ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ РУССКИЙ ЯЗЫК. 2022–2023 уч. г.
ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 9–10 КЛАССЫ
Прочитайте текст и выполните задания 1–4.
![]() |
1. Какого чередования в этимологически родственных и современных однокоренных словах нет в корне слова услыша?
1) ы/у
2) х/ш
3) е/у
2. Какой частью речи является слово яко?
1) существительным
2) наречием
3) глаголом
4) местоимением
5) предлогом
6) союзом
3. Выпишите из текста слово, исторически родственное слову отголосок. Выписывайте его в той форме и в той орфографии, в которой оно представлено в тексте.
4. Выберите неверный перевод фрагмента текста.
1) И как услышал это святой Борис,..
2) … начал телом укрепляться…
3) … и лицо его всё стало полно слёз…
4) …и заливался слезами, не в силах говорить /… обливался слезами, не мог говорить.
5. Ниже в таблице приведены данные о том, сколько раз в НКРЯ1 встретились конструкции «предлог (1) + существительное (2) в В. п. + N». Существительное (2) может выступать в конструкции как в единственном, так и во множественном числе. На месте N могут выступать, например, следующие слова:
А) вечера Б) досуга В) ночи Г) смерти
Определите предлог (1) и существительное (2). Каждый из них напишите в соответствующих пунктах в начальной форме.
Заполните пропуски (3)−(6) примерами А−Г (в списке они приведены в алфавитном порядке) – напишите в ответе только буквы, например, (9) Е:
|
|
(3) |
(4) |
(5) |
(6) |
|
(1) + (2) в ед. ч. |
381 |
26 |
8 |
1 |
|
(1) + (2) в мн. ч. |
4 |
4 |
128 |
0 |
1Национальный корпус русского языка (НКРЯ) – это информационно- справочная система, основанная на собрании текстов на русском языке в электронной форме. Корпус создаётся учёными-лингвистами для научных исследований и обучения языку.
6. Определите исторически родственные слова по фрагментам толкования их лексических значений и указанным признакам. Напишите эти слова в начальной форме.
1) вид корзины для сбора грибов или ягод
2) пребывание двух людей вдали друг от друга
3) изгиб речного русла (в ответе – слово с приставкой)
4) вид оружия
5) изгнание; например, <…> от церкви
6) залив, изгиб берега моря (в ответе – слово с двумя корнями)
7. Лингвисты, работая со словосочетаниями, используют специальные обозначения.
Даны словосочетания, а также их формализованные записи в перепутанном порядке. Установите правильные соответствия.
|
А) посмотреть фильм |
1) AdjN5pl |
|
Б) прилететь в аэропорт |
2) PrepAdjN6 |
|
В) блокнот с записями |
3) VN5 |
|
Г) держать рукой |
4) N1PrepN5pl |
|
Д) добрые дела |
5) VN4 |
|
Е) на старой башне |
6) VPrepN4 |
|
Ж) умными мыслями |
7) AdjN1pl |
8.Представьте формальными схемами на языке тех же символов, которые были использованы в таблице, следующие словосочетания:
одежда хаки, красная книга, дать маме.
Выберите для каждого словосочетания подходящую схему.
|
одежда хаки: 1) N1Adv 2) N1Adj 3) N1Adjpl 4) N1N1pl 5) N1N3pl |
красная книга: 1) AdjN1 2) AdvN1 3) Adj1N1 4) N1 5) N1Adj |
дать маме: 1) VN6 2) VN3 3) N1N3 4) N1N6 5) VN4 |
9. Даны несколько четверостиший.
1) Как будто их рукой усталой,
чтоб равнодушною не слыть,
сама Индустрия послала
тот гроб безвестный проводить. (Ярослав Смеляков)
2) И плыл впервые
средь восклицаний и знамён –
мальчишка мирной индустрии,
предтеча будущих времён. (Ярослав Смеляков)
3) Я верю, и при взлёте индустрии
нужны нам чувства, жаркие, живые.
Мы памятуем о машинном чуде,
но всё ж у нас на первом плане люди. (Николай Асеев)
4) В гудки индустрии поверя,
спав от волнения с лица,
мы вышли все из сельской двери,
сошли с крестьянского крыльца. (Ярослав Смеляков)
5) Не будут
вперекор умам
дебоширить ведьмы
и Вии – будут
даже грома
на учёте тяжёлой индустрии. (Владимир Маяковский)
6) В твоей эпохе всё, что есть, – твоё:
Твой герб, твой серп, твой молот, твоё знамя,
Твоя решимость доконать старьё,
Спалить его индустрии огнями! (Константин Симонов)
Укажите три фрагмента, в которых одно из слов произносится одинаково, и другие три фрагмента, в котором это же слово произносится иначе, чем во фрагментах первой группы.
Ответ запишите, указав номера примеров в каждой группе.
10.В языке суахили именные части речи разделены на классы, слова в которых имеют общую приставку и объединены значением. Ниже приведены некоторые такие классы:
|
Класс |
Приставка (ед. ч./мн. ч.) |
Значение |
Пример (в ед. ч.) |
|
Класс 1 |
m-/wa- |
Названия людей |
mtu – «человек» |
|
Класс 3 |
m-/wi- |
Растения, деревья, части тела |
mti – «дерево» |
|
Класс 7 |
ki-/vi- |
Животные, языки, части тела |
kiboko – «бегемот» |
|
Класс 15 |
ku- |
Инфинитивный класс |
kusoma – «чтение/ читать» |
Как на языке суахили будет выглядеть название самого этого языка?
1) Swahili
2) Mswahili
3) Kiswahili
4) Kuswahili
5) Suahili
11.На экскурсии по ботаническому саду школьники увидели много растений, в том числе кустарники, деревья, травы. Определите по исторически однокоренным словам, какие растения ребята увидели на этой экскурсии, и заполните пропуски.
Слова запишите в начальной форме.
Слово (1) (название дерева, ж. р., 6 букв, заимствованное слово).
(1.1) Богомолец, странствующий по святым местам (изначально тот, кто вернулся с веткой этого дерева): .
Слово (2) наименование дерева (ж. р., 3 буквы).
(2.1) Наименование растения (2) предположительно связано с глаголом со значением «поворачивать, гнуть, сгибать» _______________________ (4 буквы).
(2.2) Украшения из цветов: (5 букв).
(2.3) Предмета для подметания пола (5 букв).
Слово (3) (название дерева, ж. р., 6 букв).
(3.1) Пёстрый (5 букв).
(3.2) Лесная птица с пёстрым оперением (6 букв).
(3.3) Ощущение мелкого дрожания в глазах (4 буквы).
12.Отметьте правильно указанные видовые пары глаголов.
1) делать (работу) – сделать (работу)
2) любить (сестру) – полюбить (сестру)
3) уважать (друга) – зауважать (друга)
4) воспитывать (ребёнка) – воспитать (ребёнка)
5) белить (потолок) – побелить (потолок)
6) светить (фонариком) – посветить (фонариком).
13.Прочитайте предложение.
![]() |
1) Запишите слово в той форме, в которой оно стоит в предложении.
2) Запишите местоимение.
3) Запишите частицу, с которой почти всегда употреблялось это отрицательное местоимение.
14.Дан ребус, в котором зашифровано название предмета. Этот ребус состоит из единственного рисунка, где изображены двое, фехтующие заострёнными с одного конца деревянными палками.
![]() |
Загаданное слово имеет широкий круг сочетаемости, например, с именами прилагательными: тревожный, большой, свадебный. Ещё чаще это слово сочетается со словами, обозначающими действие, например: ударить, замолчать, упасть. Назовите предмет. Кстати, название части речи, обозначающее действие в русском языке, является исторически родственным названию загаданного предмета. Назовите часть речи.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.