следующем направлении: нам бы очень хотелось изучить скороговорки Сибири. В ходе нынешнего исследования нам удалось найти только несколько:
В Чите течет Читинка.
Наш Полкан из Байкала лакал. Лакал Полкан, лакал, да не мелел Байкал.
Чукча в чуме чистит чуни. Чистота у чукчи в чуме.
В недрах тундры выдры в гетрах тырят в ведра ядра кедров. Выдрав с выдры в тундре гетры, вытру выдрой ядра кедра, вытру гетрой выдре морду — ядра в ведра, выдру в тундру.
Скороговорка
- это веселая школа. Вот как об этом написано у одного поэта:
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Тренируйтесь каждый день и помните, что все скороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
Литература
• Даль В.И. Пословицы русского народа
• http://playroom.com.ru/skorog.php
• http://www.umopit.ru/jokes/tonguetwist.htm
• http://forum.in-ku.com/archive/index.php/t-14546.html
• http://govor.yaxy.ru/govor_all.html
• http://malchishki-i-devchonki.ru/Skorogovorki.html
• https://ekoray.ru/skorogovorki-chto-eto-takoe-istoriya-vozniknoveniya
• http://www.shkolnymir.info/content/view/805/91/
• http://sotvori-sebia-sam.ru/russkie-skorogovorki/
• http://skorogovor.ru/
• http://vsegda-tvoj.livejournal.com/10496674.html
• https://www.babyblog.ru/community/post/3_6_study/3035935
• http://mne300.narod.ru/skorogovorki.html
• http://www.yaplakal.com/forum2/topic1190933.html
• Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.