Демонстрационный вариант ОГЭ обществознание
Тема: «Семья как малая группа»
Задание 1. Какие из перечисленных понятий используются для обозначения типа семьи в зависимости от её состава/структуры?
Демократическая семья; нуклеарная семья; патриархальная семья; традиционная семья; расширенная семья.
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.
Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
Задание 2. Семья Николаевых состоит из мамы, дочери и сына школьного возраста. К какому типу можно отнести эту семью?
1) патриархальная 2) традиционная 3) нуклеарная 4) многопоколенная
Задание 3. Каждое воскресенье Николай и Анна вместе со своими детьми посещают музеи и театры. Какую роль семьи иллюстрирует этот пример
1) организация досуга 2) ведение домашнего хозяйств
3) первичный социальный контроль 4) продолжение рода
Задание 4. Верны ли следующие суждения о семье?
А. Семья осуществляет биологическое воспроизводство новых поколений.
Б. Семья осуществляет социализацию новых поколений.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Задание 5. Рассмотрите фотографию.
Какая отрасль российского права регулирует правоотношения, в которые вступают молодые люди, изображенные на переднем плане иллюстрации? Используя обществоведческие знания, факты социальной жизни и личный социальный опыт, сформулируйте два правила, которым им следует придерживаться в дальнейшей совместной жизни и кратко поясните каждое из правил.
Задание 6. Александра узнала, что ее сестра Ольга пригласила в ресторан всех своих
родственников кроме нее. Она не стала разбираться в причинах такого
поведения, но перестала общаться с Ольгой. Назовите способ поведения в
межличностном конфликте, который выбрала Александра? Как Александра должна была правильно поступить в данной ситуации?
Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
Задание 7. Какой признак отличает семью от других малых групп?
1) общий быт 2) общие цели 3) наличие норм поведения 4) совместная деятельность
Задание 8. В семьях
страны Z главой является старший по возрасту член семьи мужского пола, женщины
занимаются воспитанием детей и работой по дому. Для какого типа общества
характерна подобная семья?
1) традиционное; 2) индустриальное; 3)
постиндустриальное
Задание 9. Верны ли следующие суждения о
функциях семьи?
А. Семья является институтом первичной социализации человека.
Б. Семья наделяет своих членов определённым социальным статусом
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Задание 10.
В средневековой Европе существовала пословица: недостоин быть мужчиной тот, кто не является господином своей жены. Она отражает отношения в семье
1) патриархальной
2) демократической
3) неполной
4) партнёрской
Задание 11. Верны ли следующие суждения о семье?
А. Семья создаёт новых членов общества.
Б. Семья связана с деятельностью, направленной на удовлетворение потребности общества в урегулировании конфликтов между его членами.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Задание 12
Задание #11
Верны ли следующие суждения о семье?
А. Семья создаёт новых членов общества.
Б. Семья связана с деятельностью, направленной на удовлетворение потребности общества в
урегулировании конфликтов между его членами.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Учёные опросили совершеннолетних юношей и девушек страны Z. Им задавали вопрос: «Как Вы считаете, чья обязанность вести домашнее хозяйство?».
Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
Задание 13. В стране проживает семья Сидоровых, которая состоит из мамы, папы и двоих детей-школьников. Старший сын Сидоровых, Василий, женившись, стал жить с женой отдельно от родителей. К какому типу относится семья Сидоровых?
1) многопоколенная 2) нуклеарная 3) традиционная 4) гражданская
Задание 14. Верны ли следующие суждения об основных принципах семейного права?
А. В Российской Федерации признаётся только брак, зарегистрированный государством.
Б. В Российской Федерации заключение и расторжение брака возможны только на добровольной основе.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Задание 15. Установите соответствие между видом правоотношения и конкретным фактом: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ФАКТ ВИД ПРАВООТНОШЕНИЯ
А) заключение брачного контракта 1) гражданское 2) семейное
Б) усыновление ребёнка
В) установление права наследования
Г) установление опеки над несовершеннолетним
Д) развод
Задание 16. В семье А. каждый вечер принято рассказывать друг другу о самых важных событиях, случившихся в течение дня. Какая функция семьи проявляется в данном примере?
1) воспитательная 2) репродуктивная 3) хозяйственная 4) эмоциональная
Задание 17. Какой пример иллюстрирует экономическую функцию современной семьи?
1) На семейном совете было принято решение приобрести новый автомобиль.
2) Отец объяснил маленькому сыну правила поведения в гостях.
3) В выходной день отец с сыном отправились на прогулку в городской парк.
4) Бабушка помогает внуку делать домашние задания по математике и русскому языку.
Задание 18. Верны ли следующие суждения о семье?
А. Семья относится к малой социальной группе.
Б. Поведение членов семьи никак не зависит друг от друга.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Задание 19. Ксения живёт с родителями и сестрой. Она учится в 5 классе. Сравните две малые группы: семью и школьный класс. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:
1) наличие особых норм поведения;
2) личные контакты членов группы;
3) отношения родства;
4) общий быт
Черты сходства |
Черты различия |
||
Задание 20 Запишите словосочетание, пропущенное в таблице.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУПРУГОВ
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ |
ПРИМЕРЫ |
... |
Свобода выбора занятия, профессии, места жительства и пребывания и др. |
Имущественные |
Права и обязанности по поводу супружеской собственности |
Задание #11
Верны ли следующие суждения о семье?
А. Семья создаёт новых членов общества.
Б. Семья связана с деятельностью, направленной на удовлетворение потребности общества в
урегулировании конфликтов между его членами.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Задание #11
Верны ли следующие суждения о семье?
А. Семья создаёт новых членов общества.
Б. Семья связана с деятельностью, направленной на удовлетворение потребности общества в
урегулировании конфликтов между его членами.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Задание #11
Верны ли следующие суждения о семье?
А. Семья создаёт новых членов общества.
Б. Семья связана с деятельностью, направленной на удовлетворение потребности общества в
урегулировании конфликтов между его членами.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неве
Прочитайте текст и выполните задания 21–24. Для записи ответов на задания используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Семья <в России> скреплялась наибольшим нравственным авторитетом. Таким авторитетом обычно пользовался традиционный глава семьи …формальное главенство всегда принадлежало мужчине (т.е. мужу, отцу, родителю) …даже слабохарактерного отца дети обычно уважали, слушались, даже не очень удачливый муж пользовался доверием жены, и даже не слишком толковому сыну отец, когда приходило время, отдавал негласное, само собою разумеющееся старшинство. Строгость семейных отношений исходила от традиционных нравственных и религиозных установок. Доброта, терпимость, взаимное прощение обид переходили в хорошей семье во взаимную любовь, несмотря на семейную многочисленность <…>
Всё руководство домашним хозяйством было в руках женщины, жены, матери. Она ведала, как говорится, ключами от всего дома, вела учёт зерну, сену, соломе, муке… Весь скот и вся домашняя живность находилась под присмотром женщины. Под её неусыпным надзором было всё, связанное с питанием семьи: соблюдение постов, выпечка хлеба и пирогов, стол праздничный и стол будничный, забота о белье и ремонте одежды, тканье, бани и т.д. Само собой, все эти работы она делала не одна: даже дети, едва научившись ходить, понемногу начинали делать что-то полезное. Женщина отнюдь не стеснялась в способах поощрения и наказания, когда речь шла о домашнем хозяйстве…
Хозяин, глава дома и семьи, был прежде всего посредником в отношениях подворья и общины, т.е. земельного общества, семьи и местной власти. Он же ведал главными сельхозработами (пахотой, севом), а также строительством, заготовкой леса и дров. Всю физическую тяжесть крестьянского труда он вместе со взрослыми сыновьями нёс на своих плечах. Дед (отец хозяина) часто во всяком деле имел не только совещательный, но и решающий голос. Кстати, в добропорядочной семье любые важные вопросы решали на семейных советах, причём открыто, при детях. Лишь дальние родственники (обычно убогие или немощные) <…> благоразумно не участвовали в них. (По: В.И. Белову)
21. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
22. Укажите два признака, по которым описанную в тексте семью относят к патриархальному (традиционному) типу.
23. Назовите любые две функции семьи, описанные в тексте. Укажите любые две другие функции семьи.
24. Существует мнение, что в современном обществе семья утрачивает своё значение в жизни человека. Используя содержание текста и обществоведческие знания, приведите два аргумента (объяснения) в опровержение этого мнения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.