Задания олимпиады русский язык 5-6 класс

  • docx
  • 14.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Задания олимпиады русский язык 5-6 класс.docx

Надпись: И поиде Борисъ радъстьнъмь сьрдьцьмь. Святопълкъ же, сѣдя Кыевѣ по отьци, призвавъ кыяны, многы дары имъ давъ, отпусти.

Прочитайте текст и выполните задания 1–4.

1.       В тексте встречаются два слова, которые в современном русском языке содержат орфограмму «непроизносимая согласная в корне». Выберите из этих двух слов то, которое является прилагательным, и запишите его в современной орфографии в начальной форме.

2.       Выпишите из текста демоним слово, называющее жителей какой-либо местности. (Выписывайте слово в той форме, в которой оно встретилось в тексте.)

3.       Выберите вариант ответа, в котором предлог по имеет такое же значение, как и в древнерусском тексте.

1)      Мы пошли в лес по грибы и по ягоды.

2)      Нужно были идти по дороге из жёлтого кирпича.

3)      Мы учимся по интересным учебникам.

4)      По приезде в город мы отправились в гостиницу.

4.       Выберите утверждение, которое противоречит информации из текста.

1)      Борис пошёл с радостным сердцем.

2)      Святополк был правителем Киева.

3)      Отец Святополка никогда не был правителем Киева.

4)      Святополк отпустил киевлян, щедро их одарив.

Прочитайте текст и выполните задания 5–6.

В русском языке в некоторых случаях выражения «за + существительное» понимаются носителями как сочетание предлога и существительного и пишутся раздельно. В других случаях выражения «за + существительное» выступают как существительные с приставкой за- и пишутся слитно. Это правило зачастую вызывает трудности у пишущих.

Ниже приведена таблица, где приводятся примеры для трёх единиц «за + существительное» (существительные зашифрованы буквами А–В).

Существительное Б синонимично существительному А, А – слово женского рода, Б – мужского рода. Существительное В тоже мужского рода и не является синонимом ни слову А, ни слову Б. Все слова общеупотребительные, стилистически нейтральные, даны в прямом значении.

 

(1)

(2)

за

Уже в Стокгольме он почувствовал, что находится за. [Сергей Довлатов. Иная жизнь (1984)]1

Видимо, именно из-за этой своей мечты она и решилась поступать на иняз – ведь в советское время за представлялась чем-то совершенно чудесным и почти недостижимым. [А.А. Голубкова. Встреча на ином берегу // «Волга»,

2009]

за

Летом 1955 года я уехала на фестиваль в Варшаву. Это была моя первая поездка за, да, думаю, и для многих членов нашей большой делегации –   тоже. [И.К. Архипова. Музыка жизни

(1996)]

Меньше повезло тем, кто работал на заили в родных столичных газетах и журналах. [Марианна Баконина. Школа двойников (2000)]

за

Но поезд, сформированный из товарных    вагонов,     стоял     не в Москве,   а    далеко    за. [И.К. Архипова. Музыка жизни (1996)]

В Москве на Гоголевском бульваре жила жена Ильи. Был ещё приличный подмосковный дом, где сейчас, кроме прислуги – жена не любила за, – никого не было. [Виктор Ремизов. Воля вольная // «Новый мир», 2013]

1Здесь и далее примеры взяты из Национального корпуса русского языка (ruscorpora.ru).

5.       Определите, какие существительные зашифрованы буквами А–В. Запишите их в начальной форме.

А:  

Б:  

В:  

6.       Единицы «за + существительное» в одном из столбцов таблицы должны писаться слитно, а в другом – раздельно. Укажите правильное написание.

1 столбец: слитно/раздельно

1 столбец: слитно/раздельно

7.       «Однокоренные слова»

Найдите в каждом ряду лишнее слово по одному и тому же принципу.

1)      беда бедро – бедность победа

2)      питьё – пир – пиявка – пища

3)      знамя – зной – знак – знание

4)      басня баюкать байк – баян

8.       В русском языке предлоги могут выражать разные грамматические значения в разных конструкциях, при этом один и тот же предлог может быть грамматически многозначным. Соотнесите предлоги и значения, которые могут при помощи этих предлогов выражаться.

Предлоги

Значения

1)      к

2)      с

А) обладание чем-либо

 Б) время

В) совместность

Г) направление

Примечание: данные значения очень обобщены, например, сочетания «около дома» и «под домом» будут иллюстрировать одно и то же значение место.

9.       Даны несколько стихотворных строф.

1)      Он хуже, скажешь ты, тебя и по уму,

И только что воспеть столь громко он умеет,

Что двух сот колесниц стук гласом одолеет,

И может заглушить музыку горлом он,

Хотя бы много вдруг случилось похорон,

При коих бы в трубы играли три, четыре.

(Иван Барков)

2)      Музыка жила во мне,

 никогда не умолкала,

но особенно во сне

эта музыка играла.

(Борис Рыжий)

3)      Музыка играет

В тихом кафетерии.

Воробей порхает

За окном на дереве.

(Давид Самойлов)

4)      Вчера я видел всё и ныне вижу духом,

Музыку, гром и треск ещё внимаю слухом.

Я вижу скачущи различны красоты,

Которых, Меценат, подвигл к веселью ты.

(Михаил Ломоносов)

5)      Ну, музыка, счастливая сестра

Поэзии, как сладкий дух сирени,

 До сердца пробираешь, до нутра,

Сквозь сумерки и через все ступени.

(Александр Кушнер)

6)      Гремит музыка, слышны хоры

Вкруг лакомых твоих столов;

Сластей и ананасов горы

И множество других плодов

Прельщают чувствы и питают…

(Гавриил Державин)

Распределите данные стихотворные фрагменты на две группы. Найдите три фрагмента, в которых одно из слов произносится одинаково, и другие три фрагмента, в которых это же слово произносится иначе, чем во фрагментах первой группы.

10.   Даны следующие словесно-буквенные уравнения.

1.       Восемь два = три.

2.       Один + девять = двенадцать.

3.       Шесть + сорок = двенадцать.

4.       Восемь три = два.

5.       Два + три = шесть.

Чем можно заменить «восемь» в примерах 1 и 4? Выберите все возможные варианты.

1)      один

2)      два

3)      три

4)      четыре

5)      пять

6)      шесть

7)      семь

8)      девять

9)      десять

11.   На экскурсии по ботаническому саду школьники увидели много растений, в том числе кустарники, деревья, травы, как съедобные, так и несъедобные, и цветы. Определите по исторически однокоренным словам, какие именно растения ребята увидели на этой экскурсии, и заполните пропуски.

Слова запишите в начальной форме.

Слово м. р. (1)                                          , наименование растения и приправы   (5 букв).

Исторически однокоренные слова

1.1. Эта сладость к чаю бывает медовой, печатной, с начинкой и без неё (6 букв)___________________________.

Слово (2) _______________________________ (наименование дерева,       м. р., 3 буквы).

Исторически однокоренные слова

2.1. Бесприставочное существительное ж. р. из         7 букв,        означающее собранные воедино дрова или хворост:                                                      .

2.2. То же, что и соратник, сторонник, сподвижник________________________.

Слово     (3)                                       :   лекарственное  растение,   наименование с русским полногласием (ж. р., 7 букв).

Исторически однокоренные слова

3.1. Субстантивированное существительное ср. рода., называющее одну из последних частей трапезы, десерт.                                                     (7 букв).

3.2. Сущ., обычно во мн. ч., называющее заготовленные впрок, чаще всего в качестве закуски, помидоры, огурцы и другие овощи (7 букв).

12.   Определите исторически родственные слова по фрагментам их лексических значений. Напишите эти слова в соответствующие поля для ответа.

1)      рядом, возле (предлог)

2)      важная деталь автомобиля

3)      приспособление для игры в баскетбол

4)      глубокий след от транспорта на земле

5)      плетёный воинский доспех

6)      экипаж с откидным верхом

13.   Укажите строку (строки), в которой(-ых) все имена существительные изменяются по числам.

1)      финансы, деньги, обмен

2)      сливки, бутерброд, сметана

3)      вода, Крым, тишина

4)      исследование, студент, стипендия

14.   В русском языке каждый из падежей имеет свой спектр значений. Ниже представлены значения творительного падежа и фразы, в которых есть слова в творительном падеже. Соотнесите пример и значение падежа.

Примеры

Значения творительного падежа

1)    пишу пером

А) орудие

2)    писатель жил исключительно своим пером

Б) сравнение

3)    жил пером, туда-сюда, куда ветер дует

В) время

4)    сидит барином

Г) место

5)    шёл лесом

 

6)    этим летом я жил в деревне

 

7)    не видел одним глазом

 

8)    пропадал на работе сутками

 

9)    переулками добрались до цели

 

10)  прыгнула кошкой

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru