Введите ФИО, группу:
Тема: Деятельность - способ существования человека
Практикум по теме
Инструкция для студента: внимательно прочитать задания, дать письменный ответ.
ТЕКСТ ЗАДАНИЯ
1. М. Е. Салтыков-Щедрин в своей известной сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» помещает на необитаемый остров двух заслуженных чиновников, привыкших жить на всем готовом. Здесь они вдруг обнаруживают, что «человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растет». «Стало быть, если, например, кто хочет куропатку съесть, то должен сначала ее изловить, убить, ощипать, изжарить...».
О какой деятельности идет речь в приведенном фрагменте?
Что выступает целью этой деятельности?
Из каких действий она состоит?
Как вы думаете, оказались ли генералы способными к преобразующей деятельности?
2. Страдая от голода и будучи готовыми съесть собственный сапог или перчатки, персонажи сказки М.Е. Салтыкова- Щедрина «взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетело глухое рычание. Они начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг и оханья; генерал… откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил. Но вид текущей крови как будто образумил их. – Снами крёстная сила!- сказали они оба разом.- Ведь этак мы друг друга съедим!»
Какие потребности проявились в описанных действиях?
Что лежало в их основе: осознанный мотив или неосознанное влечение?
3. Двух генералов, изображенных М. Е. Салтыковым-Щедриным, спас от голодной смерти, как известно, мужик, который «зачал перед ними действовать. Полез перво-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков... Потом покопался в земле - и добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, потер их друг об дружку - и извлек огонь. Потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика. Наконец, развел огонь и напек. ..разной провизии...»
Каковы были цель деятельности мужика, средства ее достижения и результаты?
Из каких конкретных действий эта деятельность состояла?
Соответствовали ли ее результаты поставленной цели?
4. В другой известной сказке М. Е. Салтыков-Щедрин изображает глупого помещика, по молитве которого Бог очистил все его владения от мужиков.
Наслаждался этот помещик
воздухом, освободившимся от запаха мякины и овчины, и мечтал о том, какой он
плодовый сад разведет: «Вот тут будут груши, сливы: вот тут -персики, тут -
грецкий орех!» Думал, каких он коров разведет, что ни кожи, ни мяса, а
все одно молоко, все молоко, какой он клубники насадит, все двойной да тройной,
по пяти ягод на фунт, и сколько он этой клубники в Москве продаст.
Много ли, мало ли времени прошло, только видит помещик, что в саду у него дорожки репейником поросли, в кустах змеи да гады всякие кишмя кишат, а в парке звери дикие воют, «остановились и полати и регалии, и не стало возможности достать на базаре ни фунта муки, ни куска мяса».
Каковы были цели помещика?
Какие он выбрал средства их достижения?
Соответствовали ли средства целям?
Привели ли действия помещика к тем результатам, к которым он стремился?
«Собралось много народа на свадьбу. Сосед позвал работника и говорит:
– Поди посмотри, сколько людей там на свадьбе.
Работник пошёл, положил у порога чурбан и сел на завалинку, стал дожидаться, пока народ будет выходить из избы.
Стали расходиться. Кто ни выйдет, спотыкнётся на чурбан, обругается и пойдёт дальше. Только одна старуха вышла, спотыкнулась, вернулась и отвалила чурбан.
Работник вернулся к хозяину. Хозяин и говорит:
– Много там было людей?
Работник говорит:
– Всего один был и та старуха
– Отчего так?
– А оттого, что я привалил чурбан к крыльцу, все на него падали, а не отвалили, так и овцы делают, а одна старуха отвалила, чтобы другие не падали. Так только люди делают. Она одна человек».
Какие идеи темы «деятельность» иллюстрирует этот рассказ?
Чем деятельность человека отличается от поведения животных?
Конкретизируйте представление о мотивах деятельности персонажей рассказа.
6. Учитель одного из младших классов обратился к старшеклассникам с просьбой помочь ему в подготовке новогоднего праздника для малышей.
Те из старшеклассников, кто откликнулся на эту просьбу, организовали «Мастерскую Деда Мороза». Сочиняли сценарий сказочного спектакля, шили костюмы, подбирали музыку, разучивали с малышами песни и игры. Подключили малышей к оформлению сказочного городка, изготовлению елочных игрушек, сюрпризов.
Охарактеризуйте структуру данной деятельности старшеклассников: определите ее субъект, объект, цель, средства и результаты. Что могло явиться побудительным мотивом данной деятельности?
7. Постройте логическую цепочку, основанную на высказывании русского публициста В. Г. Белинского: «Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни». Объясните, какую роль в жизни человека играют интересы, цели, деятельность? Какова связь между ними?
8. Заполнить таблицу Структура деятельности
субъект |
человек, обладающий инициативой, активностью |
объект |
то, на что направлена деятельность |
мотив |
то, что побуждает человека к деятельности |
цель |
|
средства |
|
результат |
|
МЕСТО ДЛЯ ОТВЕТА СТУДЕНТА
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.