Задание 1
Методика «Исключение лишнего»
Цель: выявление уровня логического мышления.
Оборудование: листок с десятью рядами слов.
Инструкция: Ребёнку зачитываются четыре слова, три из которых связаны
между собой по смыслу, а одно слово не подходит к остальным. Ребёнку
предлагается найти «лишнее» слово и объяснить, почему оно «лишнее».
«Прочитай эти слова». Одно из них здесь лишнее, оно не связано с остальными словами. Подумай, какое это слово и назови его. Объясни почему?»
Cтимульный материал: 10 карточек с четырьмя словами, одно из которых лишнее:
1. книга, портфель, чемодан, кошелек;
2. печка, керосинка, свеча, электроплитка;
3. трамвай, автобус, трактор, троллейбус;
4. лодка, тачка, мотоцикл, велосипед;
5. река, мост, озеро, море;
6. бабочка, линейка, карандаш, ластик;
7. добрый, ласковый, веселый, злой;
8. дедушка, учитель, папа, мама;
9. минута, секунда, час, вечер;
10. Василий, Федор, Иванов, Семен.
Ключ:
1. книга
2. электроплитка
3. трактор
4. мотоцикл
5. мост
6. бабочка
7. злой
8. учитель
9. вечер
10. Иванов
За каждый правильный ответ начисляется 1 балл, за неправильный - 0 баллов.
Интерпретация результатов:
10-8 баллов – высокий уровень развития логического мышления;
7-5 баллов – средний уровень развития логического мышления;
4 и менее баллов – логическое мышление развито слабо.
Задание 2.
Цель: изучение психологической и социальной готовности
ребенка к школе.
Инструкция: я зачитаю тебе несколько предложений. Если ты согласен,
поставь + на листе бумаги.
Стимульный материал:
1. Когда я пойду в школу, у меня появится много новых друзей.
2. Мне интересно, какие у меня будут уроки.
3. Думаю, что буду приглашать на день рождения весь свой класс.
4. Мне хочется, чтобы урок был дольше, чем перемена.
5. Когда пойду в школу, буду хорошо учиться.
6. Мне интересно, что в школе предлагают на завтрак.
7. Самое лучшее в школьной жизни -это каникулы.
8. Кажется, в школе намного интереснее, чем в саду.
9. Мне очень хочется в школу, т.к. мои друзья тоже идут в школу.
10. Если было бы можно, я бы еще в Прош году пошел в школу.
Интерпретация
результатов:
"+" - 1 балл
Высокий уровень - если ребенок поставил не менее 8 плюсов
Средний уровень - от 4 до 7 плюсов, ребенок хочет в школу, но она привлекает
его своими внеучебными сторонами. Если большее кол-во +сов на первые 5 пунктов,
то ребенок мечтает о новых друзьях и играх, если же на пункты от 6 до 10 -
представление о школе сформировано, отношение положительное.
Низкий уровень - от 0 до 3х плюсов. Ребенок не имеет представления о школе, не
стремится к обучению.
Задание 3.
Методика «Запомни и расставь точки»
Цель: оценить объем внимания ребенка
Инструкция: Перед началом эксперимента ребенок получает следующую
инструкцию: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за
другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь
рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на
карточках».
Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми
карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной
карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15
сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились
увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.
Стимульный материал: изображен ниже. Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу — квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).
Ключ:
Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок
смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек,
на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек).
Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:
10 баллов — ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке 6 и
более точек.
8-9 баллов — ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 4 до 5 точек.
6-7 баллов — ребенок правильно восстановил по памяти от 3 до 4 точек.
4-5 баллов — ребенок правильно воспроизвел от 2 до 3 точек.
0-3 балла — ребенок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более
одной точки.
Интерпретация результатов:
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий.
6-7 баллов — средний.
4-5 баллов — низкий.
0-3 балла — очень низкий.
Стимульный материал к заданию «Запомни и расставь точки».
Матрицы к заданию «Запомни и расставь точки».
Задание 4.
Цель: изучение психологической готовности ребенка к школе
Инструкция: дайте ребёнку чистый лист бумаги и ручку и попросите на
утвердительный ответ ставить цифру 1, а на отрицательный 0, перечислите 10
предложений;
Стимульный материал:
1. Скоро я пойду в школу и у
меня появится много новых знакомых.
2. Очень интересно, какие я буду изучать предметы.
3. Наверное буду приглашать на день рожденье большую половину класса.
4. Хочется, чтобы урок был дольше, чем перемена.
5. Думаю, я буду хорошо учиться.
6. Мне интересно, какая еда на обед а школе.
7. Мне бы хотелось, чтобы каникулы были длиннее.
8. Мне кажется, что а школе лучше, чем а детском саду.
9. Все мои друзья идут в школу и я этого хочу.
10. Я бы пошёл в школу даже с 5 лет.
Интерпертация результатов:
7-10 - высокий уровень
4-6 - средний уровень
0-3 - низкий уровень
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.