Задачи по социальной педагогике.
Задача 1.
Неполная семья, сыну 15 лет, в последнее время испортились отношения с матерью. Сын приходит домой поздно и в нетрезвом виде, к советам матери не прислушивается. Его друзья и девушка ничего не имеют против выпивок. Мать настроена против друзей и девушки, из-за чего отношения с сыном еще более ухудшились.
Вопросы:
1. Что должен сделать социальный педагог на первом этапе работы с семьей?
2. Какие мероприятия необходимо осуществить социальному педагогу с данной семьей?
3.Какими методами социальный педагог может воздействовать на ребенка?
Ответы
1. Социальный педагог должен выявить причину злоупотребления алкоголем у юноши.
2. Провести
работу с матерью и помочь ей пересмотреть свои отношения с сыном.
3.Проинформировать семью о важности и возможности взаимодействия родителей
и детей в семье; рассказать о развитии ребенка; дать педагогические советы по
воспитанию детей.
Задача 2.
Виктор К. в школе - один из лучших по успеваемости, активист, спортсмен, хороший товарищ, сдержан, спокоен. Дома же с матерью (отца у него нет) бывает груб, непослушен, иногда обманывает, уклоняется от помощи в домашних делах.
Вопросы:
1. Какой стиль воспитания мог привести к данной проблеме?
2. Понятие социального патронажа и надзора?
3. Какие виды консультирования может предложить педагог?
Ответы:
1. Вседозволенность:
2. Социальный патронаж - это форма
взаимодействия с семьей, когда социальный педагог находится в распоряжении 24
часа в сутки, оказывая влияние на суть событий, происходящих в семье. Срок
социальный патронажа ограничен от 4 до 9 месяцев. Этапы работы социального
педагога с семьей в рамках патронажа:
- Знакомство. Договор с семьей.
- Вхождение в семью. Создание и поддержание мотивации к выходу из
кризиса.
- Сбор информации о семье.
- информации о семье.
- Выведение семьи из социальной изоляции. План и контракт в работе
с Анализ семьей.
- Выход из семьи.
3. Консультирование - процесс
взаимодействия между двумя или несколькими людьми, в ходе, которого
определенные знания консультанта используются для оказания помощи
консультируемому.
Методы, приёмы консультирования:
- беседа;
- включенное обсуждение;
- убеждение;
- одобрение или осуждение - находить компромисс, осуждать действия,
выяснять причины, стараться не осуждать;
- приём активного слушания;
Задача 3. Шестиклассник Витя К.- трудный подросток. Ему свойственно
ярко выраженное стремление к лидерству. Но реализовать свое стремление в
коллективе класса мальчик не может, а поэтому удовлетворяется поступками
отрицательными. Одноклассники не доверяют ему и ни в чем не хотят признать его
вожаком.
Вопросы:
1. Какие существуют категории детей группы риска?
2. Какие особенности имеют дети группы риска?
3. Аспекты негативного влияния на детей?
Ответы:
1. Дети с проблемами в развитии, не имеющими резко
выраженной клинико-патологической характеристики;
дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;
дети из неблагополучных, асоциальных семей;
дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально
психологической помощи и поддержке;
дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптацией.
2. Отсутствие ценностей, принятых в обществе (творчество,
познание, активная деятельность); убеждение в своей ненужности в обществе,
невозможности добиться в жизни чего-либо своими силами, своим умом и талантом,
занять достойное положение среди сверстников, достичь материального
благополучия.
Проецирование на себя современной жизни собственных родителей,
напоминающей гонки на выживание.
Ощущение эмоционального отвержения со стороны родителей и
одновременно психологическая автономия.
Среди ценностей на первом месте - счастливая семейная жизнь, на втором —
материальное благополучие, на третьем - здоровье.
В то же время, кажущаяся недоступность этих ценностей в жизни.
Высокая ценность в сочетании с недосягаемостью порождает внутренний конфликт —
один из источников стресса.
3. Первый аспект - это риск для общества, который создают дети данной
категории. Понятие «группа риска» появилось еще в советский период именно в
контексте приоритета общественных интересов. Это понятие позволяло выделять
категории людей, семей и т.п., поведение которых могло представлять
потенциальную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку
противоречило общепринятым социальным нормам и правилам.
Второй аспект - и именно под этим углом зрения проблема предстала
наиболее выпукло в последнее время - тот риск, которому сами дети постоянно
подвергаются в обществе: риск потери жизни, здоровья, нормальных условий для
полноценного развития.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.