Метапредметное задание по физике
Ф. И. О.: Парфенова Надежда Николаевна
Предмет: физика
Пояснительная записка: Важным средством пробуждения интереса к физике является использование игровых видов деятельности на уроках. Но к интересу еще необходимо добавить знания учащихся, которые ребята получают в процессе обучения. Игра на уроке носит характер неожиданности и занимательности, что усиливает эмоциональность восприятия информации, активизируют мыслительную деятельность учащихся. Групповая работа в форме соревнований усиливает дух соперничества, желание победить.
Цель задания: повторить теоретические знания по теме «Тепловые процессы» и моделируя логическую цепочку определить фактор, от которого зависит испарение жидкостей.
Описание задания: При изучении темы «Факторы, влияющие на испарение» после экспериментального этапа для определения следующего фактора предлагаю задание в игровой форме «Домино». Инструкция к этому заданию представлена в стихотворной форме, где необходимо умение смыслового чтения. Задание включает в себя знания не только по физике, но и по химии, географии и знания учащихся, приобретенных их жизненным опытом. При выстраивании логической цепочки из карточек предусмотрено несколько вариантов, но все цепочки должны закончится геометрической фигурой, по которой обучающиеся должны вспомнить ее характеристики и выбрать одну из них, от которой зависит испарение.
Методические рекомендации к заданию:
Ø Данное задание рассчитано для обучающихся 8 классов по теме «Тепловые процессы» на уроках физики. С учетом уровня подготовки обучающихся время на выполнение задания может варьироваться от 7 до 15 минут.
Ø Данное задание можно использовать как для индивидуальной или парной работы с учащимися для проверки теоретических знаний по изучаемой теме, так и для групповой работы в форме соревнований (кто быстрее и правильнее соберет цепочку из «доминушек»).
Ø Так как выполнение задания может варьироваться, то в зависимости от цели, обучающиеся выполняют задание самостоятельно без использования информационных источников, либо при необходимости могут использовать учебник, тетрадь и интернет-ресурсы.
Ø Задание по группам выдается одновременно, инструктаж описан в самом задании. Кто раньше справился с заданием, тот занимается выяснением причинно-следственной связи между процессом испарения жидкости и найденной величиной.
Ø Проверка результатов проводится после истечения отведенного времени для выполнения этого задания по командам, с учетом того какая команда выполнила задание раньше и критериев, описанных в инструкции. Заслушивается полученный результат каждой команды, подсчитывается количество карточек и учитывается первая и последняя карточка в созданной цепочке.
Критерии оценивания:
1.загадка
2.количество карточек
3. логическая цепочка
4.правильность ответа
Ø Основная педагогическая задача, решаемая в этом задание – это создание условий для формирования положительной мотивации к обучению и активизация мыслительной деятельности обучающихся.
Ø Задание носит развивающий характер, заставляет самостоятельно мыслить, используя предметные знания не только по физике. Задание направлено на формирование метапредметных УУД.
Игра в домино
Первая карточка – это отгадка,
Которая кроется в вашей загадке.
Девять карточек сложите,
По смыслу их соедините.
Каждый ход довольно прост,
Последняя карточка даст ответ на вопрос.
Чтоб угадать, послушай совета:
Вспомни характеристики полученного предмета.
Из всех характеристик, к сожалению,
Только ОДНА относится к ИСПАРЕНИЮ.
Загадка: В огне не горит и в воде не тонет.
Дополнительное задание
1. Определить причинно-следственные связи между испарением и найденной характеристикой.
2. Выразить эту зависимость с помощью модели.
3. Какую емкость необходимо использовать для быстро испаряющихся жидкостей? Почему?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.