Вашему вниманию предоставлена информация о жизни и творчестве великого Гофмана. Знаменит писатель своими бессмертными произведениями: "Щелкунчик и мышиный король", "Крошка Цахес", "Золотой горшок". Сказочный сюжет и необычные герои в экзотических обстоятельствах не оставят равнодушными никого. Учащиеся гуманитарного класса, начинающие изучать курс зарубежной литературы, с удовольствием знакомятся с жизнью и творчеством Гофмана.
Гофман Эрнст Теодор Амадей
Эрнст Теодор Вильгельм (как вначале его
звали) явился на свет в славном городе
Кёнигсберге в семье юриста. С самого
раннего детства больше всего на свете
любил музыку (и даже взял себе имя
Амадей в честь Моцарта), играл на
фортепьяно, скрипке, органе, пел, рисовал
и сочинял стихи.
Общий вид
Кёнигсберга
Гофман Эрнст Теодор Амадей
Университет
Альбертина
до 1944 года
По воле родителей этот юноша должен был, как и все его
предки, стать чиновником. Юный Гофман покорился, окончил
университет и много лет служил в разных судебных ведомствах.
Гофман Эрнст Теодор Амадей
Он скитался по городам
Пруссии и Польши, чихал в
пыльных архивах, зевал на
заседаниях суда и рисовал
карикатуры на членов
судейской коллегии на
полях протоколов.
Гофман Эрнст Теодор Амадей
Дом в Бамберге, в котором жил
Гофман и где ныне размешается
его музей.
Бамберг. Вид на город у канала.
Гофман Эрнст Теодор Амадей
Тутто и зазвенели хрустальные колокольчики,
зашептались в листве золотистозелёные змейки и
была написана сказка «Золотой горшок» (1814).
Гофман наконецто обрёл самого себя и свою
волшебную страну.
Гофман Эрнст Теодор Амадей
Сказка «Щелкунчик и Мышиный Король»
Пожалуй, самая праздничная
из рождественских сказок.
Сказка о подарке. Сказка
подарок.
Гофман Эрнст Теодор Амадей
Сказка "Крошка Цахес"
Гофман Эрнст Теодор Амадей
«Повелитель блох»
В последней повести Гофмана «Повелитель блох» (1822 г.)
место кукол и оловянных солдатиков занимают полчища
едва видимых человеческому глазу подданных Мастера
блохи. Один из героев повести, Перегринус Тис,
унаследовав от родителей изрядное состояние,
продолжает и во взрослой жизни играть в куклы и
солдатики. Покупая самому себе игрушки накануне
Рождества, он случайно спасает Повелителя блох,
которого преследуют двое естествоиспытателей —
Левенгук и Сваммердам.
Гофман Эрнст Теодор Амадей
«Житейские воззрения
кота Мурра»
Гофман Эрнст Теодор Амадей
«Угловое окно»
Рассказ «Угловое окно»
переносит читателей в комнату
парализованного писателя,
которому остается лишь смотреть
через окно на пеструю сутолоку
рыночной площади. Своему
безупречно здоровому
посетителю, пришедшему к нему
поучиться жизни, он объясняет:
«Но вот это окно — утешение для
меня; здесь мне снова явилась
жизнь во всей своей пестроте, и я
чувствую, как мне близка ее
никогда не прекращающаяся
суета. Подойди, брат, взгляни в
окно!»
Гофман Эрнст Теодор Амадей
«Э. Т. В. Гофман род. В
Кёнигсберге в Пруссии 24
января 1776 года.
Умер в Берлине 25 июня
1822 года.
Советник апелляционного
суда
отличился как юрист
как поэт
как композитор
как художник.
От его друзей
1. Где и когда родился Э.Т.А. Гофман?
2. В чем трагедия семьи Гофмана?
3. Назовите имена людей, дружбой с
6. Какое образование получил Гофман и
4. Каков был круг чтения Гофмана в
5. Свое третье имя «Вильгельм»
которыми всю жизнь дорожил
писатель.
юности?
Гофман заменил на «Амадей». С чем
была связана такая замена?
кем работал после окончания учебы?
7. За что был сослан в Плоцк и потом
часто преследовался, даже перед
смертью?
13. Назовите дату смерти писателя.
8. С чего началось творческое признание?
9. Какую роль в жизни Гофмана сыграла
Юлия Марк?
10.В качестве кого выступал Гофман в
бамбергском музыкальном театре?
11. Назовите произведение, которое
принесло Гофману самую большую
славу.
прозаические произведения Гофмана,
написанные за последние 9 лет его
жизни.
12. Назовите самые известные
3. Назовите имена людей, дружбой с которыми всю
4. Каков был круг чтения Гофмана в юности?
1. Где и когда родился Э.Т.А. Гофман? (24 января
2. В чем трагедия семьи Гофмана? (В 1778г.
1776г. в Кенигсберге).
родители развелись, Эрнст Теодор Вильгельм
остался с матерью).
жизнь дорожил писатель. (Теодор Гиппель, Эдуард
Гитциг).
(«Страдания юного Вертера» Гете, «Исповедь»
Руссо, Шекспир, Стерн, Жан-Поль).
«Амадей». С чем была связана такая замена?
(Любовь к музыке Моцарта – взял имя Моцарта).
6. Какое образование получил Гофман и кем работал
после окончания учебы? (Юридическое, исправным
судебным чиновником).
5. Свое третье имя «Вильгельм» Гофман заменил на
7. За что был сослан в Плоцк и потом часто
11. Назовите произведение, которое принесло Гофману
12. Назовите самые известные прозаические произведения
преследовался, даже перед смертью? (За карикатуры
на начальство и за то, что начальство узнавало себя в
его героях)
8. С чего началось творческое признание? (С постановки
в музыкальном театре «Веселых музыкантов»)
9. Какую роль в жизни Гофмана сыграла Юлия Марк?
(Трагическая любовь)
10. В качестве кого выступал Гофман в бамбергском
музыкальном театре? (Композитор, режиссер-
постановщик, декоратор, либреттист, критик)
самую большую славу. (Ундина» на либретто Фуке)
Гофмана, написанные за последние 9 лет его жизни.
(«Фан
«Эликсиры дьявола», «Житейские воззрения кота Мур
и др.)
ти лет)
тазии Калло», «Крейслериана», «Серапионовы братья»,
ра»,« Золотой горшок», «Щелкунчик», «Угловое окно»
13. Назовите дату смерти писателя. (25 июня 1822г. – 46-
Вопросы для
Вопросы для
обсуждения
обсуждения
Каков жанр этого произведения?
Является ли эта сказка фольклорной?
Что можно сказать о главном герое
произведения?
Что привлекает читателя в этом
персонаже?
Каков конфликт сказки?
Как столкновение двоемирия
Гофмана отражено в изображении
любовной линии сюжета?
Что собой представляют
Серпентина и Вероника?
Как в сказке через символ
отражен мир быта?
Что такое филистерство и
как оно влияет на человека
в изображении Гофмана?
Как Гофман рисует
торжество вещи над
человеком?
Что противопоставлено у
Гофмана этому страшному
миру вещизма?
Кто из персонажей сказки
относится к миру мечты?
Что собой представляет мир, в
котором живут эти персонажи?
Всем ли этот мир открыт?
Как ведет себя главный
герой?
Какой из миров выбирает?
Какую роль в выборе
Ансельма играет ощущение
себя в закрытом стеклянном
сосуде?
Какой выбор делает герой?
Почему для счастливого
конца автор использует
фантастический финал?
Почему концовка
пронизана иронией?
Каков же эстетический
идеал Гофмана?
Субъективизм
Позиция
Связь с
фольклором
«естественного»
человека
Сочетание
реальности и
фантастики
Особенности
Особенности
романтизма
романтизма
Сложность и
противоречивость
характера
Синтез
искусств
Использование
символики
Гротеск
Вывод:
Вывод:
Главный конфликт произведения – между
мечтой и реальностью, которая отражается в
построении произведения – в романтическом
двоемирии.
Эстетический идеал Гофмана – мир творческий,
мир мечты, прекрасного. Сочетание реальности
и фантастики в повествовании еще сильнее
подчеркивает несовместимость этих двух
миров.
Синтез искусств - музыка и поэзия – идеальные
формы выражения романтического
представления о мире и человеке, авторского
«я». В сказке доминирует субъективизм как
ведущий принцип в подходе к миру и человеку
в романтическом искусстве.
Большую роль играет фантазия и
воображение.
Иронией Гофман разрушает нормативную
эстетику. «Сказка» как «канон поэзии»
(Новалис).
Гротеск, связь романтизма с фольклором не
только на уровне жанра. Поэтизация
«естественного» человека как носителя
индивидуального, неповторимого.
Гофман развивает представление о сложности
и противоречивости человеческой природы.
Домашнее
Домашнее
задание
задание
– Прочитать и
проанализировать новеллу
Гофмана «Кавалер Глюк»