Задания к олимпиаде по русскому языку (10 класс)
Оценка 4.9

Задания к олимпиаде по русскому языку (10 класс)

Оценка 4.9
Занимательные материалы +2
docx
русский язык
10 кл—11 кл +1
17.06.2024
Задания к олимпиаде по русскому языку (10 класс)
Задания к олимпиаде по русскому языку (10 класс)
Борисова, русский язык, олимпиада 10 класс.docx

1. Выберите верный вариант перевода фрагмента «Добрѣ еси пришел на мѣсто се, рабе Божий Мокарей».

1)      Добро пришло на место, к рабу Божьему Макарию.

2)      Хорошо, что ты пришёл на это место, раб Божий Макарий.

3)      С добротой пришёл на место раба Божия Макария.

4)      Добрые вести пришли на это место, раб Божий Макарий.

 

2. Вам известно, что причастия современного русского языка различаются по

1)                времени и залогу

2)                залогу и роду

3)                лицу и времени

4)                лицу и залогу

 

3. Однажды автор задачи получил сообщение, начинавшееся со слова «заюшь». Автор задачи знал, что такого слова нет в русском языке, но решил подумать над тем, к каким частям речи оно могло бы принадлежать, в каких формах стоять и как могло быть образовано.

Выберите все варианты возможной принадлежности слова.

1)      существительное 3-го скл., им. п.

2)      существительное 3-го скл., вин. п.

3)      существительное 2-го скл., м. р. им. п.

4)      частица

5)      форма повелительного наклонения глагола «заюшить»

6)      форма повелительного наклонения глагола «заюшивать»

7)      форма повелительного наклонения глагола «заюстить»

 

4. В каком слове три согласных звонких звука, укажите эти звуки.

1)                лелеял

2)                большая

3)                сплав

4)                сгиб

 

5. В каких словах ударение нужно ставить на последний слог?

1)                Кровоточить

2)                Бармен

3)                Сабо

4)                Торты

5)                Жалюзи

6)                Облегчить

7)                Кашлянуть

8)                Факсимиле

 

6. Какой буквы в настоящее время нет в русском алфавите?

1)                аз

2)                буки

3)                како

4)                омега

 

7. Выберите фразу, где нет орфографических ошибок

1)                Импрессарио посчитал условия неприемлимыми и остался за рубежом.

2)                Импресарио посчитал условия неприемлемыми и остался за рубежом.

3)                Импресарио посчитал условия неприемлемыми и остался зарубежом.

4)                Импрессарио посчитал условия неприемлемыми и остался за рубежом.

 

8. Найдите в списке заимствованные слова.

1)                Блуза

2)                Ботинки

3)                Варежки

4)                Галстук

5)                Платье

6)                Жилет

7)                Комбинезон

8)                Косынка

9)                Носки

10)           Пальто

11)           Рубаха

12)           Шорты

 

9. Город Санкт-Петербург мог называться Петербургом, Петроградом, Петрополем. Эти слова передают одно и то же значение (город Петра) на трех разных языках. Назовите, каких?

1)                Петербург – по-русски, Петроград – по-церковнославянски, Петрополь – по-гречески.

2)                Петербург – по-немецки, Петроград – по-русски, Петрополь – по-гречески.

3)                Петербург – по-немецки, Петроград – по-церковнославянски, Петрополь – по-гречески.

4)                Петербург – по-немецки, Петроград – по-церковнославянски, Петрополь – по-латыни.

 

10. Укажите фразеологизм, значение которого определено неверно

1)                ничтоже сумняшеся – совсем не задумываясь

2)                краеугольный камень – основа, существенная часть, главная идея

3)                дамоклов меч – нависшая, угрожающая опасность

4)                сизифов труд – очень хлопотное дело

 

11. Какое слово неправильно разбито на морфемы?

1)                стран-ств-ова-ть

2)                быстр-е-е

3)                от-мен-я-я

4)                за-верш-енн-ый

5)                от-меч-ен-а

 

12. В каком предложении представлен союз что?

1)                Возьми книгу, что лежит на столе.

2)                Я не знаю, что нам задали на завтра.

3)                Как хорошо, что скоро начинаются каникулы!

4)                Что у вас произошло?

 

13. Укажите фамилии учёных-лингвистов.

1)                Бархударов

2)                Виноградов

3)                Ковалевская

4)                Даль

5)                Ландау

6)                Розенталь

7)                Щерба

8)                Бехтерев

9)                Вавилов

10)           Пирогов

14. Расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающее значение, благодаря чему нарастает общее впечатление, производимое группой слов – это

1)                антитеза

2)                эпифора

3)                эллипсис

4)                градация

5)                параллелизм

 

15. Повторение отдельных слов или оборотов в конце фразы или нескольких фраз в целях усиления выразительности речи – это

1)                антитеза

2)                эпифора

3)                эллипсис

4)                градация

5)                параллелизм

 

16. Сколько частей (простых предложений) входит в состав данного сложного предложения?

Он нашел это место, ставшее для него тайным убежищем, в первый же день в школе, в тот темный день, когда он почувствовал вокруг себя такую ненависть, такое глумливое любопытство, что глаза сами собой наливались горячей мутью и все то, на что он глядел, подвергалось замысловатым оптическим метаморфозам.

1)                5

2)                7

3)                3

4)                4

 

17. Укажите, какой частью речи является слово «тепло» в предложении «Помещение тепло».

1)                Имя существительное

2)                Слово категории состояния

3)                Прилагательное

4)                Наречие

 

18. Какое из ряда слов является «лишним»?

1)                Свинина

2)                Говядина

3)                Баранина

4)                Конина

 

19. Прилагательное Y образовано от основы В не с помощью суффикса -ат-, а с помощью другого суффикса. Y встретилось в НКРЯ рядом с существительными со значением «одежда и обувь» 121 раз. Назовите это прилагательное. Вот некоторые примеры:

1)      Червонные ментики и голубые в шнурках венгерки перемешались с серыми фраками и Y сюртуками. [Б.А. Садовской. Петербургская ворожея (1909)]

2)      На нём старомодный чёрный фрак с крошечной тальей и высоким воротником; белый тесный галстук с пряжкой; весьма короткий полосатый бархатный жилет с перламутровыми пуговицами и светло-Y панталоны; в руке у него пуховая шляпа. [И.С. Тургенев. Холостяк (1849)]

1)                Льняной

2)                Белый

3)                Гороховый

4)                Низменный

 

20. Дано толкование фразеологизма русского языка, в котором присутствует название какого-то животного. Сопоставьте толкование и название животного, присутствующего в исходной форме фразеологизма (некоторые животные лишние).

Сделать кому-то добро и получить в ответ зло.

1)           свинья

2)           ёж

3)           рыба

4)           петух

5)           мышь

6)           овца

7)           кот

8)           змея

9)           рак

 

21. В ряду слов декада, декадент, декан, декабрь между всеми словами, кроме одного, есть определённая лексическая связь, которая в современном русском языке не всегда очевидна. Какое слово в ряду лишнее?

1)           Декада

2)           Декадент

3)           Декан

4)           Декабрь


 

Выберите верный вариант перевода фрагмента «Добрѣ еси пришел на мѣсто се, рабе

Выберите верный вариант перевода фрагмента «Добрѣ еси пришел на мѣсто се, рабе

Облегчить 2)

Облегчить 2)

Петербург – по-немецки, Петроград – по-церковнославянски,

Петербург – по-немецки, Петроград – по-церковнославянски,

Расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающее значение, благодаря чему нарастает общее впечатление, производимое группой слов – это 1) антитеза 2) эпифора 3) эллипсис…

Расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающее значение, благодаря чему нарастает общее впечатление, производимое группой слов – это 1) антитеза 2) эпифора 3) эллипсис…

Свинина 2)

Свинина 2)

Какое слово в ряду лишнее? 1)

Какое слово в ряду лишнее? 1)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.06.2024