Методическая разработка внеурочного мероприятия
по профориентации учащихся
Квест - игра
«Загадки и задачки мира Профессий»
Широгорова Татьяна Анатольевна,
учитель русского языка и литературы,
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Центр образования имени
Николая Константиновича Розова»,
Вологодская область,
Шекснинский район, д.Чернеево, д.14
Сценарий квест- игры «Загадки и задачки мира Профессий»
Цель: создание позитивной мотивации учащихся к осознанному выбору будущей профессии средствами активной творческой и познавательной игры.
Задачи:
1. Расширить
кругозор учащихся в области существующих профессий.
2. Создать условия для повышения
интереса учащихся к
миру профессий.
3.Способствовать развитию личностных качеств, любознательности, внимания, сообразительности, проявлению творческой инициативы, формированию универсального способа решения жизненных проблем.
3. Активизировать
словарь учащихся через введение новых лексических единиц тематической группы
«Профессии».
4. Воспитывать трудолюбие и уважение к людям различных
профессий.
5. Формировать умения учащихся работать в команде.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
· внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школьным мероприятиям;
· способность адекватно судить о причинах своих успехов/неуспехов, связывая успех со знаниями, трудолюбием и старанием;
· сформированность стремления к самоизменению – приобретению новых знаний и умений;
· установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью;
· познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.
Регулятивные УУД
-умение принимать и сохранять поставленную задачу;
-способность учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
-умение адекватно воспринимать предложения товарищей и других людей.
Познавательные УУД
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения поставленной задачи, строить диалог с педагогами и сверстниками.
Коммуникативные УУД
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Форма проведения: профессиональный квест.
Участники: учащиеся 5 класса (2 команды).
Место проведения: спортивный (или актовый) зал школы.
Обоснование актуальности занятия
В младшем школьном и подростковом возрасте начинается формирование представлений о многообразии мира профессий, подготовка к выбору будущей профессии. Квест - командная игра, увлекательная, с определенным сюжетом, требует от участников умение решать умственные задачи, мыслить логически, применять имеющиеся знания, работать в команде. Дети подросткового возраста с большим интересом и азартом выполняют задания, стараясь опередить соперников.
Порядок оценивания конкурсных заданий.
Оценка результатов проводится по бальной системе. Победителем считается команда, набравшая в сумме наибольшее количество баллов. Команда- победитель награждается Грамотой (призами, исходя из финансовых возможностей учреждения).
Значение игры в форме квеста.
Участие в конкурсе дает учащимся (в команде и лично) возможность оценить и сравнить собственную деятельность с деятельностью других участников; реализовать свои творческие качества, мыслительные способности в реальной деятельности.
Плакаты для оформления зала:
Пословицы: Всякий человек по делу узнаётся. Всякое дело мастера красит.
Не профессия выбирает человека, а человек профессию. (Сократ.)
Как хорошо, когда у человека есть возможность выбрать себе профессию не по необходимости, а сообразуясь с душевными склонностями.(Апшерони А.)
2. Стенд с рисунками детей «Моя будущая профессия».
3. Стенд с сочинениями учащихся «Профессии моих родителей».
Подготовительная работа: команды -участники готовят представление (название команды, девиз, приветствие команде противника).
Правила проведения квест- игры: Состав команды - 6 человек. Команд-участников – 2. Капитан команды получает маршрутный лист. Каждая команда проходит несколько станций – этапов, где Ведущие проводят с командой игру или дают творческое задание. Ведущие оценивают работу и ставят баллы в маршрутном листе. Игра начинается и заканчивается в актовом зале школы. Максимальное количество баллов на каждом этапе – 10.
На каждом этапе команда получает слово из пословицы, которую ребята должны будут собрать на восьмой станции.
Оборудование:
· раздаточный материал на каждую станцию;
· маршрутные листы для каждой команды.
Ход мероприятия: (Звучит песня «Кем стать?», сл. Е.Плотниковой муз. Г. Шадуловой).
Ведущий 1: Добрый день, дорогие друзья! Мы рады встрече с вами!
Ведущий 2: Рады видеть ваши весёлые лица, любопытные глазки, прекрасное настроение.
Ведущий 1: У каждого в жизни настаёт ответственный момент: кем быть, какую выбрать профессию. Стать профессионалом - значит стать успешным и счастливым человеком!
Ведущий 2: А вы знаете, сколько загадок таит каждая профессия? Сколько задачек нужно решить, чтобы сделать правильный выбор своего дальнейшего профессионального пути! И сегодня мы совершим необычное путешествие в мир профессий.
Ведущий 1: Врач или учитель, режиссер или водитель- каждая профессия по-своему загадочна и интересна. И мы попробуем решить задачки и загадки, которые приготовили нам различные профессии. А поможет нам игра –профессиональный квест «Загадки и задачки мира Профессий».
Ведущий 1: Вам предстоит пройти 8 пунктов-станций, выполнить задания. Победит команда, набравшая в итоге наибольшее количество баллов.
Представление команд, девиз и приветствие команде соперника.
Станция 1 «Угадай и покажи»
Ведущий зачитывает толкование слова, называющего профессию, род занятий. Задание: отгадать, о какой профессии идет речь, но не называть слово, а показать пантомиму.( 2 балла- за верный ответ)
1.Специалист по отделке зданий или помещений. (Маляр)
2.Мастер по ручной ковке металла. (Кузнец)
3.Оператор машинного доения (Доярка)
4.Специалист, владеющий ножницами и расческой. (Парикмахер)
5.Специалист в области музыки или тот, кто занимается игрой на музыкальном инструменте (Музыкант)
Команде вручается слово «РОДИТЬСЯ»
Станция № 2 «Профессиональная путаница»
Задание: для картинок подобрать ряд профессиональных слов
( связанных с профессией героя картинки). В случае затруднения (определения значения слов) можно воспользоваться Толковыми словарями. Какая картинка окажется лишней?(2 балла- за каждый верный ответ)
|
|
||||
|
|
||||
|
|
||||
палитра |
гренки |
зум |
гамма |
фотовспышка |
|
пиксель |
бешамель |
гуашь |
кондиционер |
форте |
|
мольберт |
бигуди |
гранж |
втулка |
октава |
|
эстамп |
вокализ |
опара |
тубус |
гарнир |
|
кадр |
акварель |
цедра |
аккорд |
бальзам |
|
Примечание: карточки со словами для разрезания
Фотограф – Художник - Парикмахер- Музыкант – Повар - Столяр
Вручается слово «РЕМЕСЛО»
Станция № 3 «Профессий много на земле, и каждая важна!»
Ведущий: Рассмотрите картинки, определите, люди каких профессий изображены на фото. Назовите три качества, которыми должны обладать эти профессионалы. ( 1 балл- за каждый верный, полный ответ)
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Вручается слово «ГОРДИТЬСЯ»
Станция № 4. «Решаем кроссворд «Профессии» [1]
Максимальное количество баллов за кроссворд – 10 бал.
1. Гвозди, топоры, пила, Стружек целая гора. Это трудится работник — Делает нам стулья... |
2. Кто в дни болезней Всех полезней И лечит нас от всех Болезней? |
3. Мелом пишет и рисует, И с ошибками воюет, Учит думать, размышлять, Как его, ребята, звать? |
4. У меня есть карандаш, Разноцветная гуашь, Акварель, палитра, кисть И бумаги плотный лист, А еще – мольберт-треножник, Потому что я… |
5. Он не лётчик, не пилот, Он ведёт не самолёт, А огромную ракету. Дети, кто, скажите это?
|
6. Весёлая работа, Завидно от души! Свисти, когда охота, Да палочкой маши!
|
7. С ним, наверно, вы знакомы. Знает он про все законы. Не судья, не журналист. Всем совет дает... |
8. Он похож на капитана Но ведет корабль степной. Спорит он с волной упрямо, Только с золотой волной. |
9. В книжном море он бескрайнем Настоящий капитан. Отыскать любую книжку Помогает быстро нам! |
10. Нам даёт товар и чек Не философ, не мудрец И не суперчеловек, А обычный ...
|
11. Темной ночью, ясным днем Он сражается с огнем. В каске, будто воин славный, на пожар спешит... |
12. По размеру в самый раз Он костюм сошьет для вас. Все исполнит по науке _ И ходите руки в брюки |
Вручается слово «ЛЮДИ»
Станция 5 «Музыкальная»
Задание: Игроки должны назвать песню, в которой говорится о какой-нибудь профессии, и спеть несколько строчек из нее.(1 балл- за песню)
Например: «Всё могут короли», «Закаляйся, если хочешь быть здоров...позабудь про докторов», «Капитан, капитан, улыбнитесь»,«Миллион алых роз»,«Когда уйдем со школьного двора», «Не кочегары мы, не плотники», «Во кузнице молодые кузнецы», «Артиллеристы, точный дан приказ», «Три танкиста», «Потому, потому что мы пилоты»,«Идет солдат по городу», «Песенка фронтового шофера».
Вручается слово «ДОБЫТЫЙ»
Станция 6 «Виртуальная экскурсия»[2]
Задание:
1. Рассмотреть иллюстрации, на которых изображены известные предпри-ятия Шекснинского района [3]. Прочитать тексты о предприятиях района.
3. Соединить (тематически) иллюстрацию, информационный текст, название предприятия, вклеить тексты в таблицу к нужной иллюстрации (Максимальное количество баллов- 10 бал.)
1. Шекснинская ГЭС— гидроэлектростанция на реке Шексне.
2. Шекснинский комбинат древесных плит.
3. Шекснинский комбинат хлебопродуктов.
4. Шекснинский маслозавод.
5. ЧП "АтАг".
6. Шекснинская центральная районная больница.
7. Редакция районной газеты «Звезда».
1. |
Строительство первой очереди началось в 1958 году, а закончилось в 1966 году. Строительство второй очереди этого сооружения происходило в 1973—1975 годах. Входит в состав сооружений Волго-Балтийского канала. |
2. |
Одно из крупнейших производителей плит ДВП и МДФ. Выпуск продукции был начат в 1974 году. В 1997 году впервые была запущена новая линия по производству плит МДФ. С 2003 года запущена линия по производству ламинированной плиты. |
3.
|
Крупнейшее, хорошо оснащенное зерноперерабатывающее предприятие на Северо-Западе России. Это предприятие, основной продукцией которого в настоящее время являются комбикорма, занимает важное место в функционировании животноводства и птицеводческого комплекса области. |
4.
|
Один из лидеров молочной промышленности Вологодской области, успешно работающее и динамично развивающееся предприятие, гордость и традиционная визитная карточка района. Производит высококачественную натуральную продукцию. |
5.
|
Предприятие производит сухие хлебобулочные (450 т в год) и мучнис-тые кондитерские изделия,сахаристые кондитерские изделия. Основную массу производимых кондитерских изделий составляет сдобное оригинальное печенье. Реализация продукции идет не только в своей области, но также и за ее пределами во многие города России. |
6.
|
Учреждение осуществляет медицинскую помощь, доступны услуги кабинета вакцинации населения, лечебного массажа, физиотерапии, ЛФК. Здесь можно сдать анализы, медосмотр, УЗИ, флюорографию, рентген. |
7. |
Общий тираж газеты в неделю – более 7 000 экз. Газета выходит два раза в неделю, распространяется в розницу и по подписке. На территории района газета продается в 30 торговых точках. |
Примечание: отдельно печатаются тексты о предприятиях, отдельно печатается таблица с фотографиями ( второй столбик остается пустой).
Вручается слово « «МАСТЕРСТВО»
Станция 7 «Профголоволомки» [4]
Задание. Расшифруйте, названия каких профессий здесь «спрятались»?
(Максимальное количество баллов- 10 бал.)
Ювелир Журналист
Воспитатель Космонавт
Парикмахер Дворник
Вручаются служебные слова-помощники - «не», «а», «с»
Станция № 8. «Собери пословицу»
Задание: На этой станции команда собирает пословицу из слов, полученных в ходе игры, записывает ее (слова необходимо поставить в нужную грамматическую форму). (Максимальное количество баллов- 10 бал.)
Пословица: С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.
Ведущий: Молодцы! Активность и внимание, дисциплина и знания помогли нам справиться с трудными задачками, которые приготовил для вас удивительный мир Профессий. Мы желаем, чтобы каждый из вас выбрал в будущем любимое дело, интересную профессию.
Заключительный этап. Все команды собираются в актовом зале, где подводятся итоги игры.
Приложение № 1
Маршрутный лист команды №1 _________________________
|
Название станции |
Баллы |
1 |
«Угадай и покажи» |
|
2 |
«Профессиональная путаница» |
|
3 |
«Профессий много на земле, и каждая важна!» |
|
4 |
«Решаем кроссворд «Профессии» |
|
5 |
«Музыкальная» |
|
6 |
«Виртуальная экскурсия» |
|
7 |
«Профголоволомки» |
|
8 |
«Собери пословицу» |
|
|
Итог игры |
|
Маршрутный лист команды №2 _________________________
|
Название станции |
Баллы |
1 |
«Собери пословицу» |
|
2 |
«Профголоволомки» |
|
3 |
«Виртуальная экскурсия» |
|
4 |
«Музыкальная» |
|
5 |
«Решаем кроссворд «Профессии» |
|
6 |
«Профессий много на земле, и каждая важна!» |
|
7 |
«Профессиональная путаница» |
|
8 |
«Угадай и покажи» |
|
|
Итог игры |
|
Скачано с www.znanio.ru
1.[1] https://dohcolonoc.ru/metodicheskie-razrabotki/13409-krossvord-na-temu-professii.html
1.[2] https://www.komandirovka.ru/sights/sheksna_volog._obl./factories/
2.[3] https://invest.sheksnainfo.ru/wp-content/uploads/2016/02/invpas17.pdf
1.[4] https://infourok.ru/vneurochnoe-zanyatie-kvestigra-puteshestvie-v-mir-professiy-klass-3487339.html
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.