Задания олимпиады русский язык 9-10 класс

  • docx
  • 14.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Задания олимпиады русский язык 9-10 класс.docx

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ РУССКИЙ ЯЗЫК. 2022–2023 уч. г.

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 9–10 КЛАССЫ

Прочитайте текст и выполните задания 1–4.

Надпись: И яко услыша святый Борисъ, начатъ тѣлъмь утьрпывати и лице его вьсе сльзъ испълнися, и сльзами разливаяся и не могый глаголати.

1.   Какого чередования в этимологически родственных и современных однокоренных словах нет в корне слова услыша?

1)  ы/у

2)  х/ш

3)  е/у

2.   Какой частью речи является слово яко?

1)  существительным

2)  наречием

3)  глаголом

4)  местоимением

5)  предлогом

6)  союзом

3.   Выпишите из текста слово, исторически родственное слову отголосок. Выписывайте его в той форме и в той орфографии, в которой оно представлено в тексте.

4.   Выберите неверный перевод фрагмента текста.

1)  И как услышал это святой Борис,..

2)  начал телом укрепляться…

3)  и лицо его всё стало полно слёз…

4)  …и заливался слезами, не в силах говорить /… обливался слезами, не мог говорить.

5.   Ниже в таблице приведены данные о том, сколько раз в НКРЯ1 встретились конструкции «предлог (1) + существительное (2) в В. п. + N». Существительное (2) может выступать в конструкции как в единственном, так и во множественном числе. На месте N могут выступать, например, следующие слова:

А) вечера Б) досуга В) ночи Г) смерти

Определите предлог (1) и существительное (2). Каждый из них напишите в соответствующих пунктах в начальной форме.

Заполните  пропуски   (3)−(6)   примерами   А−Г      списке   они   приведены в алфавитном порядке) – напишите в ответе только буквы, например, (9) Е:

 

(3)

(4)

(5)

(6)

(1) + (2) в ед. ч.

381

26

8

1

(1) + (2) в мн. ч.

4

4

128

0

1Национальный корпус русского языка (НКРЯ) – это информационно- справочная система, основанная на собрании текстов на русском языке в электронной форме. Корпус создаётся учёными-лингвистами для научных исследований и обучения языку.

6.   Определите исторически родственные слова по фрагментам толкования их лексических значений и указанным признакам. Напишите эти слова в начальной форме.

1)  вид корзины для сбора грибов или ягод

2)  пребывание двух людей вдали друг от друга

3)  изгиб речного русла ответе слово с приставкой)

4)  вид оружия

5)  изгнание; например, <…> от церкви

6)  залив, изгиб берега моря ответе слово с двумя корнями)

7.   Лингвисты, работая со словосочетаниями, используют специальные обозначения.

Даны словосочетания, а также их формализованные записи в перепутанном порядке. Установите правильные соответствия.

 

А) посмотреть фильм

1) AdjN5pl

Б) прилететь в аэропорт

2) PrepAdjN6

В) блокнот с записями

3) VN5

Г) держать рукой

4) N1PrepN5pl

Д) добрые дела

5) VN4

Е) на старой башне

6) VPrepN4

Ж) умными мыслями

7) AdjN1pl

8.Представьте формальными схемами на языке тех же символов, которые были использованы в таблице, следующие словосочетания:

одежда хаки, красная книга, дать маме.

Выберите для каждого словосочетания подходящую схему.

 

одежда хаки:

1)  N1Adv

2)  N1Adj

3)  N1Adjpl

4)  N1N1pl

5)  N1N3pl

красная книга:

1)  AdjN1

2)  AdvN1

3)  Adj1N1

4)  N1

5)  N1Adj

дать маме:

1)  VN6

2)  VN3

3)  N1N3

4)  N1N6

5)  VN4

9.   Даны несколько четверостиший.

1)  Как будто их рукой усталой,

чтоб равнодушною не слыть,

сама Индустрия послала

тот гроб безвестный проводить. (Ярослав Смеляков)

2)  И плыл впервые

средь восклицаний и знамён –

мальчишка мирной индустрии,

предтеча будущих времён. (Ярослав Смеляков)

3)  Я верю, и при взлёте индустрии

нужны нам чувства, жаркие, живые.

Мы памятуем о машинном чуде,

но всё ж у нас на первом плане люди. (Николай Асеев)

4)  В гудки индустрии поверя,

спав от волнения с лица,

мы вышли все из сельской двери,

сошли с крестьянского крыльца. (Ярослав Смеляков)

5)  Не будут

вперекор умам

дебоширить ведьмы

и Вии будут

даже грома

на учёте тяжёлой индустрии. (Владимир Маяковский)

6)  В твоей эпохе всё, что есть, твоё:

Твой герб, твой серп, твой молот, твоё знамя,

Твоя решимость доконать старьё,

Спалить его индустрии огнями! (Константин Симонов)

Укажите три фрагмента, в которых одно из слов произносится одинаково, и другие три фрагмента, в котором это же слово произносится иначе, чем во фрагментах первой группы.

Ответ запишите, указав номера примеров в каждой группе.

10.В языке суахили именные части речи разделены на классы, слова в которых имеют общую приставку и объединены значением. Ниже приведены некоторые такие классы:

 

Класс

Приставка (ед. ч./мн. ч.)

Значение

Пример ед. ч.)

Класс 1

m-/wa-

Названия людей

mtu «человек»

Класс 3

m-/wi-

Растения, деревья, части тела

mti «дерево»

Класс 7

ki-/vi-

Животные, языки, части тела

kiboko «бегемот»

Класс 15

ku-

Инфинитивный класс

kusoma       «чтение/ читать»

Как на языке суахили будет выглядеть название самого этого языка?

1)  Swahili

2)  Mswahili

3)  Kiswahili

4)  Kuswahili

5)  Suahili

11.На экскурсии по ботаническому саду школьники увидели много растений, в том числе кустарники, деревья, травы. Определите по исторически однокоренным словам, какие растения ребята увидели на этой экскурсии, и заполните пропуски.

Слова запишите в начальной форме.

Слово (1)                                     (название дерева, ж. р., 6 букв, заимствованное слово).

(1.1) Богомолец, странствующий по святым местам (изначально тот, кто вернулся с веткой этого дерева):                                                              .

Слово (2)                                     наименование дерева (ж. р., 3 буквы).

(2.1) Наименование растения (2) предположительно связано с глаголом со значением  «поворачивать,  гнуть,  сгибать» _______________________ (4 буквы).

(2.2) Украшения из цветов:                                                                 (5 букв).

(2.3) Предмета для подметания пола                                                     (5 букв).

Слово (3)                                     (название дерева, ж. р., 6 букв).

(3.1) Пёстрый                           (5 букв).

(3.2) Лесная птица с пёстрым оперением                                    (6 букв).

(3.3) Ощущение мелкого дрожания в глазах                                     (4 буквы).

12.Отметьте правильно указанные видовые пары глаголов.

1)  делать (работу) сделать (работу)

2)  любить (сестру) полюбить (сестру)

3)  уважать (друга) зауважать (друга)

4)  воспитывать (ребёнка) воспитать (ребёнка)

5)  белить (потолок) побелить (потолок)

6)  светить (фонариком) посветить (фонариком).

13.Прочитайте предложение.

Надпись: «Самые живые, современные национальные вопросы в России теперь, – писал Белин-ский в том своём знаменитом письме к Гоголю, – уничтожение крепостного права, отменение телесного наказания, введение по возможности строгого выполнения хотя бы тех законов, которые уже есть…».

В этом предложении встречается слово, существование которого подтверждает, что в истории языка некоторое отрицательное местоимение почти всегда употреблялось с некоторой частицей.

1)  Запишите слово в той форме, в которой оно стоит в предложении.

2)  Запишите местоимение.

3)  Запишите частицу, с которой почти всегда употреблялось это отрицательное местоимение.

14.Дан ребус, в котором зашифровано название предмета. Этот ребус состоит из единственного рисунка, где изображены двое, фехтующие заострёнными с одного конца деревянными палками.

Изображение выглядит как текст  Автоматически созданное описание

Загаданное слово имеет широкий круг сочетаемости, например, с именами прилагательными: тревожный, большой, свадебный. Ещё чаще это слово сочетается со словами, обозначающими действие, например: ударить, замолчать, упасть. Назовите предмет. Кстати, название части речи, обозначающее действие в русском языке, является исторически родственным названию загаданного предмета. Назовите часть речи.