Задания по русскому языку на развитие логики, расширение словарного запаса, пополнение лексикона учащихся пословицами и поговорками. Задания на развитие умения анализировать, соотносить, классифицировать, проводить синтез. Задания занимательного характера, которые можно использовать на дополнительных занятиях, кружках, в конкурсах, олимпиадах как отдельные.
Н Н Б Е А Г Д У
О И Ы Н НОР М
.Й Л В А И Р У
Д А Д К О Г
Т Е Г О
Н Е Т Д Р
Ш Ё Л - У
А Г И. Б Г
Н Е Р Е А
О З Н А Ю
П Е Д Е. Т
Я Б В Я С
Ь З У Р Д
Й И Ш О В И Х С О П Р Б
Д Ф Р У Т Г А, Я Б Е Н З
Й М Е З Г У Й Ц Р Н И Д
О Л С Т А Ч Н Ш Е Т С Я
Д Й М - Ш О Р
Р Е Н О И Д О
У З О Г Р Е Г А.
Соотнеси ключ с пословицей.
Распутай пословицы.
Р Д Е Ш Ч У
У Ж К А,Ч Л
Д О Р М Е Т
Н А Я М А Е
К П Е Р К А Б
А О Д В АРЖ
Н Й,ЮЬТ П У
Е И Ч Е С А Р
Н Е Й С Т Р Я
ОЗ Н А А Е Й.
В У А Й, Р Т
О
ЫР Ж А Ы Е
Д
Х Д И В Х Н . А К Ш У Т Н
Д А К
Р У Ж Б О Й
Д ЖОР О Д
Е А Т,Т А М
Д И Г А Р В
Г Д Р ОЖ А Т.
Д Б Е П Щ
Р А Л О Н
У В А М И
ЖД Х О Ц А.
Н О М Е Р И П М У Е Ц Й
С Т Ф О С Р У Н Б Л Е Й,
А О И М Ф Е Й Х С Т П О
Д К И Р О У Ш З Э Е Т Й.
О У К О Ч М Л К Ь С И
Б Р Е Л А Я Ы А Л А Т
.Й Ж Д В Е, И Ь Р Н И Ц П
У Л Г У Р Д
В О Н Е Ш Ч
. Х У В Д Х Ы
Й Ы Р А Т С
Л Е С Т ЬЮ,Д
А,ИЩИ –
Ключи.По ключу расшифруй пословицы.
Шифровка пословиц.
KEXIT [JHJIJ GJCNEGFNM,
XTV [JHJIJ UJDJHBNM.
XTUJ CTҰT YT GJӘTKFTIM,
NJUJ B LHEUBV YT LTKFQ.
L JHJUE JL JKTTN NJKMRJ NJN,
RNJ [JNM YTNJHJGKBDJ, YJ BL$N.
JL JKTTN JLYJUJ [HFҰHTW,
JL JKTTN NSCZXE VELHTW.
YT ҰTQ D XEӘBT DJHJNF GKTNMӨ,
YT ELFHBKB ҰS D NDJB DJHJNF LEҰBYJӨ.
RNJ HJLBNTKTQ GJXBNFTN,
NJN DJDTR YT GJUBҰFTN.
DCZR CDJӨ HFҰJNE LTKFQ ,
YF LHEUJUJ YT RBDFQ.
RHFCBD NJN, RNJ RHFCBDJ GJCNEGFTN.
DTӘKBDJCNB JNRHSDFӨNCZ DCT LDTHB.
YF [JNTYMT TCNM NTHGTYMT.
KUEYF KTUXT GJQVFNM, XTV [HJVJUJ.
LTKE – DHTVZ, GJNT[T – XFC.
UKFPF ҰJZNCZ, F HERB LTKFӨN.
LTKJ DTLB, F ҰTPLTKMT UJYB.
Ключ.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э
Ю ЯF Ұ D U L T $ Ә P B Q R K V Y J G H C N E A [ W X I O ] S M /
Ө Z
По транскрипции запиши пословицу.
Расколдуй пословицы.
Б*ЭЗ МУК*И Н*ЭТ
НАУК*И
УМ*ЭЛЫЙ*Э РУК*И Н*И ЗНАЙ*УТ
СКУК*И
Й*АЗЫК БАЛТАЙ*ЭТ – РУКАМ
М*ИШАЙ*ЭТ
ЗНАЙ БОЛ*ШЭ, А ГАВАР*И
М*ЭН*ШЭ
Т*ИРП*ЭН*ИЙ*Э И ТРУТ ФС*О
ПИРИТРУТ
УМНЫЙ* С*ИБ*А В*ИН*ИТ, ГЛУПЫЙ* СВАЙ*ЭВО
ТАВАР*ИЩ*А
УМ*ЭЛ АШЫБ*ИТ*С*А, УМ*ЭЙ* И
ПАПРАВ*ИТ*С*А
Д*ЭЛАНА НА СП*ЭХ – СД*ЭЛАНА НА
СМ*ЭХ
СКУЧ*ИН Д*ЭН* ДА В*ЭЧ*ИРА, КОЛ*И Д*ЭЛАТ*
Н*ЭЧ*ИВА
ГЛУПЫЙ* АСУД*ИТ, УМНЫЙ*
РАСУД*ИТ
Т*АШКА ТАМУ ЖЫТ*, КТО АТ РАБОТЫ
Б*ИЖЫТ
УЧ*ИН*ИКУ - УДАЧ*А, УЧ*ИТ*ИЛ*У –
РАДАС*Т*
Н*ЭТ СКУК*И, КОЛ* ЗАН*ИТЫ
РУК*И
ХАРАШО ТАВО УЧ*ИТ*, КТО ХОЧ*ИТ
УЧ*ИТ*С*А
УТРА В*ЭЧ*ИРА
МУДР*ИН*ЭЙ*Э
УЧ*ЭН*Й*Э – ПУТ* К
УМ*ЭН*Й*У
ИЗЫК АСТР*ЭЙ*Э
М*ИЧ*АПаутинки.
Из частей собери слова.
ЫЙ ПОД ЗА
СЯ
ТЬ
ИЙ
О
ИС
КАПРИЗ
ПИС
Н Л
КРЕП
ТЬ
ЮЩ
А
ТЕЛЬ
ЕНН
КРУЧ
А
Н
ГЛЯД
ЧЕРЕП
ЫВА ИЧ ЫВА И
ИК ЫЙ У ГОР
И
ИЙ
В
К
ЕНН
ПОЛ
Н
Н
К
К
МЕШ
НА
О
ПЕРЕ
ИСТ
ДУШ
ПЕРЕ
ЕВЛ
НОЧ
ГОН У ЯЦ
СЯ ТЬ А ПО ЧИТ
ИЙ У
А
ЦВЕТ
ИЦ
ПО
ТЬ
А
СК ВОЗ
К
Н НРАВ
И ТЕЛЬ
ТЕШ ОЧ
ЗА
ЯН
О
СЕРЕБР И
ИСТ
Л
СЯ ЫЙ ЯТПроанализируй, сравни, убери лишнее.
Диверсанты в частях речи.
I - ВЕДРО, ОКНО, КИНО, ТУМАННО, ПАЛЬТО, КРУТО, КРЫЛЬЦО.
II – СИНИЙ, МЕЛКИЙ, ГЕНИЙ, ОБЕЗЬЯНИЙ, СОБАЧИЙ, ЛЕКЦИЙ.
III – БЕРЕЧЬ, ПЕЧЬ, ЛЕЧЬ, РЕЧЬ, СТЕРЕЧЬ, СПРЯЧЬ, НОЧЬ.
IV – КРАЖА, СЪЁМКА, КРАСИВА, КРОШКА, МАЛА, ПОЛЯНА.
V – ГЛУБОК, ЛЁГОК, МЯГОК, КЛУБОК, ДЫМОК, ГРОМОК.
VI – ВЕЗТИ, ПЛЕТИ, ПРОЙТИ, НАЙТИ, МЕСТИ, ДЕТИ, ГРЕСТИ.
VII – ТИШЬ, МЫШЬ, ПЬЁШЬ, ФАЛЬШЬ, ВЕТОШЬ, ВЬЁШЬ,
ПУСТОШЬ.
VIII – ВКУСЕН, ВЁСЕН, ОГРОМЕН, БОЛЕН, ПОЛЕЗЕН, ПЕСЕН,
ГРУСЕН.
IX – ЯРЧЕ, ПЛАТЬЕ, СОЛНЦЕ, БЛЮДЦЕ, АТЕЛЬЕ, КРАСИВЕЕ.
I – БАШМАКИ, ШОРТЫ, САПОГИ, КУРТКИ, КОФТЫ;
II – ЩИПЦЫ, НОЖНИЦЫ, ПИЛОЧКИ, КУСАЧКИ, ПЛОСКОГУБЦЫ;
III – КОФЕ, МЁД, МОЛОКО, СОК, КЕФИР, ТВОРОГ;
IV – ГОРКИ, КАРУСЕЛИ, ТУРНИКИ, КАЧЕЛИ, ЛЕСЕНКИ;
V – СВЕКЛА, КАПУСТА, ЛУК, КАРТОФЕЛЬ, ОГУРЕЦ;
VI – ОБОИ, СЛИВКИ, ОПИЛКИ, КРОШКИ, ОЧИСТКИ.
Пятый лишний.
Несклоняемые существительные. Кто лишний?
I – ТАКСИ, САЛЯМИ, ШАССИ, РЕГБИ, ТОРИ, ПОНИ, КОНИ;
II – ПАЛЬТО, КИНО, ПЕКЛО, МОККО, РОДЕО, МЕТРО, РАДИО;
III – КОФЕ, КАШНЕ, СОЛНЦЕ, ШОССЕ, ЖЕЛЕ, КЛИШЕ, ПЕНСНЕ,
КУПЕ;
IV – ТРЮМО, ДЕПО, КАКАО, САМБО, ТРИКО, ПЛЕЧО, ВЕТО,
ТАБЛО;
V – РАГУ, КЕНГУРУ, КАКАДУ, БАКУ, СУДОКУ, МОЛОКУ, ФРАУ.
Партизан.
I - НОЧНЫЕ ФИАЛКИ, СВЕЖИЙ ВОЗДУХ, ЗВУЧАНИЕ ЛЕСА,
ТИХИЕ ЗВЁЗДЫ
II – БЕЗЗВУЧНО КРАДЁТСЯ, ГУСТО ЦВЕТЁТ, ПОЛЗЁТ
ВПРИПРЫЖКУ, ПОЁТ ВЕТРУ
III – СЛИШКОМ УПРЯМ, РАНО УТРОМ, СОВЕРШЕННО НЕЯСЕН,
ОЧЕНЬ ЛАСКОВ
IV – СВЕТ ЛУНЫ, ЗЕЛЕНЬ ТРАВ, ПЕНИЕ КУЗНЕЧИКА, НОЧНОЕ
СТРЕКОТАНИЕ
V – ВЫПАЛ ЗИМОЙ, ВЫГЛЯНУЛО УТРОМ, ТЁПЛЫМ ВЕЧЕРОМ,
ШЁЛ ШАГОМVI – ДОВОЛЬНО КРАСИВЫЙ, ВЕСЬМА СТРОГО, ОЧЕНЬ ТИХО,
СИЛЬНО БЫСТРО
VII – ЖДУ ЛЕТА, КРАШУ КАРТИНУ, МАМУ ЛЮБЛЮ, НЕЖНУЮ
БАБУШКУ
Переставь слова в соответствии со членами
предложения.
Распутай стихи.
С, БЕЖИТ, ТРОПИНКА, БУГОРКА
,
ДЕТСКИМИ, КАК БЫ, НОГАМИ, ПОД
,
СОННЫМИ, ВСЁ, ЛУГАМИ, ТАКЖЕ
РЕКА, ЛЕНИВО, ДВИЖЕТСЯ.
.
с
под
,
ТЕНИ, КОЛОКОЛА, В, ЗВЕНЯТ
в
ЗА, УДАРЫ, СПЕШАТ, УДАРОМ
за ,
И о
И ВСЁ, ДОБРОМ, СТАРОМ, ПОЮТ, О
, ,
ОНИ, О, ВРЕМЕНИ, ДЕТСКОМ.
О
.
(М.Цветаева)
... ЛЁГКИХ, ПРЯЖА, ПАУТИНОК
СУЧКА, ВОКРУГ, ОБВИЛАСЬ.
.
ДОЖДИК, ЗАВТРА, БЫСТРЫЙ, ХЛЫНЕТ
,
СОЛНЦЕ, ЗАСЛОНЯ, ТУЧЕЙ.
.
СЕРЕБРИСТЫМ, ПАУТИНКАМ
ДВА-ТРИ, ЖИТЬ, ДНЯ, ОСТАЛОСЬ.
.(Д.Кедрин)
…
ПОЁТ, СЛЫШНО, ВЕТЕР, ЧУТЬ
,
У, ЛИПА, ВЗДЫХАЕТ, САДА …
у
ЖИВЁТ, МУЗЫКА, ВСЮДУ, ЧУТКАЯ –
–
ТРАВ, ШЕЛЕСТЕ, В
ДУБРАВ, В, ШУМЕ
НАДО, ПРИСЛУШАТЬСЯ, ТОЛЬКО.
.
(В.Семернин)
В ,
В ,