г. Нур-Султан, 2019
1. Цель оценивания............................................................................................................................ 2
1.1 Взаимосвязь с учебной программой.............................................................................................. 2
1.2 Взаимосвязь с системой критериального оценивания.................................................................. 2
2. Описание экзаминационной работы.............................................................................................. 2
2.2 Задачи оценивания (ЗО)................................................................................................................ 2
2.3 Язык сдачи экзамена.................................................................................................................... 3
3. Управление процессом проведения экзамена................................................................................. 3
4. Процесс выставления баллов и оценки за экзаменационную работу.............................................. 3
5. Описание оценок............................................................................................................................ 3
6. Образцы заданий и схемы выставления баллов.............................................................................. 4
Определение степени освоения обучающимися объема учебной программы по предмету «География» в соответствии с государственным общеобязательным стандартом основного среднего образования (далее – ГОСО).
Итоговая аттестация обучающихся охватывает содержание типовой учебной программы по предмету «География» для 7-9 классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию. Уровень знаний и умений, а также навыки обучающихся определяются ожидаемыми результатами ГОСО.
Итоговая аттестация обучающихся является частью системы критериального оценивания, которая также включает формативное и суммативное оценивание.
Экзаменационная работа состоит из двух частей: часть А включает вопросы с множественным выбором ответа, часть В включает вопросы с кратким и развернутым ответами.
Время выполнения |
2 часа |
Часть А содержит 15 заданий с выбором одного правильного ответа из четырех предложенных. Каждое задание оценивается в 1 балл. Часть B содержит 4 задания, требующие краткого и 2 структурированных задания, требующие развернутого ответов. Задания оцениваются в 1-3 балла. |
|
Максимальный балл |
30 баллов |
ЗО-1 |
Знание и понимание Обучающиеся знают и понимают географические процессы, явления, закономерности и их определения. |
ЗО-2 |
Применение и навыки высокого порядка Обучающиеся: • изучает, анализирует, систематизирует и оценивает физико-географические и социально-экономические закономерности и процессы; • применяет, изучает, исследует, анализирует статистические данные и географические источники (карта, диаграмма, график, рисунок, таблица и т. д.) |
Экзамен сдается в зависимости от языка обучения на казахском или русском языке.
Экзамены проводятся согласно Типовым правилам проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего, общего среднего образования, утвержденных приказом Министра образования и науки Республики Казахстан «Об утверждении Типовых правил проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся для организаций среднего, технического и профессионального, послесреднего образования» от 18 марта 2008 года № 125, а также в соответствии с Инструкцией по организации и проведению итоговой аттестации.
Процесс выставления баллов за экзаменационную работу осуществляется аттестационной комиссией на основании предоставленной схемы выставления баллов.
Выставленные баллы обучающихся переводятся в оценку согласно шкале перевода баллов в оценки.
Баллы |
Процентное содержание баллов, % |
Оценка |
0-8 |
0-29 |
2 (неудовлетворительно) |
9-16 |
30-54 |
3 (удовлетворительно) |
17-23 |
55-79 |
4 (хорошо) |
24-30 |
85-100 |
5 (отлично) |
Описание оценок дается для общего представления стандартов возможных достижений обучающихся, за которые присуждается определенная оценка. На практике присужденная оценка зависит от степени соответствия работ обучающихся задачам оценивания.
Оценка |
Описание |
5 |
Обучающийся демонстрирует глубокое знание и понимание предмета. Имеет полное понятие о физико-географических и социально-экономических процессах, явлениях, закономерностях и их взаимосвязи. Демонстрирует способность использовать интерпретировать, исследовать, анализировать статистические данные, географические источники (карта, диаграмма, график, рисунок, таблица и т. д.) на высоком уровне. |
4 |
Обучающийся демонстрируют знания по дисциплине на среднем уровне. Имеет понятие о физико-географических и социально-экономических процессах, явлениях, закономерностях и их взаимосвязи. Демонстрирует способность использовать интерпретировать, исследовать, анализировать статистические данные, географические источники (карта, диаграмма, график, рисунок, таблица и т. д.) на среднем уровне. |
3 |
Обучающийся демонстрируют знания по дисциплине на удовлетворительном уровне. Имеет достаточное представления о физико-географических и социальноэкономических процессах, явлениях, закономерностях и их взаимосвязи. Демонстрирует способность использовать интерпретировать, исследовать, анализировать статистические данные, географические источники (карта, диаграмма, график, рисунок, таблица и т. д.) на низком уровне. |
2 |
У обучающегося отсутствуют базовые знания по предмету. |
Внимательно посмотрите на физическую карту Казахстана, представленную на рисунке 1.
1. Определите низменность обозначенную на рисунке 1.
A) Торгай
B) Бетпак-Дала
C) Западно-Сибирская D) Прикаспийская
|
B |
|
C |
|
D |
|
2. Определите отрасль обрабатывающей промышленности в Казахстане.
A) добыча нефти
B) машиностроение
C) животноводство D) земледелие
|
B |
|
C |
|
D |
|
Внимательно посмотрите на рисунок 2.
3. Определите метод географического исследования, представленный на рисунке 2.
А) исторический
B) картографический
С) полевой
D) дистанционное наблюдение
|
B |
|
C |
|
D |
|
Внимательно посмотрите на карту осадков Казахстана, представленную на рисунке 3.
4. Используя рисунок 3, определите местность с наибольшим выпадением осадков в Казахстане.
А) Алтай
B) Прибалхашье
C) пустыни Приаралья
|
B |
|
C |
|
D |
|
D) Джунгарский горный край A [1]
5. Определите природную зону Казахстана, где особенно много произрастает саксаул. A) пустыня
B) степь
C) полупустыня D) лесостепь
|
B |
|
C |
|
D |
|
6. Определите основные виды воздушных масс.
A) арктические, умеренные, тропические, экваториальные
B) умеренные, тропические, арктические, субтропические
C) тропические, субэкваториальные, экваториальные, арктические
D) субарктические, умеренные, субэкваториальные, экваториальные
|
B |
|
C |
|
D |
|
7. Определите зону Казахстана, где встречаются много запасов подземных вод.
A) Сарыарка
B) Кызылкум
С) Бетпак-Дала
D) равнина Кулынды
|
B |
|
C |
|
D |
|
A [1]
8. Определите территорию, предназначенную для отдыха жителей города.
A) селитебная
B) рекреационная
C) санитарно-защитная
D) коммунально-складская
|
B |
|
C |
|
D |
|
A [1]
9. Определите страны-экспортеры нефти.
A) США, Бразилия
B) Китай, Индия
C) Ливия, Венесуэла
D) Малайзия, Сингапур
|
B |
|
C |
|
D |
|
A [1]
10. Определите страну, в которой форма правления является конституционной монархией. A) Ватикан
B) Эквадор
C) Австарлия
D) Саудовская Аравия
|
B |
|
C |
|
D |
|
A [1]
11. Определите, в каком городе находится крупнейший и единственный в Казахстане горнометаллургический комбинат.
А) Балхаш
В) Сатбаев
С) Темиртау
D) Жезказган
|
B |
|
C |
|
D |
|
A [1]
12. Определите трансграничную реку.
A) Нура
B) Иртыш
C) Торгай
D) Сарысу
|
B |
|
C |
|
D |
|
A [1]
13. Определите страну Архипелаг.
A) Испания
B) Индия
C) Индонезия
D) Мадагаскар
|
B |
|
C |
|
D |
|
A [1]
14. Определите полезные ископаемые с особыми запасами в Южном Казахстане.
A) фосфорит и асбест
B) железные руды и свинец
C) полиметалл и фосфорит
D) алюминий и полиметалл
|
B |
|
C |
|
D |
|
15. Определите тип классификации озер в зависимости от происхождения и формирования котлованов.
A) горный, равнинный
B) ледниковый, возвышенный
C) равнинный,тектонический
D) карстовый, реликтовый
|
B |
|
C |
|
D |
|
Внимательно посмотрите на месторождения полезных ископаемых, показанные на рисунке 4.
16. Определите способ добычи угля, на рисунке 4.
[1]
Внимательно посмотрите на схему глобальной циркуляции атмосферы, представленную на рисунке 5.
17. Используя рисунок 5, определите один из климатических поясов, где расположен пояс высокого давления.
[1]
Внимательно посмотрите на гидрограф реки Сырдарья, представленный на рисунке 6.
18. Определите месяц, в котором наблюдается максимальный объем воды Сырдарьи, используя рисунок 6.
[1]
Внимательно прочитайте информацию, представленную в таблице 1.
Доля территории природной зоны, занимаемой в стране |
27% |
Климат |
континентальный • лето жаркое и засушливое, горячий сухой ветер; • зима суровая, тонкий слой снега |
средняя температура января |
–16°–18°С |
средняя температура июля |
на севере 18°С, на юге 23°С |
годовое количество осадков |
220-310 мм |
растительный покров |
ковыль, перистый типчак, тимофеевка |
19. Определите природную зону, используя таблицу 1.
[1]
20. Внимательно рассмотрите антропогенный ландшафт, представленный на рисунке 7.
(a) Назовите способ улучшения антропогенного ландшафта, который представлен на рисунке 7.
[1]
(b) Приведите пример одной территории, которая может потребовать пути улучшения антропогенного ландшафта.
[1]
(c) Предложите один вид растения, которое можно использовать для повышения эффективности антропогенного ландшафта. Объясните почему.
(d) Оцените важность для хозяйства пути улучшения антропогенного ландшафта, упомянутого в 20 (a).
21. Внимательно просмотрите на контурную карту мира представленную на рисунке 8.
(a) Отметьте территорию стран СНГ на контурной карте. Выполните задание на контурной карте предложенной 8 рисунке.
[3] (b) Опишите роль Казахстана в СНГ.
№ |
Задачи оценивания |
Ответ |
Балл |
Дополнительная инструкция к экзаменаторам |
Часть А |
||||
1 |
ЗО-2 |
D |
1 |
|
2 |
ЗО-1 |
D |
1 |
|
3 |
ЗО-2 |
D |
1 |
|
4 |
ЗО-2 |
А |
1 |
|
5 |
ЗО-1 |
C |
1 |
|
6 |
ЗО-1 |
A |
1 |
|
7 |
ЗО-1 |
B |
1 |
|
8 |
ЗО-1 |
B |
1 |
|
9 |
ЗО-1 |
C |
1 |
|
10 |
ЗО-1 |
C |
1 |
|
11 |
ЗО-1 |
С |
1 |
|
12 |
ЗО-1 |
B |
1 |
|
13 |
ЗО-1 |
C |
1 |
|
14 |
ЗО-1 |
C |
1 |
|
15 |
ЗО-1 |
D |
1 |
|
Часть B |
||||
16 |
ЗО-2 |
Определите способ добычи угля, на рисунке 4. Карьер |
1 |
|
17 |
ЗО-2 |
Используя рисунок 5, определите один из климатических поясов, где расположен пояс высокого давления. тропический /арктический / антарктический |
1 |
Ответ принимается при указании одного из вариантов |
18 |
ЗО-2 |
Определите месяц, в котором наблюдается максимальный объем воды Сырдарьи, используя рисунок 6. май |
1 |
|
19 |
ЗО-2 |
Определите природную зону, используя таблицу 1. степь |
1 |
|
20 (a) |
ЗО-2 |
Назовите способ улучшения антропогенного ландшафта, который представлен на рисунке 7. рекультивация |
1 |
|
20 (b) |
ЗО-1 |
Приведите пример одной территории, которая может потребовать пути улучшения антропогенного ландшафта. добыча полезных ископаемых / месторождения, добываемые открытым способом / территории, на которых вырублены леса / территории, где собраны мусорные свалки / территории нарушенные после строительства городов/ зоны военных испытаний / территории испытаний ядерного оружия |
1 |
При указании одного из вариантов, ответ принимается |
20 (c) |
ЗО-1 |
Предложите один вид растения, которое можно использовать для повышения эффективности антропогенного ландшафта. Объясните почему. • Черный тополь - способен фиксировать атмосферный азот • Красный клевер - вкус почвы и хороший источник атмосферного азота, собирающего клубни с бактериями |
2 |
При указании одного из вариантов, ответ принимается. Принимаются и другие правильные ответы. |
20 (d) |
ЗО-2 |
Оцените важность для хозяйства пути улучшения антропогенного ландшафта, упомянутого в 20 (a). • улучшится земли сельскохозяйственного назначения • улучшится земли лесного хозяйства • появятся водопроводы • появятся места для отдыха • появятся зоны, необходимые для строительства. |
2 |
Ответ принимается при указании двух вариантов.
Принимаются и другие правильные ответы. |
21 (a) |
ЗО-2 |
Отметьте территорию стран СНГ на контурной карте. Выполните задание на контурной карте предложенной 8 рисунке.
|
3 |
При безошибочном обозначении границ всех 11 государств дается 3 балла, при ошибочном обозначении границ 1-2 стран дается 2 балла, при ошибочном обозначении границ 4-5 стран дается 1 балл. |
21 (b) |
ЗО-2 |
Опишите роль Казахстана в СНГ. • Казахстан сотрудничает в экономической, политической, культурной, экологической и других сферах Содружества Независимых Государств • поддержание мира / права и свободу человека/ безопасность в бывшем Советском Союзе • Предоставление взаимной правовой помощи • Евразийский экономический союз • Таможенный союз |
2 |
Ответ принимается при указании двух вариантов.
Принимаются и другие правильные ответы. |
Итого |
30 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.