Задачи внедрения ФГОС

  • ppt
  • 08.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Задачи внедрения ФГОС-2.ppt

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования в контексте государственной политики в образовании

2

Приоритеты образовательной политики

Зафиксированы в:
- Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол № 36)
- Основных направлениях деятельности Правительства РФ (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации 17 ноября 2008 г. № 1663-р)
- Приоритетном национальном проекте «Образование» на 2009-2012 годы
- Федеральной целевой программе развития образования
- Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»

3

Основные направления инициативы
«Наша новая школа»

1. Переход на новые образовательные стандарты

2. Развитие системы поддержки талантливых детей

3. Развитие учительского потенциала

4. Изменение инфраструктуры школьной сети

5. Сохранение и укрепление здоровья школьников

6. Расширение самостоятельности школ

4

Переход на новые образовательные стандарты





От стандартов, содержащих подробный перечень тем по каждому предмету, обязательных для изучения каждым учеником, к новым стандартам – требованиям к школьным программам, результатам усвоения программ школьниками, создаваемым в школе условиям для обеспечения достижения этих результатов.
Две части: обязательная и формируемая участниками образовательного процесса. Чем старше ступень, тем больше возможность выбора.
Новый стандарт предусматривает внеаудиторную занятость.
Результат образования – это не только знания, но и умение применять их в повседневной жизни.
Создание в школе кадровых, материально-технических и других условий, обеспечивающих развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени.
Финансовое обеспечение будет построено на принципах нормативно-подушевого финансирования. При этом средства будут поступать и в муниципалитеты, и в каждую школу по нормативу независимо от форм собственности.

5

Порядок утверждения стандартов

Утвержден Постановлением Правительства от 24 февраля 2009 г. N 142 «О правилах разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов»
 
- проект ФГОС вносится в Совет при Министерстве (в том числе в инициативном порядке);

- публикуется на сайте и рассылается в экспертные организации для экспертизы;

все экспертные заключения рассматриваются на Совете;

принимается решение об отклонении, направлении на доработку или принятии ФГОС;

ФГОС утверждается приказом Министерства (каждый отдельно), регистрируется в Минюсте.

6

Основные характеристики нового стандарта

новый формат стандарта (рамочный документ);

новое содержание стандарта (совокупность требований);

расширение функций и пользователей стандарта;

новое методологическое основание
(системно-деятельностный подход)

7

ЛИЧНОСТНЫЕ

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

ПРЕДМЕТНЫЕ

Самоопределение:
внутренняя позиция школьника;
самоидентификация;
самоуважение и самооценка

Смыслообразование:
мотивация (учебная, социальная);
границы собственного
знания и «незнания»

Ценностная и
морально-этическая
ориентация:
ориентация на выполнение
морально-нравственных норм;
способность к решению
моральных проблем на основе
децентрации; оценка своих
поступков

Регулятивные:
управление своей
деятельностью; контроль и
коррекция; инициативность и
самостоятельность

Коммуникативные:
речевая деятельность;
навыки сотрудничества

Познавательные:
работа с информацией,
учебными моделями;
использование знако-символи-
ческих средств, общих схем
решения; выполнение
логических операций сравнения,
анализа, обобщения и др.

Основы системы
научных знаний

Опыт «предметной»
деятельности
по получению,
преобразованию
и применению
нового знания

Предметные и
метапредметные
действия
с учебным материалом


Требования к результатам освоения
основной общеобразовательной программы

8


Требования к структуре
основной общеобразовательной программы

Зафиксированы требования к:

количеству и наименованию разделов (всего-9), в том числе к учебному плану общеобразовательного учреждения;

минимальному и максимальному количеству учебных часов за 4 года (2 904 - 3 210 часов);

содержанию каждого из разделов;

соотношению частей основной общеобразовательной
программы (80/20% для первой ступени);

- организации внеурочной деятельности (количеству часов внеурочной деятельности за 4 года (до 1350)).

9

Требования к структуре основной
образовательной программе


Требования к структуре
основной общеобразовательной программы

10


Пояснительная записка основной
образовательной программы должна раскрывать


цели реализации основной ОП;

принципы и подходы сформированию основной ОП и состава участников образовательного процесса конкретного образовательного учреждения;

учебно-методическое и информационное обеспечение (учебники, ЭОР, учебные пособия);

общую характеристику ООП.

11


Планируемые результаты освоения основной
образовательной программы


обеспечение связи между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения ООП начального общего образования ;
основа для разработки ООП начального общего образования образовательных учреждений;
содержательная и критериальная основа для разработки рабочих программ учебных предметов, а также для системы оценки качества освоения обучающимися ООП начального общего образования в соответствии с требованиями Стандарта.

12


Учебный план начального общего образования

Базисный учебный план состоит из двух частей:
обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей в том числе и внеурочную деятельность.

В учебном плане образовательного учреждения отражаются основные показатели базисного учебного плана:
состав учебных предметов;
недельное распределение учебного времени, отводимого на освоение содержания образования по классам, учебным предметам;
общий и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся;
направления внеурочной деятельности, формы ее организации, а также привлекаемые для ее реализации ресурсы.

13

Примерная программа формирования универсальных
учебных действий для начального общего образования

устанавливает ценностные ориентиры начального образования;

определяет понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте;

выявляет связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;

определяет условия, обеспечивающие преемственность программы формирования у обучающихся универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию.

14

Примерные программы:

Программа отдельных учебных предметов, курсов:
назначение и особенности

15

Примерная программа духовно-нравственного
развития и воспитания



Цель: расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, посредством осознанного и последовательного принятия ею ценностей:
семейной жизни;
культурно-регионального сообщества;
культуры своего народа;
мирового сообщества.

Направленность: на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе ОУ, семьи и других институтов общества.

16

16

16

Просветительская
работа с
родителями

Создание
здоровье-
сберегающей
инфраструктуры

Программа
формирования
культуры
здорового и
безопасного
образа жизни

Эффективная
организация
физкультурно-
оздоровительной
работы

Рациональная
организация
учебной и
внеучебной
жизни
обучающихся

Реализация
модульных
образовательных
программ

Внутренняя оценка:
учитель, ученик,
ОУ и родители

Внешняя оценка:
государственные службы

аккредитация ОУ
аттестация кадров

мониторинг системы
образования

чтение, УУД

русский

математика

три итоговые работы

итоговая
оценка

+

накопленная оценка

Выборочное
обследование
работ уч-ся

Необходимые
дополнительные
данные/исслед.

Система оценки достижения планируемых результатов

18

18

Исполнение стандарта

Примерная основная образовательная
программа начального общего образования

Образовательное
учреждение разрабатывает
самостоятельно с учетом типа
и вида ОУ

Локальные акты
по вопросам организации
и осуществления
образовательного процесса,
определенные уставом ОУ

Основная
образовательная
программа начального
общего образования ОУ

19

2010-11

2011-12

- обязательное введение ФГОС

- введение ФГОС по мере готовности

1

М
О
Н
И
Т
О
Р
И
Н
Г

И

О
Т
Ч
Е
Т
Н
О
С
Т
Ь

1

Введение федерального государственного
стандарта общего образования

2012-13

2013-14

2014-15

2016-17

2018-19

2020-21

2017-18

2019-20

2021-22

2015-16

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

3

5

2

3

4

5

6

10

2

3

4

5

6

7

10

11

2

3

4

5

6

7

8

10

11

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

2

3

4

5

6

7

2

3

4

5

6

7

8

2

3

4

5

6

7

8

9

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2

3

7

6

8

5

4

9

11

10

8

9

11

10

11

10

9

11

10

11

- продолжение обучения по ФГОС, введенного по мере готовности

20

Критерии готовности ОУ к введению стандарта

разработана и утверждена основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения;

нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и т.п.);

приведены в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учреждения;

определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования;

разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ;

21

Критерии готовности ОУ к введению стандарта

определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся (например, модель взаимодействия с учреждениями(ем) дополнительного образования детей);

разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС;

осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов (возможно поэтапно по мере введения ФГОС начального общего образования);

обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.