Текст задания «В букве – смысл». Измените предложенные слова так, чтобы начальный звонкий звук превратился в парный глухой. Запишите полученные пары. Можно ли включить в эту группу слово «маска»? Почему?
ОБРАЗЕЦ ЗАДАНИЯ 1,
КОТОРОЕ ВЫПОЛНИЛ УЧЕНИК 5-ГО КЛАССА
Жалость – шалость, башня – пашня, бочка – почка, день – тень, гость – кость, бас – пас, гора – кора, дело – тело, жили – шили, бить – пить.
Комментарий для учителя. Слово «маска» включить в эту группу нельзя, так как начальная буква «м» обозначает сонорный звук [м], звонкий, не имеющий пары по звонкости-глухости.
Текст задания. Какое правило нужно вспомнить, чтобы правильно написать эти слова? Предположите причину появления этих орфографических правил, опираясь на ваши знания о фонетических особенностях русского языка.
ОБРАЗЕЦ ЗАДАНИЯ 2,
КОТОРОЕ ВЫПОЛНИЛ УЧЕНИК 5-ГО КЛАССА
Орфографические правила, которые нужно применить, чтобы правильно написать данные слова:
1) в корне слова после буквы Ц пишется И. Исключения: цыган, цыпленок, цыкнуть, цыц, на цыпочках;
2) после букв Ж и Ш пишется буква И;
3) согласные [ж], [ш], [ц] могут быть только твердыми, поэтому после них не должен стоять смягчающий предшествующий согласный звук [и]. Такое написание регулируется правилом.
1 Справочник заместителя директора школы
Текст задания. Проверьте и исправьте пунктуацию в предложениях. Подчеркните однородные члены в зависимости от того, какую синтаксическую функцию они выполняют. Проверьте себя, обозначив слово, от которого зависят однородные члены, и задав к ним вопросы:
1. Птичка перебегает с камня на камень прыгает в воду ныряет выскакивает на берег.
2. Осенью ёж забирается в нору енота, или барсука.
3. Мелькают по сторонам сосны и березы, и лиственницы.
4. Вокруг высокими стенами шиповник стоял и цвел алым, и влажным огнем.
ОБРАЗЕЦ ЗАДАНИЯ 1,
КОТОРОЕ ВЫПОЛНИЛ УЧЕНИК 5-ГО КЛАССА
1. Птичка (что делает?) перебегает с камня на камень, (птичка что делает?) прыгает в воду, (что делает?) ныряет, выскакивает на берег.
2. Осенью ёж забирается в нору (в нору чью?) енота или (чью?) барсука.
3. Мелькают по сторонам (мелькают что?) сосны, (что?) и березы, (мелькают что?) и лиственницы.
4. Вокруг высокими стенами шиповник (что делал?) стоял и (шиповник что делал?) цвел (огнем каким?) алым и (огнем каким?) влажным огнем.
Комментарий для учителя. Вы формируете умение определять, какой знак нужно поставить в конце предложения, в начале урока, на этапе мотивации к учебной деятельности. Вы предлагаете ученикам запи- санную на доске тему урока без знака в конце, сформулировав ее таким образом, чтобы у школьников была возможность выбрать знак препинания. Например, на доске записана тема «Все об однородных членах» без знака препинания в конце предложения. Учащиеся замечают ошибку и указывают на нее учителю. Педагог задает вопрос: «А какой знак вы бы поставили? Как изменяется смысл предложения?».
Ученики рассуждают о том, что если поставить вопросительный знак, то они будут пытаться определить границы своих знаний по этой теме. Если поставить точку, то фраза становится утверждением того, что знания получены полностью. А если в конце будет стоять восклицательный знак, то он означает радость по поводу окончания изучения темы.
Так можно построить работу над сочинением. Содержание сочинения «Снова в школу» будет меняться из-за того, какой знак окажется в конце названия: точка, вопросительный или восклицательный знак. Этот прием застав- ляет задуматься над тем, что выбор знака в конце предложения зависит от смысла, который заложил автор.
2
Текст задания. Внимательно изучите материал таблицы 1. Определите несоответствия в расположении информации в столбцах и строках. Перепишите таблицу, внося необходимые изменения.
Таблица 1. Найдите несоответствия
Тип орфограммы |
Опознавательные признаки орфограммы |
Примеры |
Безударные гласные в корне слова, прове- ряемые ударением |
Наличие отрицательной частицы |
Он не спит |
Разделительный Ъ |
Безударная позиция гласных в корне слова |
Он строит |
Употребление частицы НЕ с глаголами |
Безударная позиция гласных в окончании слова |
Подъезд |
Безударные окончания глаголов |
Шипящие на конце слова |
Очарование |
Ь на конце имен существительных |
Звук [й’] после согласных перед гласными |
Мышь |
Таблица 2. Образец задания 1, которое выполнил ученик 5-го класса
Тип орфограммы |
Опознавательные признаки орфограммы |
Примеры |
Безударные гласные в корне слова, прове- ряемые ударением |
Безударная позиция гласных в корне слова |
Очарование |
Разделительный Ъ |
Звук [й’] после согласных перед гласными |
Подъезд |
Употребление частицы НЕ с глаголами |
Наличие отрицательной частицы |
Он не спит |
Безударные окончания глаголов |
Безударная позиция гласных в окончании слова |
Он строит |
Ь на конце имен существительных |
Шипящие на конце слова |
Мышь |
Текст задания. Прочитайте текст. Выпишите слова с пропущенными буквами в группы в соответствии с ор- фограммами, которые вам пришлось вспомнить, чтобы написать правильно эти слова. Письменно обоснуйте правильность написания. Сравните количество слов в группах с соседом по парте. При возникновении не- соответствия выясните его причину.
3 Справочник заместителя директора школы
В этой мес…ности живут пушистые белки. Вот зв…рёк прыгнул с ветки на ветку, ур…нил сосновую шишку.
ОБРАЗЕЦ ЗАДАНИЯ 2,
КОТОРОЕ ВЫПОЛНИЛ УЧЕНИК 5-ГО КЛАССА
1- я группа слов. Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением: широкой (ширь), полосой (полоска), рядами (ряд), зверек (зверь), уронил (уронит), ведёт (вёл).
2- я группа слов. Сомнительные согласные в корне слова: узкой (узенькая), дорожке (дороженька), редкий (редеть).
3- я группа слов. Непроизносимые согласные в корне слова: солнце (солнышко), местность (место).
4- я группа слов. Безударные окончания глаголов: сверкает (несов. вр., сверкать, I спр.), входим (несов. вр., входить, II спр.).
Комментарий для учителя. Вы можете усложнить задание: предложите подобную работу с текстом, где все буквы написаны. В этом случае ученик активизирует свое умение находить орфограммы без «подсказки» в виде пропуска.
Подобные упражнения позволяют обеспечить познавательную активность школьников, формируют умение видеть орфограмму в системе языка. Учащимся необходимо определить часть речи и выяснить, в составе какой морфемы находится пропущенная буква.
4
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.