Задачи по генетике. Дигибридное скркщивание.
Оценка 5

Задачи по генетике. Дигибридное скркщивание.

Оценка 5
Рабочие листы
docx
биология
10 кл—11 кл
07.02.2021
Задачи по генетике. Дигибридное скркщивание.
Генетические задачи на тему: "Дигибридное скрещивание". Предназначены для отработки навыков решения генетических задач и подготовке к ЕГЭ.
Задачи по генетике. Дигибридное скрещивание..docx

Задачи по генетике. Дигибридное скрещивание.

 

1. У человека темный цвет волос (А) доминирует над светлым цветом (а), карий цвет глаз (В) — над голубым (b). Запишите генотипы родителей, возможные фенотипы и генотипы детей, родившихся от брака светловолосого голубоглазого мужчины и гетерозиготной кареглазой светловолосой женщины.

2. У свиней черная окраска щетины (А) доминирует над рыжей (а), длинная щетина (В) — над короткой (b). Запишите генотипы родителей, фенотипы и генотипы потомства, полученного при скрещивании черного с длинной щетиной дигетерозиготного животного с гомозиготным черным с короткой щетиной

3. У мышей гены окраски шерсти и длины хвоста не сцеплены. Длинный хвост (В) развивается только у гомозигот, короткий хвост развивается у гетерозигот. Рецессивные гены, определяющие длину хвоста, в гомозиготном состоянии вызывают гибель эмбрионов. 

При скрещивании самок мышей с чёрной шерстью, коротким хвостом и самца с белой шерстью, длинным хвостом получено 50% особей с чёрной шерстью и длинным хвостом, 50% - с чёрной шерстью и коротким хвостом. Во втором случае скрестили полученную самку с чёрной шерстью, коротким хвостом и самца с белой шерстью, коротким хвостом. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства в двух скрещиваниях, соотношение фенотипов во втором скрещивании. Объясните причину полученного фенотипического расщепления во втором скрещивании.

4. У человека нос с горбинкой (А) — доминантный признак, а прямой нос — рецессивный. Полные губы (В) — доминантный признак, а тонкие губы — признак рецессивный. Гены обоих признаков находятся в разных хромосомах. Мужчина, имеющий нос с горбинкой и тонкие губы, мать которого имела прямой нос и полные губы, женился на женщине с прямым носом и тонкими губами. Определите генотипы родителей и возможные генотипы и фенотипы потомков. С какой вероятностью в этой семье могут родиться дети с полными губами? В соответствии с каким законом происходит наследование данных признаков?

5. От скрещивания двух сортов земляники, один из которых имеет усы и красные ягоды, а второй не имеет усов и образует белые ягоды, в первом поколении все растения имели усы и розовые ягоды. От скрещивания растений без усов с розовыми ягодами с растениями без усов с красными ягодами получены две фенотипические группы растений: без усов розовые и без усов красные. Составьте схемы двух скрещиваний. Определите генотипы родителей и потомства, характер наследования окраски ягод у земляники, закон наследственности, который проявляется в данном случае.

6. Скрестили низкорослые (карликовые) растения томата с ребристыми плодами и растения нормальной высоты с гладкими плодами. В потомстве были получены две фенотипические группы растений: низкорослые с гладкими плодами и нормальной высоты с гладкими плодами. При скрещивании растений томата низкорослых с ребристыми плодами с растениями, имеющими нормальную высоту стебля и ребристые плоды, всё потомство имело нормальную высоту стебля и ребристые плоды. Составьте схемы скрещиваний. Определите генотипы родителей и потомства растений томата в двух скрещиваниях. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

7. Существует два вида наследственной слепоты, каждый из которых определяется рецессивными аллелями генов (а или b). Оба аллеля находятся в различных парах гомологичных хромосом. Какова вероятность рождения слепого внука в семье, в которой бабушки по материнской и отцовской линиям дигомозиготны и страдают различными видами слепоты, а оба дедушки хорошо видят (не имеют рецессивных генов). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы и фенотипы бабушек и дедушек, их детей и возможных внуков.

8. Тыкву, имеющую жёлтые плоды дисковидной формы, скрестили с тыквой, у которой были белые шаровидные плоды. Все гибриды от этого скрещивания имели белую окраску и дисковидную форму плодов. Какие признаки доминируют? Каковы генотипы родителей и потомства? Растение с каким генотипом надо выбрать, чтобы поставить анализирующее скрещивание с представителем полученного потомства? Какое при этом будет расщепление по генотипу и фенотипу в F2?

9. У собак чёрный цвет шерсти доминирует над кофейным, а короткая шерсть — над длинной. Обе пары генов находятся в разных хромосомах. Охотник купил чёрную с короткой шерстью собаку и хочет быть уверен, что его собака чистопородна. Какого партнёра по скрещиванию ему нужно подобрать, чтобы убедиться в чистоте породы? Напишите возможные генотипы собаки охотника и возможные варианты расщепления по генотипу и фенотипу при скрещивании, с помощью которого Вы будете проверять её генотип.

10. У дрозофил серая окраска тела (А) доминирует над чёрной, а нормальная форма крыльев (В) — над скрюченной (неаллельные гены расположены в разных аутосомах). При скрещивании серых мух с нормальными крыльями с серыми мухами со скрюченными крыльями одна четверть потомства имела чёрное тело. При этом в потомстве 50% особей имели нормальные крылья, а 50 % — скрюченные. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, соотношение видов фенотипов особей данного потомства. Какой тип наследования признаков проявляется в данном скрещивании?

11. В брак вступают голубоглазая женщина-правша, отец которой был левшой, и кареглазый мужчина-правша, мать которого была голубоглазой левшой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей в этом браке. Какова вероятность рождения кареглазого ребёнка-левши в этом браке? Гены обоих признаков не сцеплены. Голубые глаза и леворукость - аутосомные рецессивные признаки. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

12. У львиного зева красная окраска цветка неполно доминирует над белой. Гибридное растение имеет розовую окраску. Узкие листья частично доминируют над широкими (у гибридов листья имеют среднюю ширину). Какое потомство получится от скрещивания растения с красными цветами и средними листьями с растением, имеющим розовые цветки и средние листья? Напишите генотипы и гаметы родителей и используйте решётку Пеннета для решения задачи.

13. У шортгорнской породы скота цвет шерсти наследуется по промежуточному типу: ген R обусловливает красную масть, ген r – белую; генотипы Rr имеют чалую шерсть. Комолость (А) доминирует над рогатостью (а). Белая рогатая корова скрещена с гомозиготным красным рогатым быком. Какой фенотип и генотип будет иметь их потомство? Какое получится потомство от скрещивания особей F1 между собой? Используйте решётку Пеннета для определения генотипов и фенотипов F2.

14. У женщины с карими глазами и 3 группой крови и мужчины с голубыми глазами и 1 группой крови родился голубоглазый ребенок. Карий цвет глаз доминирует над голубым. Определить генотипы родителей, составите схему решения. Определите, какая группа крови может быть у этого ребенка? Какой закон наследственности проявляется?

15. При скрещивании белых морских свинок с гладкой шерстью с чёрными свинками с мохнатой шерстью получено потомство: 50 % чёрных мохнатых и 50 % чёрных гладких. При скрещивании таких же белых свинок с гладкой шерстью с другими чёрными свинками с мохнатой шерстью 50 % потомства оказалось чёрных мохнатых и 50 % – белых мохнатых. Составьте схему каждого скрещивания. Определите генотипы родителей и потомства. Как

называется такое скрещивание и для чего оно проводится? Какой закон наследования проявляется в данном случае?

16. Фенилкетонурия (ФКУ) – заболевание, связанное с нарушением обмена веществ (b), – и альбинизм (а) наследуются у человека как рецессивные аутосомные несцепленные признаки. В семье отец – альбинос и болен ФКУ, а мать дигетерозиготна по этим генам. Составьте схему решения задачи, определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы возможного потомства и вероятность рождения детей-альбиносов и ФКУ одновременно.Какой закон наследования проявляется в данном случае?

17. У овса доминантными являются признаки раннеспелости и нормального роста. Признаки позднеспелости и гигантского роста являются рецессивными. Определите генотипы и фенотипы растений, полученных от скрещивания дигетерозиготного растения с растением раннеспелого сорта, но гетерозиготного по этому признаку и имеющим гигантский рост. Какой генетический закон проявляется при этом скрещивании?

18. У каракульских овец доминантный ген в гетерозиготном состоянии обуславливает серую окраску меха, а в гомозиготном – летален. Рецессивная аллель этого гена обуславливает черную окраску меха. Скрестили серую рогатую самку с серым рогатым самцом. В потомстве часть особей безрогие. Определите генотипы и фенотипы потомства, поясните результаты получившегося по фенотипу расщепления.

19. При скрещивании растения арбуза с удлинёнными зелёными плодами и растения с круглыми полосатыми плодами в потомстве были получены арбузы с удлинёнными зелёными плодами и с круглыми зелёными плодами. Гены формы и окраски плодов находятся в разных хромосомах. При скрещивании этого же растения арбуза с удлинёнными зелёными плодами и растения с круглыми зелёными плодами все потомки имели круглые зелёные плоды. Определите все возможные генотипы родителей и потомства в обоих скрещиваниях.

20. При скрещивании растений львиного зева с красными (А) нормальными цветками и белыми удлинёнными цветками всё потомство имело розовые нормальные цветки. Для гибридов первого поколения F1 было проведено анализирующее скрещивание, в результате которого в потомстве получилось фенотипическое расщепление в равном соотношении 1 : 1 : 1 : 1. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства в двух скрещиваниях. Объясните образование четырёх фенотипических групп во втором скрещивании.

21. У уток признаки хохлатости и качества оперения аутосомные несцепленные. В гомозиготном доминантном состоянии ген хохлатости вызывает гибель эмбрионов.

В скрещивании хохлатых с нормальным оперением уток и хохлатых с нормальным оперением селезней часть потомства получилась без хохолка и с шелковистым оперением. При скрещивании полученных в первом поколении хохлатых уток с нормальным оперением (гомозиготных) и селезней с таким же генотипом, получилось две фенотипические группы потомков. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы полученного потомства в первом и во втором скрещиваниях. Определите и поясните фенотипическое расщепление в первом и во втором скрещиваниях.

22. При скрещивании самки мыши с рыжей шерстью нормальной длины и самца с чёрной длинной шерстью в первом поколении было получено 5 потомков, имевших рыжую шерсть нормальной длины и 4 потомка, имевших чёрную шерсть нормальной длины. Для второго скрещивания взяли самцов и самок из F1 с рыжей нормальной шерстью. В потомстве получили расщепление 6 : 3 : 2 : 1, причём мышей с рыжей шерстью было большинство. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы полученного потомства в первом и во втором скрещиваниях. Поясните фенотипическое расщепление во втором скрещивании.

23. Группа крови (I) и резус-фактор (R) – аутосомные несцепленные признаки. Группа крови контролируется тремя аллелями одного гена: i0, IA, IB. В браке женщины с первой группой крови, положительным резус-фактором и мужчины с третьей группой крови, положительным резус-фактором родился ребёнок с отрицательным резус−фактором. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы потомства. Какова вероятность рождения в этой семье ребёнка с отрицательным резус-фактором?

24. Длина хвоста у мышей контролируется геном, который в доминантном гомозиготном состоянии определяет развитие длинного хвоста, в гетерозиготном – укороченного хвоста, в гомозиготном рецессивном состоянии вызывает гибель мышей на эмбриональной стадии развития. В первом скрещивании самки мыши с чёрной окраской тела, длинным хвостом и самца с чёрной окраской тела, длинным хвостом в потомстве получилось фенотипическое расщепление: три особи с чёрной окраской тела, длинным хвостом и одна особь с коричневой окраской тела, длинным хвостом. Во втором скрещивании самки мыши с чёрной окраской тела, укороченным хвостом и самца с чёрной окраской тела, укороченным хвостом в потомстве получено расщепление по генотипу 1:2:1:2. Составьте схемы скрещиваний, определите генотипы и фенотипы родительских особей и потомства в скрещиваниях. Поясните генотипическое расщепление во втором скрещивании.

25. Признак формы волос наследуется по промежуточному типу. Форма волос и наличие веснушек наследуются независимо.

Женщина с веснушками и волнистыми волосами вышла замуж за мужчину с такими же признаками. У них родился сын без веснушек и с прямыми волосами. Этот сын женился на девушке, фенотипически сходной с его матерью. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы полученного потомства в первом и во втором поколениях. Какова вероятность рождения в семье сына ребёнка без веснушек и с прямыми волосами?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задачи по генетике. Дигибридное скрещивание. ПОЯСНЕНИЯ

 

1. У человека темный цвет волос (А) доминирует над светлым цветом (а), карий цвет глаз (В) — над голубым (b). Запишите генотипы родителей, возможные фенотипы и генотипы детей, родившихся от брака светловолосого голубоглазого мужчины и гетерозиготной кареглазой светловолосой женщины.

Пояснение.

1) Генотипы родителей: 1) Женская особь: aaBb (дает два типа гамет aB; ab. Мужская особь: aabb (один тип гамет ab).

2) Генотипы потомства: аавв, ааВв.

3) Фенотипы потомства: аавв — светловолосые,голубоглазые;

ааВв — светловолосые, кареглазые.

2. У свиней черная окраска щетины (А) доминирует над рыжей (а), длинная щетина (В) — над короткой (b). Запишите генотипы родителей, фенотипы и генотипы потомства, полученного при скрещивании черного с длинной щетиной дигетерозиготного животного с гомозиготным черным с короткой щетиной

Пояснение.

1) Генотипы родителей: AaBb, AAbb;

2) генотипы потомства: AABb, AaBb, Aabb, AAbb;

3) фенотипы потомства:

AABb, AaBb — черные, с длинной щетиной;

AAbb, Aabb — черные, с короткой щетиной

3. У мышей гены окраски шерсти и длины хвоста не сцеплены. Длинный хвост (В) развивается только у гомозигот, короткий хвост развивается у гетерозигот. Рецессивные гены, определяющие длину хвоста, в гомозиготном состоянии вызывают гибель эмбрионов. 

При скрещивании самок мышей с чёрной шерстью, коротким хвостом и самца с белой шерстью, длинным хвостом получено 50% особей с чёрной шерстью и длинным хвостом, 50% - с чёрной шерстью и коротким хвостом. Во втором случае скрестили полученную самку с чёрной шерстью, коротким хвостом и самца с белой шерстью, коротким хвостом. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства в двух скрещиваниях, соотношение фенотипов во втором скрещивании. Объясните причину полученного фенотипического расщепления во втором скрещивании.

Пояснение.

Схема решения задачи включает:

Анализ первого скрещивания. Т.к. при скрещивании мышей с чёрной и белой шерстью всё потомство получено с чёрной шерстью, по правилу единообразия гибридов первого поколения — чёрный цвет шерсти доминирует.

А — чёрная шерсть

а — белая шерсть

По условию:

ВВ — длинный хвост

Вb — короткий хвост

bb — гибель эмбрионов

 

первое скрещивание: Р ♀ ААВb — с чёрной шерстью, коротким хвостом; ♂ ааВВ — с белой шерстью, длинным хвостом

второе скрещивание: Р ♀ А?Вb — с чёрной шерстью, коротким хвостом; ♂ ааВb — с белой шерстью, коротким хвостом

 

1) первое скрещивание:

P: ♀ ААВb х ♂ ааВВ

G: ♀АВ, ♀Аb ♂аВ 

F1: АаВВ – чёрная шерсть, длинный хвост; 

АаВb – чёрная шерсть, короткий хвост; 

2) второе скрещивание:

P: ♀ АаВb х ♂ ааВb

G: ♀АВ, ♀Аb, ♀аВ, ♀аb ♂аВ, ♂аb 

F2: 1АаВВ – чёрная шерсть, длинный хвост; 

2АаВb – чёрная шерсть, короткий хвост; 

1ааВВ – белая шерсть, длинный хвост; 

2ааВb – белая шерсть, короткий хвост; 

Ааbb и ааbb погибают на эмбриональной стадии 

3) во втором скрещивании фенотипическое расщепление особей:

1: 2 : 1 : 2, так как особи с генотипом Ааbb и ааbb погибают на эмбриональной стадии.

4. У человека нос с горбинкой (А) — доминантный признак, а прямой нос — рецессивный. Полные губы (В) — доминантный признак, а тонкие губы — признак рецессивный. Гены обоих признаков находятся в разных хромосомах. Мужчина, имеющий нос с горбинкой и тонкие губы, мать которого имела прямой нос и полные губы, женился на женщине с прямым носом и тонкими губами. Определите генотипы родителей и возможные генотипы и фенотипы потомков. С какой вероятностью в этой семье могут родиться дети с полными губами? В соответствии с каким законом происходит наследование данных признаков?

Пояснение.

1. Генотип мужчины — Аавв, женщины — аавв. Генотипы и фенотипы потомков:

Аавв — нос с горбинкой, тонкие губы, аавв — прямой нос, тонкие губы. 

2. Вероятность рождения полногубых детей равна нулю.

3. Расщепление произошло в соответствии с законом независимого наследования 

Примечание.

Мужчина, имеющий нос с горбинкой и тонкие губы, мать которого имела прямой нос и полные губы.

Данные о полноте губ матери — избыточная информация. По первому признаку информация о матери нужна, чтобы определить, что генотип мужчины → Аа. По фенотипу у него нос с горбинкой (А), но мать имела прямой нос (аа), значит, одну гамету (а) он получил от матери.

5. От скрещивания двух сортов земляники, один из которых имеет усы и красные ягоды, а второй не имеет усов и образует белые ягоды, в первом поколении все растения имели усы и розовые ягоды. От скрещивания растений без усов с розовыми ягодами с растениями без усов с красными ягодами получены две фенотипические группы растений: без усов розовые и без усов красные. Составьте схемы двух скрещиваний. Определите генотипы родителей и потомства, характер наследования окраски ягод у земляники, закон наследственности, который проявляется в данном случае.

Пояснение.

1) В первом скрещивании: скрещивания двух сортов земляники, один из которых имеет усы и красные ягоды, а второй не имеет усов и образует белые ягоды получили 100% потомства с усами и розовыми ягодами. Согласно правилу единообразия Менделя получаем, что усы — доминантный признак; отсутствие усов — рецессивный.

Розовая окраска — промежуточный признак: BB — красная окраска; Bb — розовая; bb — белая. 

2) При этом в первом скрещивании

Схема скрещивания

P ♀ АABB х ♂ ааbb

G ♀ AB ♂ ab

F1 AaBb

фенотип: с усами, розовые 

Во втором скрещивании от скрещивания растений без усов с розовыми ягодами с растениями без усов с красными ягодами получены две фенотипические группы растений: без усов розовые и без усов красные.

значит согласно анализирующему скрещиванию (расщепление по признаку дают гетерозиготные организмы)

— без усов с розовыми ягодами — aaBb

— без усов с красными ягодами — aaBB 

Схема скрещивания

P ♀ aaBb х ♂ aaBB

G ♀ aB ♀ ab ♂ aB

F1 aaBB; aaBb

фенотип: без усов красные; без усов розовые 

4) Закон наследственности: По признаку окраски плодов — неполного доминирования.

Дополнительно.

Независимое наследование признаков (III закон Менделя) между первым и вторым признаком,

а также анализирующее скрещивание и правило единообразия гибридов I поколения.

6. Скрестили низкорослые (карликовые) растения томата с ребристыми плодами и растения нормальной высоты с гладкими плодами. В потомстве были получены две фенотипические группы растений: низкорослые с гладкими плодами и нормальной высоты с гладкими плодами. При скрещивании растений томата низкорослых с ребристыми плодами с растениями, имеющими нормальную высоту стебля и ребристые плоды, всё потомство имело нормальную высоту стебля и ребристые плоды. Составьте схемы скрещиваний. Определите генотипы родителей и потомства растений томата в двух скрещиваниях. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

Пояснение.

1) В первом скрещивании: низкорослые (карликовые) растения томата с ребристыми плодами и растения нормальной высоты с гладкими плодами получили 100% потомства с гладкими плодами. Согласно правилу единообразия Менделя получаем, что с гладкие плоды — доминантный признак; ребристые — рецессивный.

 

2) Во втором скрещивании: при скрещивании растений томата низкорослых с ребристыми плодами с растениями, имеющими нормальную высоту стебля и ребристые плоды получили 100% потомства с нормальной высотой стебля. Согласно правилу единообразия гибридов Менделя получаем, что нормальная высота стебля — доминантный признак; низкорослые — рецессивный. 

3) При этом в первом скрещивании получили: 50% низкорослые, а 50% нормальной высоты,

значит согласно анализирующему скрещиванию (расщепление по признаку дают гетерозиготные организмы) растение низкорослые (карликовые) растения томата с ребристыми плодами имеет генотип ааbb, а растение, нормальной высоты с гладкими плодами имеет генотип АаВВ. 

Схема скрещивания

P ♀ ааbb х ♂ АаВВ

G ♀ аb ♂ aB ♂ АВ

F1 aaBb; AaBb;

фенотип: низкорослые с гладкими плодам; нормальной высоты с гладкими плодами 

Во втором скрещивании всё потомство имело нормальную высоту стебля и ребристые плоды,

значит согласно правилу единообразия гибридов Менделя (по признаку высоты стебля)

— растения томата низкорослые с ребристыми плодами — ааbb

— растения, имеющие нормальную высоту стебля и ребристые плоды — ААbb 

Схема скрещивания

P ♀ ааbb х ♂ ААbb

G ♀ аb ♂ Аb

F1 Aabb

фенотип: нормальная высота стебля и ребристые плоды 

4) Закон наследственности: независимое наследование признаков (III закон Менделя),

а также анализирующее скрещивание и правило единообразия гибридов I поколения.

7. Существует два вида наследственной слепоты, каждый из которых определяется рецессивными аллелями генов (а или b). Оба аллеля находятся в различных парах гомологичных хромосом. Какова вероятность рождения слепого внука в семье, в которой бабушки по материнской и отцовской линиям дигомозиготны и страдают различными видами слепоты, а оба дедушки хорошо видят (не имеют рецессивных генов). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы и фенотипы бабушек и дедушек, их детей и возможных внуков.

Пояснение.

1) По условию: два вида наследственной слепоты аллели находятся в различных парах гомологичных хромосом, каждый из которых определяется рецессивными аллелями генов.

То есть:

аа_ _ — слепота

_ _ bb — слепота

А_В_ — зрячие

Бабушки по материнской и отцовской линиям дигомозиготны и страдают различными видами слепоты:

генотип бабушки по материнской линии — aaBB

генотип бабушки по отцовской линии — AAbb

Оба дедушки хорошо видят (не имеют рецессивных генов), значит, их генотипы одинаковы — ААВВ 

2) Находим генотипы родителей, составляя схемы скрещиваний бабушек и дедушек.

Р1 ♀ aaBB → ♂ ААВВ

G ♀ aB ♂ АВ

F1 AaBB

фенотип: зрячая 

P2♀ AAbb → ♂ ААВВ

G ♀ Ab ♂ АВ

F1 AABb

фенотип: зрячий 

3) Находим генотипы внуков, составив схему скрещивания родителей (F1)

P (F1)♀ AaBB → ♂ AABb

G ♀ AB ; aB ♂ АВ; Ab

F2 AABB; AABb; AaBB; AaBb

фенотип: 100% зрячие 

Вероятность рождения слепого внука 0%

8. Тыкву, имеющую жёлтые плоды дисковидной формы, скрестили с тыквой, у которой были белые шаровидные плоды. Все гибриды от этого скрещивания имели белую окраску и дисковидную форму плодов. Какие признаки доминируют? Каковы генотипы родителей и потомства? Растение с каким генотипом надо выбрать, чтобы поставить анализирующее скрещивание с представителем полученного потомства? Какое при этом будет расщепление по генотипу и фенотипу в F2?

Пояснение.

1) А — белые плоды, а — жёлтые плоды,

В — дисковидные плоды, b — шаровидные плоды

Белый цвет плодов доминирует над жёлтым, дисковидная форма плодов — над шаровидной.

2) Генотипы родителей: ааВВ х AAbb Генотипы потомства: АаВЬ

3) Анализирующее скрещивание — нужно взять растение с генотипом aabb.

Р ♀ АаBb х ♂ aabb

G ♀AB; Ab; аB; ab

G ♂ab

В потомстве получится 1:1:1:1

АаВЬ (белая окраска и дисковидная форма плода)

Aabb (белая - шаровидные плоды)

aaBb (жёлтые - дисковидные плоды)

aabb (жёлтые - шаровидные плоды).

9. У собак чёрный цвет шерсти доминирует над кофейным, а короткая шерсть — над длинной. Обе пары генов находятся в разных хромосомах. Охотник купил чёрную с короткой шерстью собаку и хочет быть уверен, что его собака чистопородна. Какого партнёра по скрещиванию ему нужно подобрать, чтобы убедиться в чистоте породы? Напишите возможные генотипы собаки охотника и возможные варианты расщепления по генотипу и фенотипу при скрещивании, с помощью которого Вы будете проверять её генотип.

Пояснение.

1) А — чёрная шерсть, а — кофейная шерсть В — короткая шерсть, b — длинная шерсть Возможные генотипы: АаВЬ, АаВВ, ААВЬ, AABB.

2) Скрестить надо с рецессивной гомозиготой по обоим генам (длинношерстная собака с шерстью кофейного цвета). Это будет анализирующее скрещивание.

3) Только в том случае, когда в потомстве е будет признаков расщепления можно говорить о чистопородности приобретенной собаки

AABB х aabb

F1 AaBb

100% чёрные короткошерстные 

Остальные три варианта говорят о том, что собака не «чистая линия»

— АаВЬ х aabb

Получится 1:1:1:1 АаВЬ: Aabb: aaBb: aabb (чёрные короткошерстные: чёрные длинношерстные : кофейные короткошерстные : кофейные длинношерстные)

— AaBB x aabb

Получится 1:1 AaBb : aaBb (чёрные короткошерстные : кофейные короткошерстные)

— AABb x aabb

Получится 1:1 AaBb : Aabb (чёрные короткошерстные : чёрные длинношерстные)

10. У дрозофил серая окраска тела (А) доминирует над чёрной, а нормальная форма крыльев (В) — над скрюченной (неаллельные гены расположены в разных аутосомах). При скрещивании серых мух с нормальными крыльями с серыми мухами со скрюченными крыльями одна четверть потомства имела чёрное тело. При этом в потомстве 50% особей имели нормальные крылья, а 50 % — скрюченные. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, соотношение видов фенотипов особей данного потомства. Какой тип наследования признаков проявляется в данном скрещивании?

Пояснение.

1) генотипы родителей: P ♀ АаBb, ♂ Ааbb;

2) генотипы потомства: 1AABb: 1AAbb: 2АаBb: 2Aabb: 1aaBb: 1 aabb

Расщепление по фенотипу: 3/8 серое тело нормальные крылья; 3/8 серое тело и скрюченные крылья; 1/8 — черное тело и нормальные крылья; 1/8 чёрное тело и скрюченные крылья

3) так как гены не сцеплены, то проявляются закономерности независимого наследования признаков.

11. В брак вступают голубоглазая женщина-правша, отец которой был левшой, и кареглазый мужчина-правша, мать которого была голубоглазой левшой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей в этом браке. Какова вероятность рождения кареглазого ребёнка-левши в этом браке? Гены обоих признаков не сцеплены. Голубые глаза и леворукость - аутосомные рецессивные признаки. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

Пояснение.

Схема решения задачи включает:

1) В брак вступают голубоглазая женщина-правша, отец которой был левшой, и кареглазый мужчина-правша, мать которого была голубоглазой левшой.

А – карие глаза, a – голубые глаза

B – праворукость , b — леворукость.

Голубоглазая женщина-правша, отец которой был левшой получает гамету b от отца, следовательно, её генотип ааBb

Кареглазый мужчина-правша, мать которого была голубоглазой левшой получает гамету аb от матери и его генотип ♂ АаВb 

2) Р ♀ ааBb х ♂ АаВb

G ♀аB ♀ аb ♂АВ ♂Аb ♂ аB ♂ аb 

F1

АаВВ – карие глаза праворукость

2 АаВb – карие глаза праворукость

ааВВ – голубые глаза праворукость

2 ааВb – голубые глаза праворукость

Ааbb – карие глаза леворукость

aabb – голубые глаза леворукость 

Вероятность рождения кареглазого ребенка – левши 1/8 (12,5 %)

3) Закон независимого наследования признаков.

12. У львиного зева красная окраска цветка неполно доминирует над белой. Гибридное растение имеет розовую окраску. Узкие листья частично доминируют над широкими (у гибридов листья имеют среднюю ширину). Какое потомство получится от скрещивания растения с красными цветами и средними листьями с растением, имеющим розовые цветки и средние листья? Напишите генотипы и гаметы родителей и используйте решётку Пеннета для решения задачи.

Пояснение.

1. A – красные цветки; a – белые цветки; B – узкие листья; b – широкие листья. Родители: AABb (красные цветки, средние листья) и AaBb (розовые цветки, средние листья).

2. Гаметы родителей: AB и Ab у первого родителя и AB, Ab, aB и ab у второго.

 

AB

Ab

aB

ab

AB

AABB

AABb

AaBB

AaBb

Ab

AABb

AAbb

AaBb

Aabb

 

3. Потомство:

1/8 с красными цветами и узкими листьями,

1/4 с красными цветами и средними листьями,

1/8 с красными цветами и широкими листьями,

1/8 с розовыми цветами и узкими листьями,

1/4 с розовыми цветами и средними листьями,

1/8 с розовыми цветами и широкими листьями.

13. У шортгорнской породы скота цвет шерсти наследуется по промежуточному типу: ген R обусловливает красную масть, ген r – белую; генотипы Rr имеют чалую шерсть. Комолость (А) доминирует над рогатостью (а). Белая рогатая корова скрещена с гомозиготным красным рогатым быком. Какой фенотип и генотип будет иметь их потомство? Какое получится потомство от скрещивания особей F1 между собой? Используйте решётку Пеннета для определения генотипов и фенотипов F2.

Пояснение.

1. Генотипы коровы ♀ rraa и быка ♂ RRaa

2. Генотип в F1: Rraa, фенотип 100% чалые рогатые

3. Особи F1 дают гаметы: Ra, ra

Составляем решетку Пеннета

Ra

ra

Ra

RRaa

красный, рогатый

Rraa

чалый, рогатый

ra

Rraa

чалый, рогатый

rraa

белый, рогатый

В результате скрещивания в F2 получаем 25% красных, рогатых; 50% чалых, рогатых; 25 % белых, рогатых.

Между первым и вторым признаком — независимое наследование; по первому признаку (цвет) наследование по промежуточному типу.

14. У женщины с карими глазами и 3 группой крови и мужчины с голубыми глазами и 1 группой крови родился голубоглазый ребенок. Карий цвет глаз доминирует над голубым. Определить генотипы родителей, составите схему решения. Определите, какая группа крови может быть у этого ребенка? Какой закон наследственности проявляется?

Пояснение.

У человека имеются четыре фенотипа по группам крови: I(0), II(А), III(В), IV(АВ). Ген, определяющий группу крови, имеет три аллеля: IA, IB, i0, причем аллель i0 является рецессивной по отношению к аллелям IA и IB.

По цвету глаз С - карие; с- голубые глаза.

У мужчины голубые глаза, значит, генотип сс; у женщины карие глаза С_, но у её ребёнка голубые - сс, одну аллель ребёнок получил от отца, значит, вторую от матери. Генотип матери (по цвету глаз) Сс.

По группе крови мужчина i0i0; У женщины может быть два варианта IBi0, IBIB.

Данная задача имеет два варианта решения.

1 вариант.

Р ♀ СсIBIB → ♂ ссi0i0

G ♀ СIB; сIB ♂ сi0

F1СcIBi0; ccIBi0

50% кареглазые 3 группа крови; 50% голубоглазые 3 группа крови. 

У рожденного ребенка может быть 3 группа крови. Закон независимого наследования (+ анализирующее скрещивание) 

2 вариант.

Р ♀ СсIB0 → ♂ ссi0i0

G ♀ СIB; Сi0; сIB ; сi0 ♂ сi0

F1СcIBi0; ccIBi0, Сci0i0, сci0i0

25% кареглазые 3 группа крови; 25% голубоглазые 3 группа крови; 25 % кареглазые 1 группа; 25 % голубоглазые 1 группа крови.

У рожденного ребенка может быть 3 или 1 группа крови. Закон независимого наследования (+ анализирующее скрещивание), правило расщепления.

15. При скрещивании белых морских свинок с гладкой шерстью с чёрными свинками с мохнатой шерстью получено потомство: 50 % чёрных мохнатых и 50 % чёрных гладких. При скрещивании таких же белых свинок с гладкой шерстью с другими чёрными свинками с мохнатой шерстью 50 % потомства оказалось чёрных мохнатых и 50 % – белых мохнатых. Составьте схему каждого скрещивания. Определите генотипы родителей и потомства. Как

называется такое скрещивание и для чего оно проводится? Какой закон наследования проявляется в данном случае?

Пояснение.

Схема решения задачи включает:

1) Первое скрещивание

Р1 ♂ аавв × ♀ААВв

бел. гл. чёрн. мохн.

Гаметы ♂ав ♀АВ, ♀ Ав

F1 AaBв × Аавв

чёрн. мохн чёрн. гл.

2) Второе скрещивание

Р2 ♀аавв × ♂АаВВ

бел. гл. чёрн.мохн.

Гаметы ♀ав ♂АВ, ♂аВ

F2 50 % аaBв 50 % АаВв

бел. мохн.

чёрн.мохн.

3) Скрещивание называется анализирующим и проводится для выявления гетерозиготности организма. Проявляется закон независимого наследования признаков, так как гены находятся в разных хромосомах и наследуются независимо друг от друга

16. Фенилкетонурия (ФКУ) – заболевание, связанное с нарушением обмена веществ (b), – и альбинизм (а) наследуются у человека как рецессивные аутосомные несцепленные признаки. В семье отец – альбинос и болен ФКУ, а мать дигетерозиготна по этим генам. Составьте схему решения задачи, определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы возможного потомства и вероятность рождения детей-альбиносов и ФКУ одновременно.

Какой закон наследования проявляется в данном случае?

Пояснение.

Схема решения задачи

1) генотипы родителей: мать – АаВb (гаметы AB, Ab, aB, ab),

отец – ааbb (гаметы ab);

2) генотипы и фенотипы возможного потомства:

АаВb – норма по двум парам признаков,

Ааbb – альбинизма нет, ФКУ,

ааВb – альбинизм, ФКУ отсутствует

ааbb – альбинизм, ФКУ;

3) 25 % (ааbb) детей-альбиносов и больных ФКУ одновременно.

4) Проявляется закон независимого наследования признаков, так как гены не сцеплены и находятся в разных парах гомологичных хромосом

17. У овса доминантными являются признаки раннеспелости и нормального роста. Признаки позднеспелости и гигантского роста являются рецессивными. Определите генотипы и фенотипы растений, полученных от скрещивания дигетерозиготного растения с растением раннеспелого сорта, но гетерозиготного по этому признаку и имеющим гигантский рост. Какой генетический закон проявляется при этом скрещивании?

Пояснение.

Схема решения задачи включает:

♂ АаВв —Раннеспелые нормального роста

♀Аавв — Раннеспелые гиганты

1) Р ♂ АаВв × ♀Аавв

Гаметы ♂АВ, ♂ав ♂Ав, ♂аВ; ♀Ав ♀ав

2) F1 AAВв раннеспелые нормального роста

2АаВв – раннеспелые нормального роста

2 Аавв – раннеспелые гиганты

аавв – позднеспелые гиганты

ААвв раннеспелые гиганты

ааВв позднеспелые нормального роста

3) проявляется закон независимого наследования признаков, гены которых расположены в разных парах гомологичных хромосом

18. У каракульских овец доминантный ген в гетерозиготном состоянии обуславливает серую окраску меха, а в гомозиготном – летален. Рецессивная аллель этого гена обуславливает черную окраску меха. Скрестили серую рогатую самку с серым рогатым самцом. В потомстве часть особей безрогие. Определите генотипы и фенотипы потомства, поясните результаты получившегося по фенотипу расщепления.

Пояснение.

1) По признаку окраски:

АА - серый, летален

Аа - серый

аа - чёрный.

Т.к. и овцы и бараны серые, живые, то их генотип Аа.

2) По признаку рогатость/безрогость. Т.к. в в потомстве рогатых овец оказались безрогие, то признак рогатости (B) — доминантный, безрогости (b) — рецессивный, родительские особи гетерозиготны по признаку — Bb.

3) Проводим скрещивание

♀ АаBb, образует гаметы АB, Ab, aB, ab

♂ АаBb, образует гаметы АB, Ab, aB, ab

https://bio-ege.sdamgia.ru/get_file?id=35000

Ответ: Р ♀ АаBb ♂ АаBb

Потомство. Генотипы: 4AaBb, 2AАBb, 2aaBb, 1aabb, 1AABB, 2AaBB, 2Aabb, 1AAbb, 1aaBB

По фенотипу: 6 серых рогатых: 2 серых безрогих: 3 черных рогатых: 1 чёрные безрогие 

4/16 = 1/4 (25 %) особей погибли на эмбриональном этапе этим объясняется нарушение расщепления при независимом скрещивании. Вместо 9:3:3:1 получили 6:2:3:1

19. При скрещивании растения арбуза с удлинёнными зелёными плодами и растения с круглыми полосатыми плодами в потомстве были получены арбузы с удлинёнными зелёными плодами и с круглыми зелёными плодами. Гены формы и окраски плодов находятся в разных хромосомах. При скрещивании этого же растения арбуза с удлинёнными зелёными плодами и растения с круглыми зелёными плодами все потомки имели круглые зелёные плоды. Определите все возможные генотипы родителей и потомства в обоих скрещиваниях.

Пояснение.

Проведем анализ имеющейся у нас информации.

1 скрещивание

Р с удлинёнными зелёными плодами х с круглыми полосатыми плодами

F1с удлинёнными зелёными и с круглыми зелёными, т.е. 100 % зелёные плоды, согласно правилу единообразия гибридов зелёные плоды — доминантный признак, полосатые — рецессивный

Зададим буквенную символику:

В - зелёные

b - полосатые 

2 скрещивание

P с удлинёнными зелёными плодами х с круглыми зелёными плодами

F1все потомки круглые зелёные плоды, т.е. 100 % круглые плоды, согласно правилу единообразия гибридов круглые плоды — доминантный признак, удлиненные — рецессивный.

Зададим буквенную символику:

А - круглые

а - удлиненные 

1 скрещивание

с удлинёнными зелёными плодами — aaBB, т.к. в потомстве 100% с зелёными плодами, то особь BB по второму признаку;

с круглыми полосатыми плодами — Аabb, т.к. в потомстве 50% с удлиненными плодами, то гамету а они получили от данной родительской особи, а генотип этого растения Аа. 

P ♀aaBB x ♂Аabb

G♀аВ ♂Аb ♂ab

F1aaBb (удлиненные зелёные) AaBb (круглые зелёные) 

2 скрещивание

P с удлинёнными зелёными плодами — aaBB, т.к. в потомстве 100% с зелёными плодами, то особь BB по второму признаку;

с круглыми зелёными плодами — AABB, т.к. в потомстве 100% с зелёными плодами, то особь BB по второму признаку;

но может быть и одна из родительских особей Bb. Т.к. в потомстве 100% с круглыми плодами, то особь АА по первому признаку.

P ♀aaBB x ♂АABB (или ♂ААBb)

G ♀аВ ♂АB (или ♂АB и ♂Аb)

F1AaBB (круглые зелёные), или AaBb (круглые зелёные) и AaBB (круглые зелёные) 

Ответ:

Генотип родителей 1 скрещивание: aaBB; Аabb

Генотип потомства 1 скрещивание: aaBb; AaBb

Генотип родителей 2 скрещивание: aaBB; АABB (ААBb)

Генотип потомства 2 скрещивание: AaBB; или AaBb и AaBB

20. При скрещивании растений львиного зева с красными (А) нормальными цветками и белыми удлинёнными цветками всё потомство имело розовые нормальные цветки. Для гибридов первого поколения F1 было проведено анализирующее скрещивание, в результате которого в потомстве получилось фенотипическое расщепление в равном соотношении 1 : 1 : 1 : 1. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства в двух скрещиваниях. Объясните образование четырёх фенотипических групп во втором скрещивании.

Пояснение.

Схема решения задачи включает:

1) P

АAВВ

×

ааbb

красные нормальные

цветки

белые удлинённые

цветки

G

АВ

аb

F1 AaBb — розовые нормальные цветки;

 

2) P

AaBb

×

ааbb

розовые нормальные

цветки

белые удлинённые

цветки

G

АВ, Ab, aB, ab

аb

 

F2

1AaBb — розовые нормальные цветки;

1Aabb — розовые удлинённые цветки;

1aaBb — белые нормальные цветки;

1aabb — белые удлинённые цветки; 

3) дигетерозиготная родительская особь образует четыре сорта гамет; другая родительская особь гомозиготная по рецессивным признакам, образует один сорт гамет; признаки наследуются независимо, находятся в разных парах хромосом, поэтому образуются четыре фенотипические группы в равном соотношении

21. У уток признаки хохлатости и качества оперения аутосомные несцепленные. В гомозиготном доминантном состоянии ген хохлатости вызывает гибель эмбрионов.

В скрещивании хохлатых с нормальным оперением уток и хохлатых с нормальным оперением селезней часть потомства получилась без хохолка и с шелковистым оперением. При скрещивании полученных в первом поколении хохлатых уток с нормальным оперением (гомозиготных) и селезней с таким же генотипом, получилось две фенотипические группы потомков. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы полученного потомства в первом и во втором скрещиваниях. Определите и поясните фенотипическое расщепление в первом и во втором скрещиваниях.

Пояснение.

♀ AaBb — хохлатые с нормальным оперением;

♂ AaBb — хохлатые с нормальным оперением

Родительские формы гетерозиготны по признаку оперения Bb, т.к. в потомстве по условию часть потомства получилась без хохолка и с шелковистым оперением и гетерозиготны по признаку хохлатости Аа, т.к. утки «живые», в гомозиготном состоянии АА - гибель.

1. Первое скрещивание:

P: ♀ AaBb × ♂ AaBb

G: ♀ AB, ♀ Ab, ♀ aB, ♀ ab, ♂ AB, ♂ Ab, ♂ aB, ♂ ab

F1: 1aabb — без хохолка с шелковистым оперением;

6(2AaBB, 4AaBb) — хохлатые с нормальным оперением;

2Aabb — хохлатые с шелковистым оперением;

3(1aaBB, 2aaBb) — без хохолка с нормальным оперением; 

2. Второе скрещивание:

P: ♀ AaBB × ♂ AaBB

G: ♀ AB, ♀ aB, ♂ AB, ♂ aB 

F1: 2АаВВ — хохлатые с нормальным оперением;

1ааВВ — без хохолка с нормальным оперением; 

3. В первом скрещивании фенотипическое расщепление — 1:6:2:3, так как особи с генотипами ААВВ, ААBb, ААbb погибают; во втором скрещивании фенотипическое расщепление — 2:1, так как особи с генотипом AAВВ погибают на эмбриональной стадии.

22. При скрещивании самки мыши с рыжей шерстью нормальной длины и самца с чёрной длинной шерстью в первом поколении было получено 5 потомков, имевших рыжую шерсть нормальной длины и 4 потомка, имевших чёрную шерсть нормальной длины. Для второго скрещивания взяли самцов и самок из F1 с рыжей нормальной шерстью. В потомстве получили расщепление 6 : 3 : 2 : 1, причём мышей с рыжей шерстью было большинство. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы полученного потомства в первом и во втором скрещиваниях. Поясните фенотипическое расщепление во втором скрещивании.

Пояснение.

1. P

♀АаВb

×

♂ ааbb

рыжая шерсть, нормальная длина

чёрная длинная шерсть

G

 

AB, Ab

ab

F1

АаВb — рыжая шерсть, нормальная длина;

ааВb — чёрная шерсть, нормальная длина;

 

2. F1

AaBb

×

AaBb

GF1

AB, aB, Ab, ab

AB, aB, Ab, ab

 

F2

1аabb — чёрная длинная шерсть;

6(2AaBВ, 4АаВb) — рыжая шерсть, нормальная длина;

2Aabb — рыжая длинная шерсть;

3(1ааВВ, 2ааВb) — чёрная шерсть, нормальная длина; 

3. во втором скрещивании фенотипическое расщепление — 1:6:2:3 (6:3:2:1), так как особи с генотипами ААВВ, ААBb, ААbb погибают (аллель рыжей шерсти летален в гомозиготном состоянии).

23. Группа крови (I) и резус-фактор (R) – аутосомные несцепленные признаки. Группа крови контролируется тремя аллелями одного гена: i0, IA, IB. В браке женщины с первой группой крови, положительным резус-фактором и мужчины с третьей группой крови, положительным резус-фактором родился ребёнок с отрицательным резус−фактором. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы потомства. Какова вероятность рождения в этой семье ребёнка с отрицательным резус-фактором?

Пояснение.

Чтобы решить задачу, необходимо определить генотипы родителей. Мы знаем, что женщина имеет первую группу крови. Генотип человека с первой группой крови определяется двумя аллелями i0 i0. Мужчина обладатель третей группы крови. Третья группа крови в генотипе может быть представлена в двух вариантах: IBIB и IBi0. Так как мы не знаем группу крови ребёнка, то, чтобы определить возможные генотипы и фенотипы потомства задача имеет два варианта решения. 

Элементы ответа: 

1. Из условия мы знаем, что у ребёнка резус−фактор отрицательный. За отрицательный резус−фактор отвечает рецессивная аллель r. Чтобы данный признак проявился, в генотипе он должен быть представлен гомозиготой. Так как оба этих аллеля ребёнок получил от каждого из родителя, то делаем вывод, что у родителей также присутствует эта аллель наряду с доминантной. 

Запишем известные генотипы:             

P ♀ i0i0Rr × ♂ IB_Rr 

F1 i0_rr

2.1. Генотип отца IBIBRr 

P ♀ i0i0Rr × ♂ IBIBRr 

G ♀i0R, i0r ♂IBR, IB

Потомство: 

3.1. Третья группа крови, положительный резус−фактор — 2 IBi0Rr, IBi0RR

Третья группа крови, отрицательный резус−фактор — IBi0rr 

Генотип ребёнка: IBi0rr 

Вероятность рождения ребёнка с отрицательным резус−фактором 1/4 или 25%. 

2.2. Генотип отца IBi0Rr 

P ♀ i0i0Rr × ♂ IBi0Rr 

G ♀i0R, i0r ♂IBR, IBr, i0R, i0

Потомство: 

3.2. Третья группа крови, положительный резус−фактор — 2 IBi0Rr, IBi0RR

Третья группа крови, отрицательный резус−фактор  — IBi0rr

Первая группа крови, отрицательный резус−фактор — i0i0rr

Первая группа крови, положительный резус−фактор — 2i0i0Rr, i0i0RR 

Генотип ребёнка: IBi0rr или i0i0rr 

Вероятность рождения ребёнка с отрицательным резус−фактором 1/4 или 25%.

24. Длина хвоста у мышей контролируется геном, который в доминантном гомозиготном состоянии определяет развитие длинного хвоста, в гетерозиготном – укороченного хвоста, в гомозиготном рецессивном состоянии вызывает гибель мышей на эмбриональной стадии развития. В первом скрещивании самки мыши с чёрной окраской тела, длинным хвостом и самца с чёрной окраской тела, длинным хвостом в потомстве получилось фенотипическое расщепление: три особи с чёрной окраской тела, длинным хвостом и одна особь с коричневой окраской тела, длинным хвостом. Во втором скрещивании самки мыши с чёрной окраской тела, укороченным хвостом и самца с чёрной окраской тела, укороченным хвостом в потомстве получено расщепление по генотипу 1:2:1:2. Составьте схемы скрещиваний, определите генотипы и фенотипы родительских особей и потомства в скрещиваниях. Поясните генотипическое расщепление во втором скрещивании.

Пояснение. Элементы ответа: 

BB — длинный хвост; Bb — укороченный; bb — гибель эмбрионов. 

Первое скрещивание:

Запишем известные генотипы: 

P ♀А_BB × ♂ A_BB 

1. F1 3А_BB, aaBB → так как оба аллеля "а" ребёнок получил от каждого из родителя, то делаем вывод, что у родителей также присутствует эта аллель наряду с доминантной. 

2. Генотипы родителей: 

P ♀АаBB × ♂ AаBB 

G ♀АB, aB , ♂ АB, aB 

3. Потомство F1

Чёрная окраска, длинный хвост: ААBB, 2АаBB.

Коричневая окраска, длинный хвост: ааBB 

Второе скрещивание: 

Запишем известные генотипы: 

P ♀А_Bb × ♂ A_Bb 

1. F1 соотношение генотипов 1:2:1:2. С учётом невыживаемости рецессивных гомозигот по признаку длины хвоста, необходимое расщепление может получиться в случае, если один родитель будет давать 4 гаметы, другой 2. Таким образом один из родителей должен быть дигетерозигтой (4 гаметы), другой гомозиготен по признаку окраски. 

2. Возможные генотипы родителей: 

P ♀ААBb × ♂ AаBb 

P ♀АаBb × ♂ AАBb 

G АB, Ab, aB, ab  Х АB, Ab 

3. Потомство F1.              

Чёрное тело, длинный хвост: AABB, АаВВ

Чёрное тело, укороченный хвост: 2AABb, 2 АаВb

Невыжившие: 2А_bb 

Элементы засчитываются только при наличии и генотипов, и фенотипов всех возможных потомков

25. Признак формы волос наследуется по промежуточному типу. Форма волос и наличие веснушек наследуются независимо.

Женщина с веснушками и волнистыми волосами вышла замуж за мужчину с такими же признаками. У них родился сын без веснушек и с прямыми волосами. Этот сын женился на девушке, фенотипически сходной с его матерью. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы полученного потомства в первом и во втором поколениях. Какова вероятность рождения в семье сына ребёнка без веснушек и с прямыми волосами?

Пояснение. Схема решения задачи включает: 

1. P

♀ AaBb

×

♂ AaBb

веснушки, волнистые волосы

веснушки, волнистые волосы

G 

AB, aB, Ab, ab

AB, aB, Ab, ab

 F1

ааbb – без веснушек, прямые волосы; 

2. F1

AaBb

×

♂ааbb

 GF1

 AB, aB, Ab, ab

ab

F2

AaBb – веснушки, волнистые волосы;

Aabb – веснушки, прямые волосы;

aaBb – без веснушек, волнистые волосы;

ааbb – без веснушек, прямые волосы;

 3. F1

AАBb

×

♂ааbb

 GF1

 AB, Ab

ab

 F2

AaBb – веснушки, волнистые волосы;

Aabb – веснушки, прямые волосы;

 4. вероятность рождения ребёнка без веснушек и с прямыми волосами во втором браке составляет 1/4 (25 %), если мать имеет генотип AaBb, и составляет 0 %, если мать имеет генотип AABb.

 


 

Задачи по генетике. Дигибридное скрещивание

Задачи по генетике. Дигибридное скрещивание

Составьте схему каждого скрещивания

Составьте схему каждого скрещивания

Задачи по генетике. Дигибридное скрещивание

Задачи по генетике. Дигибридное скрещивание

От скрещивания двух сортов земляники, один из которых имеет усы и красные ягоды, а второй не имеет усов и образует белые ягоды, в первом поколении…

От скрещивания двух сортов земляники, один из которых имеет усы и красные ягоды, а второй не имеет усов и образует белые ягоды, в первом поколении…

А_В_ — зрячие Бабушки по материнской и отцовской линиям дигомозиготны и страдают различными видами слепоты: генотип бабушки по материнской линии — aaBB генотип бабушки по…

А_В_ — зрячие Бабушки по материнской и отцовской линиям дигомозиготны и страдают различными видами слепоты: генотип бабушки по материнской линии — aaBB генотип бабушки по…

В брак вступают голубоглазая женщина-правша, отец которой был левшой, и кареглазый мужчина-правша, мать которого была голубоглазой левшой

В брак вступают голубоглазая женщина-правша, отец которой был левшой, и кареглазый мужчина-правша, мать которого была голубоглазой левшой

У человека имеются четыре фенотипа по группам крови:

У человека имеются четыре фенотипа по группам крови:

ААвв раннеспелые гиганты ааВв позднеспелые нормального роста 3) проявляется закон независимого наследования признаков, гены которых расположены в разных парах гомологичных хромосом 18

ААвв раннеспелые гиганты ааВв позднеспелые нормального роста 3) проявляется закон независимого наследования признаков, гены которых расположены в разных парах гомологичных хромосом 18

Bb. Т.к. в потомстве 100% с круглыми плодами, то особь

Bb. Т.к. в потомстве 100% с круглыми плодами, то особь

При скрещивании самки мыши с рыжей шерстью нормальной длины и самца с чёрной длинной шерстью в первом поколении было получено 5 потомков, имевших рыжую шерсть…

При скрещивании самки мыши с рыжей шерстью нормальной длины и самца с чёрной длинной шерстью в первом поколении было получено 5 потомков, имевших рыжую шерсть…

Во втором скрещивании самки мыши с чёрной окраской тела, укороченным хвостом и самца с чёрной окраской тела, укороченным хвостом в потомстве получено расщепление по генотипу…

Во втором скрещивании самки мыши с чёрной окраской тела, укороченным хвостом и самца с чёрной окраской тела, укороченным хвостом в потомстве получено расщепление по генотипу…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2021