Задания ОГЭ обществознание по теме "Семья"
Оценка 4.8

Задания ОГЭ обществознание по теме "Семья"

Оценка 4.8
docx
24.03.2021
Задания ОГЭ обществознание по теме "Семья"
Итоговая работа ОГЭ обществознание.docx

 

Демонстрационный вариант ОГЭ обществознание

Тема: «Семья как малая группа»

За­да­ние 1. Какие из перечисленных понятий используются для обозначения типа семьи в зависимости от её состава/структуры?

Демократическая семья; нуклеарная семья; патриархальная семья; традиционная семья; расширенная семья.

Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.

Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.

За­да­ние 2. Семья Ни­ко­ла­е­вых со­сто­ит из мамы, до­че­ри и сына школь­но­го воз­рас­та. К ка­ко­му типу можно от­не­сти эту семью?

1) пат­ри­ар­халь­ная   2) тра­ди­ци­он­ная    3) нук­ле­ар­ная    4) мно­го­по­ко­лен­ная

За­да­ние 3.   Каж­дое вос­кре­се­нье Ни­ко­лай и Анна вме­сте со сво­и­ми детьми по­се­ща­ют музеи и те­ат­ры. Какую роль семьи ил­лю­стри­ру­ет этот при­мер

1) ор­га­ни­за­ция до­су­га                             2) ве­де­ние до­маш­не­го хо­зяй­ств

3) пер­вич­ный со­ци­аль­ный кон­троль        4) про­дол­же­ние рода

За­да­ние 4.  Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о семье?

А. Семья осу­ществ­ля­ет био­ло­ги­че­ское вос­про­из­вод­ство новых по­ко­ле­ний.

Б. Семья осу­ществ­ля­ет со­ци­а­ли­за­цию новых по­ко­ле­ний.

1) верно толь­ко А  2) верно толь­ко Б  3) верны оба суж­де­ния  4) оба суж­де­ния не­вер­ны

Задание 5.  Рассмотрите фотографию.

https://soc-oge.sdamgia.ru/get_file?id=32676

Какая отрасль российского права регулирует правоотношения, в которые вступают молодые люди, изображенные на переднем плане иллюстрации? Используя обществоведческие знания, факты социальной жизни и личный социальный опыт, сформулируйте два правила, которым им следует придерживаться в дальнейшей совместной жизни и кратко поясните каждое из правил.

За­да­ние 6. Александра узнала, что ее сестра Ольга пригласила в ресторан всех своих

родственников кроме нее. Она не стала разбираться в причинах такого

поведения, но перестала общаться с Ольгой. Назовите способ поведения в

межличностном конфликте, который выбрала Александра? Как Александра должна была  правильно поступить в данной ситуации?

Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.

 

За­да­ние 7. Какой при­знак от­ли­ча­ет семью от дру­гих малых групп?

1) общий быт  2) общие цели  3) на­ли­чие норм по­ве­де­ния   4) сов­мест­ная де­я­тель­ность

За­да­ние 8. В семьях страны Z главой является старший по возрасту член семьи мужского пола, женщины занимаются воспитанием детей и работой по дому. Для какого типа общества характерна подобная семья?
1) традиционное;  2) индустриальное; 3) постиндустриальное
За­да­ние 9. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о функ­ци­ях семьи?

А. Семья яв­ля­ет­ся ин­сти­ту­том пер­вич­ной со­ци­а­ли­за­ции че­ло­ве­ка.

Б. Семья на­де­ля­ет своих чле­нов опре­делённым со­ци­аль­ным ста­ту­сом

1) верно толь­ко А  2) верно толь­ко Б  3) верны оба суж­де­ния  4) оба суж­де­ния не­вер­ны
Задание 10.

В средневековой Европе существовала пословица: недостоин быть мужчиной тот, кто не является господином своей жены. Она отражает отношения в семье


1) патриархальной

2) демократической

3) неполной

4) партнёрской


 

Задание 11.  Верны ли следующие суждения о семье?

А. Семья создаёт новых членов общества.

Б. Семья связана с деятельностью, направленной на удовлетворение потребности общества в урегулировании конфликтов между его членами.


1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны


 

Задание 12

Задание #11

Верны ли следующие суждения о семье?

А. Семья создаёт новых членов общества.

Б. Семья связана с деятельностью, направленной на удовлетворение потребности общества в

урегулировании конфликтов между его членами.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Учёные опросили совершеннолетних юношей и девушек страны Z. Им задавали вопрос: «Как Вы считаете, чья обязанность вести домашнее хозяйство?».

 

Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.

https://soc-oge.sdamgia.ru/get_file?id=20635

Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.

 

Задание 13.  В стране проживает  семья Си­до­ро­вых, которая  со­сто­ит из мамы, папы и двоих детей-школь­ни­ков. Стар­ший сын Си­до­ро­вых, Ва­си­лий, же­нив­шись, стал жить с женой от­дель­но от ро­ди­те­лей. К ка­ко­му типу от­но­сит­ся семья Си­до­ро­вых?

1) мно­го­по­ко­лен­ная   2) нук­ле­ар­ная   3) тра­ди­ци­он­ная   4) граж­дан­ская

 

Задание 14.  Верны ли следующие суждения об основных принципах семейного права?

А. В Российской Федерации признаётся только брак, зарегистрированный государством.

Б. В Российской Федерации заключение и расторжение брака возможны только на добровольной основе.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Задание 15. Установите соответствие между видом правоотношения и конкретным фактом: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ФАКТ                                                                                                           ВИД ПРАВООТНОШЕНИЯ

 

А) заключение брачного контракта                                                          1) гражданское   2) семейное                                                                                                              

Б) усыновление ребёнка

В) установление права наследования

Г) установление опеки над несовершеннолетним

Д) развод

За­да­ние 16.  В семье А. каж­дый вечер при­ня­то рас­ска­зы­вать друг другу о самых важ­ных со­бы­ти­ях, слу­чив­ших­ся в те­че­ние дня. Какая функ­ция семьи про­яв­ля­ет­ся в дан­ном при­ме­ре?

1) вос­пи­та­тель­ная  2) ре­про­дук­тив­ная   3) хо­зяй­ствен­ная  4) эмо­ци­о­наль­ная

За­да­ние 17. Какой при­мер ил­лю­стри­ру­ет эко­но­ми­че­скую функ­цию со­вре­мен­ной семьи?

1) На се­мей­ном со­ве­те было при­ня­то ре­ше­ние при­об­ре­сти новый ав­то­мо­биль.

2) Отец объ­яс­нил ма­лень­ко­му сыну пра­ви­ла по­ве­де­ния в го­стях.

3) В вы­ход­ной день отец с сыном от­пра­ви­лись на про­гул­ку в го­род­ской парк.

4) Ба­буш­ка по­мо­га­ет внуку де­лать до­маш­ние за­да­ния по ма­те­ма­ти­ке и рус­ско­му языку.

За­да­ние 18. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о семье?

А. Семья от­но­сит­ся к малой со­ци­аль­ной груп­пе.

Б. По­ве­де­ние чле­нов семьи никак не за­ви­сит друг от друга.

1) верно толь­ко А  2) верно толь­ко Б  3) верны оба суж­де­ния  4) оба суж­де­ния не­вер­ны

 

За­да­ние 19. Ксе­ния живёт с ро­ди­те­ля­ми и сест­рой. Она учит­ся в 5 клас­се. Срав­ни­те две малые груп­пы: семью и школь­ный класс. Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те в первую ко­лон­ку таб­ли­цы по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт сход­ства, а во вто­рую ко­лон­ку — по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт от­ли­чия:

1) на­ли­чие осо­бых норм по­ве­де­ния;

2) лич­ные кон­так­ты чле­нов груп­пы;

3) от­но­ше­ния род­ства;

4) общий быт

 

 

Черты сход­ства

Черты раз­ли­чия

 

 

 

Задание 20  Запишите словосочетание, пропущенное в таблице.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУПРУГОВ

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

ПРИМЕРЫ

...

Свобода выбора занятия, профессии, места жительства и пребывания и др.

Имущественные

Права и обязанности по поводу супружеской собственности

 

Задание #11

Верны ли следующие суждения о семье?

А. Семья создаёт новых членов общества.

Б. Семья связана с деятельностью, направленной на удовлетворение потребности общества в

урегулировании конфликтов между его членами.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание #11

Верны ли следующие суждения о семье?

А. Семья создаёт новых членов общества.

Б. Семья связана с деятельностью, направленной на удовлетворение потребности общества в

урегулировании конфликтов между его членами.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание #11

Верны ли следующие суждения о семье?

А. Семья создаёт новых членов общества.

Б. Семья связана с деятельностью, направленной на удовлетворение потребности общества в

урегулировании конфликтов между его членами.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неве


Прочитайте текст и выполните задания 21–24. Для записи ответов на задания используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Семья <в России> скреплялась наибольшим нравственным авторитетом. Таким авторитетом обычно пользовался традиционный глава семьи …формальное главенство всегда принадлежало мужчине (т.е. мужу, отцу, родителю) …даже слабохарактерного отца дети обычно уважали, слушались, даже не очень удачливый муж пользовался доверием жены, и даже не слишком толковому сыну отец, когда приходило время, отдавал негласное, само собою разумеющееся старшинство. Строгость семейных отношений исходила от традиционных нравственных и религиозных установок. Доброта, терпимость, взаимное прощение обид переходили в хорошей семье во взаимную любовь, несмотря на семейную многочисленность <…>

Всё руководство домашним хозяйством было в руках женщины, жены, матери. Она ведала, как говорится, ключами от всего дома, вела учёт зерну, сену, соломе, муке… Весь скот и вся домашняя живность находилась под присмотром  женщины. Под её неусыпным надзором было всё, связанное с питанием семьи: соблюдение постов, выпечка хлеба и пирогов, стол праздничный и стол будничный, забота о белье и ремонте одежды, тканье, бани и т.д. Само собой, все эти работы она делала не одна: даже дети, едва научившись ходить, понемногу начинали делать что-то полезное. Женщина отнюдь не стеснялась в способах поощрения и наказания, когда речь шла о домашнем хозяйстве…

Хозяин, глава дома и семьи, был прежде всего посредником в отношениях подворья и общины, т.е. земельного общества, семьи и местной власти. Он же ведал главными сельхозработами (пахотой, севом), а также строительством, заготовкой леса и дров. Всю физическую тяжесть крестьянского труда он вместе со взрослыми сыновьями нёс на своих плечах. Дед (отец хозяина) часто во всяком деле имел не только совещательный, но и решающий голос. Кстати, в добропорядочной семье любые важные вопросы решали на семейных советах, причём открыто, при детях. Лишь дальние родственники (обычно убогие или немощные) <…> благоразумно не участвовали в них. (По: В.И. Белову)

 

21. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

22. Укажите два признака, по которым описанную в тексте семью относят к патриархальному (традиционному) типу.

23. Назовите любые две функции семьи, описанные в тексте. Укажите любые две другие функции семьи.

24. Существует мнение, что в современном обществе семья утрачивает своё значение в жизни человека. Используя содержание текста и обществоведческие знания, приведите два аргумента (объяснения) в опровержение этого мнения.


 

Демонстрационный вариант ОГЭ обществознание

Демонстрационный вариант ОГЭ обществознание

За­да­ние 8. В семьях страны

За­да­ние 8. В семьях страны

Задание 13. В стране проживает семья

Задание 13. В стране проживает семья

Задание 20 Запишите словосочетание, пропущенное в таблице

Задание 20 Запишите словосочетание, пропущенное в таблице
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2021