Задания на развитие математической грамотности
Задание №1 (5 класс)
На уроках математики подобное задания можно использовать
для формирования и поддержки умения работать с таблицами со статистическими
данными, проверять истинность утверждений, содержащих логические связки и
термины.
Учитель для организации летних тренировок школьной сборной по настольным играм провел опрос среди пятиклассников, чтобы узнать, кто из них умеет играть в шашки и шахматы. На вопрос ответило 10 человек. Результаты представлены в таблице.
Умение играть в шашки и шахматы у пятиклассников
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Шашки |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
Шахматы |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
Обозначения: + умеет играть, - не умеет играть
На основе данных таблицы составлены следующие
утверждения. Отметьте знаком верные.
Каждый пятиклассник умеет играть и
в шашки, и в шахматы.
Если пятиклассник умеет играть в
шашки, то не умеет играть в шахматы.
Все пятиклассники умеют играть в
какую - либо из данных игр.
В шашки умеют играть большее
количество пятиклассников, чем в шахматы.
Чтобы проводить игры –тренировки
по шахматам, нужно обучить половину пятиклассников.
Система оценивания:
Баллы |
Содержание критерия |
2 |
Отмечены верные утверждения 3,4 и 5. Не отмечены неверные утверждения. |
1 |
Отмечены два любых верных утверждения из трех, не отмечены неверные утверждения. |
0 |
Другие ответы. |
Задание №2 (5 класс)
На уроках математики подобное задания можно использовать для демонстрации умения доказывать истинность приведённого утверждения на основе данной в тексте информации и привлечения собственного жизненного опыта. От ученика требуется сопоставить информацию, представленную в разных частях задания (общего описания ситуации, уточняющего описания условий посещения музея), найти долю числа, выполнить устно действия с круглыми многозначными числами, привести решение/объяснение, подтверждающее полученный ответ.
Бабушка и дедушка посмотреть мультфильм «Приключения
Буратино» вместе с тетей Еленой Ивановной в кинотеатре, в котором она работает.
Елена Ивановна взяла также с собой двоих детей – шестиклассника Колю и
дошкольника Алешу. На табло кассы они увидели объявление о ценах на сеанс этого
мультфильма.
Входной билет - 600 руб. Льготное посещение: - Лица, не достигшие 16-летнего возраста, и сотрудники кинотеатра оплачивают половину стоимости входного билета; - При покупки сразу больше пяти билетов, стоимость сеанса составляет 500 руб. Бесплатное посещение: - Дети дошкольного возраста; - Лица, имеющие инвалидность. |
Дедушка решил оплатить билеты за всех.
Докажите, что на все билеты дедушке потребуется менее 2000 рублей.
Доказательство: _____________________________________________
Система оценивания:
Баллы |
Содержание критерия |
2 |
Ответ: билеты стоят 1800 руб., это меньше 2000 руб. ИЛИ 1800 < 2000 Примеры возможного доказательства/ объяснения: Пример 1: Стоимость билетов для каждого участника группы: Бабушка – 600 руб., дедушка – 600 руб., Елена Ивановна – 300 руб., Коля – 300 руб. Всего 1800 руб., это меньше 2000 руб. Пример 2: 600 + 600 + 300 + 300 = 1800 (руб.), 1800 руб. < 2000 руб. Примечание: В доказательстве необязательно упоминать о том, что для дошкольника билет покупать не надо. |
1 |
Объяснение неполное, но не содержит неверных утверждений. Например, указана лишь общая сумма – 1800 руб., но не сделан вывод (не приведено сравнение с указанной суммой - 2000 руб) |
0 |
Другие ответы. |
Задание №3 (6 класс)
На уроках математики подобное задания можно использовать для отработки конструировать из данных прямоугольников фигуру, имеющую заданное свойство (значение периметра), способность контролировать ход и результат выполнения задания. В ходе выполнения ученик проявляет пространственное воображение, прочное владение представлениями о периметре и способах его нахождения в стандартных (периметр прямоугольник) и нестандартных (различные многоугольники, составленные из прямоугольников, прямоугольников и треугольников) ситуациях.
Третьеклассник Ваня хочет составить из данных фигур многоугольник, имеющий периметр 18 см. Сторона клетки – 1 см.
Нарисуйте на сетке многоугольник, который может получиться у Вани.
Длина клетки – 1 см.
Система оценивания:
Баллы |
Содержание критерия |
2 |
Приведен чертеж, на котором изображена фигура, составленная из трех данных фигур и имеющая периметр, равный 18 см. Возможный вариант ответа: |
1 |
Приведен чертеж, на котором изображена фигура, составленная из трех данных фигур, но ее периметр не равен 18 см. |
0 |
Другие ответы. |
Задание №4 (6 класс)
На уроках математики подобное задания можно использовать для умения извлекать информацию из текста для ответа на поставленный вопрос, чтение круговых диаграмм, записывать частное от деление в виде конечной десятичной дроби или смешанного числа.
Сотрудники кафе быстрого питания представили на диаграмме самые популярные легкие закуски среди посетителей.
Процентное распределение популярных закусок среди
посетителей кафе
Определите по диаграмме во сколько раз посетители кафе заказывают десерты реже, чем салаты.
Ответ: ________________________________________________________
Система оценивания:
Баллы |
Содержание критерия |
1 |
в |
0 |
Другие ответы. |
Задание №5 (7 класс)
На уроках математики подобное задания можно использовать для вычисления по формуле на основе информации из единственного источника, представленной в единственной форме. При вычислениях выполняются действия с рациональными числами. Здесь представлена чётко заданная знакомая ситуация, связанная с определением температуры.
В России для изменения температуры воздуха и тела
человека используется шкала Цельсия, а в США – шкала Фаренгейта.
Для пересчета температурных значений пользуются формулами, представленными в таблице:
Турист из России планирует завтра прилететь в Вашингтон и просит сотрудника американской турфирмы сообщить ему температуру в городе в день его прилета. Используя приведенные формулы, определите, какую температуру по шкале Цельсия надо сообщить туристу из России, если по прогнозу погоды в городе ожидается 500F.
Ответ: __________0С
Система оценивания:
Баллы |
Содержание критерия |
1 |
Ответ: 100С Дан верный ответ. |
0 |
Дан неверный ответ или ответ отсутствует. |
Задание №6 (7 класс)
На уроках математики подобное задания можно использовать для примения математического понятия как процент и выполнения следующих процедур: подстановка числового значения в составленную формулу, вычисление (разность двух целых чисел) и нахождение процента от числа.
Специалисты в области спортивной медицины рекомендуют
следить за пульсом при физических нагрузках и ориентироваться на существующие
нормы. Если пульс при тренировке превышает норму, нагрузка считается
чрезмерной, если не дотягивает до нормы, то недостаточной.
Частота пульса измеряется в количестве ударов в минуту. Бабушка попросила Петю помочь ей рассчитать ее персональную норму пульса при ходьбе.
Петя выяснил, что значение нормы зависит от возраста человека, поэтому используется формула максимального пульса: 220 минус количество полных лет.
При ходьбе норма пульса составляет от 50% до 60% от максимального пульса конкретного человека. Запишите значения нормы пульса, которые Петя должен сообщить бабушке, если недавно ей исполнилось 70 лет.
Ответ: норма пульса при ходьбе для бабушки составляет от_____ до_______ ударов в минуту.
Система оценивания:
Баллы |
Содержание критерия |
2 |
Ответ: от 75 до 90 ударов в минуту Верно указаны оба значения. |
1 |
Верно указано только одно из чисел (либо 75, либо 90), второе число отсутствует или дано неверно. Или даны числа: 110 и 132. |
0 |
Другие ответы. Ответ отсутствует. |
Задание №7 (7 класс)
На уроках математики подобное задания можно использовать для подсчета статистических характеристик: среднего арифметического, размаха и моды. При этом необходимо выполнить стандартные процедуры: применить правила вычисления среднего арифметического и нахождения размаха набора данных; выполнить вычисления с целыми числами; упорядочить числовые данные и сравнить число повторений.
Двенадцать восьмиклассников попросили отметить время (в минутах) затраченное на выполнение домашнего задания по алгебре. Полученные следующие данные: 23,18,25,20,25,25,32,37,34,26,34,25. Сколько минут в среднем учащиеся потратили на выполнение домашнего задания?
Найдите следующие средние характеристики (округляйте до целого):
среднее арифметическое: _______________________
размах: _____________________________________
мода: ________________________________________
Система оценивания:
Баллы |
Содержание критерия |
2 |
Указаны три верных ответа. Среднее арифметическое: 27, размах:19 , мода: 25. |
1 |
Верно даны два из трех ответов, один ответ дан неверно или отсутствует. |
0 |
Другие ответы. |
Задание №8 (9 класс)
На уроках математики подобное задания можно использовать для проведения анализа данных таблицы и условий из текста вне таблицы, построить математическую модель, соответствующую описываемой ситуации. Также ученики должны свободно владеть изученными математическими понятиями (наименьшее значение), понимать, при каком условии сумма будет наименьшей.
В ресторане японской кухни действуют следующие условия доставки: стоимость доставки заказов до 990 рублей – 149 рублей; от 990 рублей – доставка бесплатно.
Сергей хочет заказать себе обед, состоящий из горячего блюда, салата и десерта. Цены представлены в таблице.
Какую наименьшую сумму денег Сергей заплатит за заказ из трёх блюд с учётом доставки?
Ответ: __________________________________
Система оценивания:
Баллы |
Содержание критерия |
1 |
Дан верный ответ: 840 руб. (325 + 250 + 265 = 840) |
0 |
Другие ответы или ответ отсутствует. |
Литература:
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.