Задания, которые помогают сформировать умение выполнять лингвистический разбор слова

  • docx
  • 01.11.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Zadaniya (3).docx

 

Задания, которые помогают сформировать умение выполнять лингвистический разбор слова

 

 

 

ЗАДАНИЕ 1

 

Текст задания «В букве – смысл». Измените предложенные слова так, чтобы начальный звонкий звук превратился в парный глухой. Запишите полученные пары. Можно ли включить в эту группу слово «маска»? Почему?

 

Жалость, башня, бочка, день, гость, бас, гора, дело, жили, жирок, жарь, бить.

 

ОБРАЗЕЦ ЗАДАНИЯ 1,

КОТОРОЕ ВЫПОЛНИЛ УЧЕНИК 5-ГО КЛАССА

 

Жалость – шалость, башня – пашня, бочка – почка, день – тень, гость – кость, бас – пас, гора – кора, дело тело, жили шили, бить пить.

 

 

Комментарий для учителя. Слово «маска» включить в эту группу нельзя, так как начальная буква «м» обозначает сонорный звук [м], звонкий, не имеющий пары по звонкости-глухости.

 

ЗАДАНИЕ 2

 

Текст задания. Какое правило нужно вспомнить, чтобы правильно написать эти слова? Предположите причину появления этих орфографических правил, опираясь на ваши знания о фонетических особенностях русского языка.

 

 

Жизнь, ширь, цирк, шина, панцирь, снежинка, шип?

 

ОБРАЗЕЦ ЗАДАНИЯ 2,

КОТОРОЕ ВЫПОЛНИЛ УЧЕНИК 5-ГО КЛАССА

 

Орфографические правила, которые нужно применить, чтобы правильно написать данные слова:

1)     в корне слова после буквы Ц пишется И. Исключения: цыган, цыпленок, цыкнуть, цыц, на цыпочках;

2)     после букв Ж и Ш пишется буква И;

3)      согласные [ж], [ш], [ц] могут быть только твердыми, поэтому после них не должен стоять смягчающий предшествующий согласный звук [и]. Такое написание регулируется правилом.

 

 

 

 

 

1                                                                                                                                                     Справочник  заместителя  директора  школы


 

Задания, которые помогают сформировать пунктуационную грамотность

 

 

 

 

ЗАДАНИЕ 1

 

Текст задания. Проверьте и исправьте пунктуацию в предложениях. Подчеркните однородные члены в зависимости от того, какую синтаксическую функцию они выполняют. Проверьте себя, обозначив слово, от которого зависят однородные члены, и задав к ним вопросы:

1.   Птичка перебегает с камня на камень прыгает в воду ныряет выскакивает на берег.

2.   Осенью ёж забирается в нору енота, или барсука.

3.   Мелькают по сторонам сосны и березы, и лиственницы.

4.   Вокруг высокими стенами шиповник стоял и цвел алым, и влажным огнем.

 

 

ОБРАЗЕЦ ЗАДАНИЯ 1,

КОТОРОЕ ВЫПОЛНИЛ УЧЕНИК 5-ГО КЛАССА

 

1.  Птичка (что делает?) перебегает с камня на камень, (птичка что делает?) прыгает в воду, (что делает?) ныряет, выскакивает на берег.

2.  Осенью ёж забирается в нору нору чью?) енота или (чью?) барсука.

3.  Мелькают по сторонам (мелькают что?) сосны, (что?) и березы, (мелькают что?) и лиственницы.

4.  Вокруг высокими стенами шиповник (что делал?) стоял и (шиповник что делал?) цвел (огнем каким?) алым и (огнем каким?) влажным огнем.

 

 

Комментарий для учителя. Вы формируете умение определять, какой знак нужно поставить в конце предложения, в начале урока, на этапе мотивации к учебной деятельности. Вы предлагаете ученикам запи- санную на доске тему урока без знака в конце, сформулировав ее таким образом, чтобы у школьников была возможность выбрать знак препинания. Например, на доске записана тема «Все об однородных членах» без знака препинания в конце предложения. Учащиеся замечают ошибку и указывают на нее учителю. Педагог задает вопрос: «А какой знак вы бы поставили? Как изменяется смысл предложения?».

Ученики рассуждают о том, что если поставить вопросительный знак, то они будут пытаться определить границы своих знаний по этой теме. Если поставить точку, то фраза становится утверждением того, что знания получены полностью. А если в конце будет стоять восклицательный знак, то он означает радость по поводу окончания изучения темы.

Так можно построить работу над сочинением. Содержание сочинения «Снова в школу» будет меняться из-за того, какой знак окажется в конце названия: точка, вопросительный или восклицательный знак. Этот прием застав- ляет задуматься над тем, что выбор знака в конце предложения зависит от смысла, который заложил автор.

 

 

 

 

2


 

Задания, которые помогают формировать орфографическую грамотность

 

 

ЗАДАНИЕ 1

 

Текст задания. Внимательно изучите материал таблицы 1. Определите несоответствия в расположении информации в столбцах и строках. Перепишите таблицу, внося необходимые изменения.

 

Таблица 1. Найдите несоответствия

 

Тип орфограммы

Опознавательные признаки орфограммы

Примеры

Безударные гласные в корне слова, прове- ряемые ударением

Наличие отрицательной частицы

Он не спит

Разделительный Ъ

Безударная позиция гласных в корне слова

Он строит

Употребление частицы НЕ с глаголами

Безударная позиция гласных в окончании слова

Подъезд

Безударные окончания глаголов

Шипящие на конце слова

Очарование

Ь на конце имен существительных

Звук [й’] после согласных перед гласными

Мышь

 

Таблица 2. Образец задания 1, которое выполнил ученик 5-го класса

 

Тип орфограммы

Опознавательные признаки орфограммы

Примеры

Безударные гласные в корне слова, прове- ряемые ударением

Безударная позиция гласных в корне слова

Очарование

Разделительный Ъ

Звук [й’] после согласных перед гласными

Подъезд

Употребление частицы НЕ с глаголами

Наличие отрицательной частицы

Он не спит

Безударные окончания глаголов

Безударная позиция гласных в окончании слова

Он строит

Ь на конце имен существительных

Шипящие на конце слова

Мышь

 

 

ЗАДАНИЕ 2

 

Текст задания. Прочитайте текст. Выпишите слова с пропущенными буквами в группы в соответствии с ор- фограммами, которые вам пришлось вспомнить, чтобы написать правильно эти слова. Письменно обоснуйте правильность написания. Сравните количество слов в группах с соседом по парте. При возникновении не- соответствия выясните его причину.

 

Мы идём по у…кой доро…ке берегом большого озера. Над ближним лесом встаёт со…нце. Под яркими лучами со…нца сверка…т голубое озеро. За ним ш…рокой пол…сой легло болото. Тут шагать опасно.

 

 

 

3                                                                                                                                                     Справочник  заместителя  директора  школы


 

 

Мы вход…м в зелёную чащу. Ровными р…дами стоят высокие сосны. Ре…кий луч со…нца льётся через густую зелень. Под деревьями прохладно. Тишь и глушь в лесу.

В этой мес…ности живут пушистые белки. Вот зв…рёк прыгнул с ветки на ветку, ур…нил сосновую шишку.

Мы постояли у опушки и пошли к деревне. Крутой подъём в…дёт в гору. Там конец нашего пути.

 

ОБРАЗЕЦ ЗАДАНИЯ 2,

КОТОРОЕ ВЫПОЛНИЛ УЧЕНИК 5-ГО КЛАССА

 

1- я группа слов. Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением: широкой ирь), полосой (полоска), рядами яд), зверек (зверь), уронил (уронит), ведёт ёл).

2- я группа слов. Сомнительные согласные в корне слова: узкой (узенькая), дорожке (дороженька), редкий (редеть).

3- я группа слов. Непроизносимые согласные в корне слова: солнце (солнышко), местность (место).

4- я группа слов. Безударные окончания глаголов: сверкает (несов. вр., сверкать, I спр.), входим (несов. вр., входить, II спр.).

 

 

Комментарий для учителя. Вы можете усложнить задание: предложите подобную работу с текстом, где все буквы написаны. В этом случае ученик активизирует свое умение находить орфограммы без «подсказки» в виде пропуска.

Подобные упражнения позволяют обеспечить познавательную активность школьников, формируют умение видеть орфограмму в системе языка. Учащимся необходимо определить часть речи и выяснить, в составе какой морфемы находится пропущенная буква.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4