Работа «Общее знакомство с цветковыми растениями»
Работа 1. Распознавание органов цветкового растения.
Оборудование: экземпляры разных цветковых растений.
1. Рассмотрите одно из растений. Найдите на нем органы: корень, стебель, листья, цветки, плоды.
2. Рассмотрите другое растение, найдите у него эти же органы.
3. Сравните органы двух цветковых растений (размеры, форму, окраску). Что общего у этих двух растений? Чем они различаются?
4. Рассмотрите рисунок. Какие органы растения обозначены цифрами 1-5?
Работы 2. Ознакомление с сухими и сочными плодами.
Оборудование: плоды различных растений (горох, сурепка, пшеница, слива, томат, подсолнечник и др.)
1. Рассмотрите внешнее строение плода гороха. Вскройте плод и рассмотрите его внутреннее строение. Имеет ли плод гороха сочную мякоть? Сколько семян в плоде? Определите место прикрепления семени.
2. Рассмотрите внешнее строение плода сурепки. Вскройте плод и рассмотрите его внутреннее строение. Имеет ли плод сурепки сочную мякоть? Сколько семян в плоде? Определите место прикрепления семени. В чем сходство плодов гороха и сурепки? В чем их различие?
3. Рассмотрите внешнее строение плода подсолнечника. Вскройте его и рассмотрите внутреннее строение. Сколько семян в плоде? Легко ли отделить околоплодник от семени?
4. Рассмотрите внешнее строение плода пшеницы. Можно ли отделить околоплодник от семени? В чем сходство плодов подсолнечника и пшеницы? В чем их различие?
5. Рассмотрите внешнее строение плодов томата и сливы. Какова их форма и окраска?
6. Разрежьте препаровальным ножом плод томата вдоль и рассмотрите его внутреннее строение. Что находится под тонкой кожицей? Сколько семян внутри плода?
7. Разрежьте плод сливы и рассмотрите его внутреннее строение. В чем сходство внутреннего строения плода сливы и томата? В чем их различие?
Работа 3. Задания по теме «Плоды»
1. Составьте таблицу «Плоды»:
Название растений |
Виды плодов |
Название плодов |
Мак-самосейка |
|
|
Подсолнечник однолетний |
|
|
Томат обыкновенный |
|
|
Фасоль обыкновенная |
|
|
Слива домашняя |
|
|
Смородина черная |
|
|
Капуста кочанная |
|
|
Горох полевой |
|
|
Пшеница мягкая |
|
|
Вишня обыкновенная |
|
|
Кукуруза |
|
|
Сурепка обыкновенная |
|
|
2. Составьте схему:
|
|
|
|
3. Составьте таблицу «Признаки плодов»
Признаки плодов |
Название плодов |
Название растения |
1. Сочная мякоть покрыта тонкой кожицей. Внутри плода находится много семян. |
|
|
2. Сухой плод, многочисленные семена высыпаются через специальные отверстия или трещины в стенке плода. |
|
|
3. Сочная мякоть покрыта тонкой кожицей. Внутри плода одно семя, покрытое твердым внутренним слоем околоплодника. |
|
|
4. Сухой плод, околоплодник которого срастается с семенем. |
|
|
5. Сухой плод, околоплодник которого не срастается с семенем. |
|
|
6. Плод имеет две створки, на внутренних сторонах которых расположены семена. |
|
|
7. Плод имеет две створки, семена расположены на перегородке между створками. |
|
|
4. Рассмотрите на рисунке плоды земляники и малины. Можно ли эти сочные плоды отнести к ягодам? Почему вы так считаете?
5. Составьте таблицу «Плоды и семена»:
Названия растений |
Способ распространения плодов и семян |
Признаки приспособленности плодов и семян к распространению |
Рябина обыкновенная |
|
|
Желтая акация |
|
|
Клен остролистный |
|
|
Одуванчик лекарственный |
|
|
Малина обыкновенная |
|
|
Бешеный огурец обыкновенный |
|
|
6. Выпишите номера способов распространения плодов и семян, против них укажите номера растений, семена и плоды, которых распространяются таким способом.
I. Животными. II. Ветром. III. Водой. IV. Саморазбрасыванием.
1. Тополь черный. 2. Желтая акация. 3. Клен остролистный. 4. Бешеный огурец обыкновенный. 5. Череда трехраздельная. 6. Одуванчик лекарственный. 7. Рябина обыкновенная. 8. Лопух войлочный. 9. Ива ломкая. 10. Брусника. 11. Горох полевой. 12. Мать-и-мачеха. 13. Кувшинка белая.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.