Загадки Русской души: долюшка женская. Ю. В. Друнина «И откуда вдруг берутся силы..», В. М. Тушнова «Вот говорят: Россия...»
Оценка 5

Загадки Русской души: долюшка женская. Ю. В. Друнина «И откуда вдруг берутся силы..», В. М. Тушнова «Вот говорят: Россия...»

Оценка 5
Презентации учебные
ppt
русская литература
06.06.2024
Загадки Русской души: долюшка женская. Ю. В. Друнина «И откуда вдруг берутся силы..», В. М. Тушнова «Вот говорят: Россия...»
Лирика Ю.Друниной и В. Тушновой о войне
9. Загадки Русской души.2.ppt

Загадки Русской души: долюшка женская

Загадки Русской души: долюшка женская

Загадки Русской души: долюшка женская. Ю. В. Друнина «И откуда вдруг берутся силы..», В. М. Тушнова «Вот говорят: Россия...»

Содружество муз » Памятник русской женщине-матери

Содружество муз » Памятник русской женщине-матери

Содружество муз

» Памятник русской женщине-матери Марии Матвеевне Фроловой, у которой война отняла восьмерых сыновей, установлен в год 60-летия Великой Победы в городе Задонске Липецкой области.
В центре скульптурной композиции — скорбная фигура женщины, а вокруг неё — восемь обелисков с мужскими именами: Михаил, Дмитрий, Константин, Тихон, Василий, Леонид,

Николай, Пётр. Два сына этой женщины, Дмитрий и Николай, израненные, вернулись с войны, но умерли в первые послевоенные годы. Это одно из самых пронзительных напоминаний о войне — памятник всем матерям, отдавшим во имя Победы своих сыновей.
Авторы памятника: народный художник России Юрий Гришко, скульптор Игорь Мазур и архитектор Владимир Дмитриев. <

Диалог культур » Толгонай, героиня повести киргизского писателя

Диалог культур » Толгонай, героиня повести киргизского писателя

Диалог культур

» Толгонай, героиня повести киргизского писателя Чингиза Айтматова «Материнское поле», проводила на фронт Великой Отечественной войны мужа и всех своих сыновей, которые погибли. Самый младший сын, Джайнак, ушедший на войну, не простившись с матерью, пропал без вести и так и не вернулся домой. Лишившись последнего сына, Толгонай ведёт с ним мысленный разговор. Прочитайте фрагменты повести Чингиза Айтматова «Материнское поле». Что общего у героини стихотворения Н. А. Некрасова «Внимая ужасам войны...» и киргизской матери Толгонай, у которой война отняла всех сыновей?
И сейчас, когда я уже лишилась его и прошло уже столько лет, я веду с ним разговор так же, как с матерью землёй.
Джайнак, послушай меня! Пусть тебя не мучит совесть, не в обиде я, нет. Я тогда ещё простила тебя, Джайнак, сынок мой младшенький, жеребёнок мой, весельчак мой! Думаешь, я не понимала, почему ты ушёл, не простившись, почему ты оставил меня одну, почему ты оставил юность, молодость, жизнь свою будущую? Ты был озорной, шумный парень, и не все знали, как ты любил людей. Не смог ты спокойно смотреть на наши страдания и ушёл. Ты очень хотел, чтобы люди оставались людьми, чтобы война не калечила в людях живую человеческую дущу, чтобы она не вытравляла из них доброту и сострадание. И ты всё сделал для этого. На свете остаются жить только добрые дела, всё остальное исчезает. И твоё доброе дело осталось жить. Ты давно погиб, пропал без вести. Ты писал, что ты парашютист. Что три раза ходил в тыл врага. И вот в какую-то тёмную ночь сорок четвёртого года ты спрыгнул с самолёта вместе со своими товарищами, чтобы помогать партизанам, и пропал без вести. Погиб ли ты в бою, или шальная пуля настигла, или попал в плен, или в болоте утонул — никто не ведает. Но если б ты был жив, то хоть маленькая весточка объявилась бы за эти годы. Да, Джайнак, вот так и не стало тебя. Ты ушёл совсем молодым, восемнадцати лет, и не очень крепко остался в памяти людей. Но я помню тебя и всякий раз вспоминаю, как ты ушёл на фронт, не посмев сказать мне об этом, потому что ты любил и жалел меня. <

Общего между произведениями то, что матери всегда помнят о своих детях, всегда любят их, что бы ни произошло. Война отнимала жизни многих людей, матери не могли смириться с этой утратой.

Литературные имена России » Юлия

Литературные имена России » Юлия

Литературные имена России

» Юлия Владимировна Друнина (1924—1991) родилась в Москве. Когда началась Великая Отечественная война, девушке было всего 17 лет. Она вступила в добровольную санитарную дружину, работала санитаркой в главном госпитале и окончила курсы медсестёр. Когда фашистские войска в конце лета 1941 года приблизились к Москве, Друнину отправили на строительство оборонительных сооружений под Можайском. Во время авианалёта она отстала от своего отряда и попала в группу пехотинцев, с которыми, попав в окружение, две недели пробиралась к своим по вражеским тылам.

В 1942 году Друнина ушла на фронт медсестрой. В 1943 году была тяжело ранена осколком снаряда, но, вылечившись, снова вернулась на фронт.
После контузии в 1944 году её признали негодной к воинской службе, и она закончила войну в звании старшины медицинской службы. За боевые отличия была награждена орденом Красной Звезды и`медалью «За отвагу».
Война стала таким тяжёлым испытанием в её жизни, что она впоследствии написала: «Я родом не из детства — из войны». Военные впечатления отразились в первом сборнике стихов «В солдатской шинели» (1948). Юлия Друнина была одной из тех русских женщин, которые проявили истинный патриотизм и самоотверженность, когда нужно было защищать свою Родину.
  В стихотворении «Зинка» она напишет о гибели своей фронтовой подруги и горе матери, потерявшей на войне единственную дочь. Пережив ужасы войны, вчерашняя романтическая девочка создаст пронзительные строки, которые объясняют сущность стойкого характера русской женщины, а война станет сквозной темой творчества Юлии Друниной. <

Из первых уст Запас прочности

Из первых уст Запас прочности

Из первых уст

Запас прочности

До сих пор не совсем понимаю,
Как же я, и худа, и мала,
Сквозь пожары к победному Маю
В кирзачах стопудовых дошла.
И откуда взялось столько силы
Даже в самых слабейших из нас?..
Что гадать! — Был и есть у России
Вечной прочности вечный запас.

Работаем со словом
Кирзачи — здесь: кирзовые сапоги, часть военного обмундирования во время Великой Отечественной войны.

Все трудности военной и послевоенной жизни Юля переносила стоически — я не услышал от неё ни одного упрёка, ни одной жалобы. А ходила она по-прежнему в той же потёртой шинели, в гимнастёрке и сапогах ещё несколько лет...
Н. К. Старшинов <

Прочитайте стихотворение Ю. В.

Прочитайте стихотворение Ю. В.

Прочитайте стихотворение Ю. В. Друниной «И откуда вдруг берутся силы...». Как военная тема связана с темой любви к Родине?

И откуда
Вдруг берутся силы
В час, когда
В душе черным-черно?..
Если б я
Была не дочь России,
Опустила руки бы давно,
Опустила руки
В сорок первом.
Помнишь?
Заградительные рвы,
Словно обнажившиеся нервы,
Зазмеились около Москвы.
Похоронки,
Раны,
Пепелища...
Память,
Душу мне
Войной не рви,
Только времени
Не знаю чище
И острее
К Родине любви.
Лишь любовь
Давала людям силы
Посреди ревущего огня.
Если б я.
Не верила в Россию,
То она
Не верила б в меня.

Работаем со словом
Похоронка (разг.) — народное название извещения, в котором сообщалось о смерти военнослужащего во время боевых действий

Военная тема напрямую связана с темой любви к Родине. Во время войны только истинный патриотизм позволяет человеку пережить все невзгоды и страдания, выйти победителем из смертельной схватки

Размышляем над прочитанным 1. Как вы понимаете строки: «Если б я /

Размышляем над прочитанным 1. Как вы понимаете строки: «Если б я /

Размышляем над прочитанным

1. Как вы понимаете строки: «Если б я / Была не дочь России, / Опустила руки бы давно»? Почему русские женщины не опускали руки перед трудностями и опасностями в годы войны?
2. Где, по мысли поэтессы, брали силы русские женщины в годину испытаний?
3. Почему, по мнению автора, война стала для русских женщин временем самой острой любви к Родине?
4. Как вы понимаете финальные строки стихотворения: «Если б я / Не верила в Россию, / То она / Не верила б в меня»?
5. Сравните стихотворения Ю. В. Друниной «И откуда вдруг берутся силы...» и «Запас прочности». Какой мы видим в них русскую женщину?
6. Подготовьте слово в защиту женщины и слово обвинения войне на тему «Женщина и война», включив в свой МОНОЛОГ цитаты из военных стихов Юлии Друниной.
7. Проследите, какие слова в стихотворении рифмуются и какой смысл при этом выявляется. Почему в стихотворении такие короткие, «рваные» строки?

1.Русские женщины были очень сильны духом, имели мужественные характеры. Во время Великой Отечественной войны они на равных с мужчинами приближали победу, проявляя беспредельную храбрость и стойкость.

2. В годину испытаний русские женщины брали силы в любви. В любви общечеловеческой, любви к Родине.

3. Война всегда обнажает всю суть человека. Люди бились за Родину, не жалея себя.

4. Последние строки показывают, как лирическая героиня находила утешение и поддержку в любви к Родине, как страну и человека навсегда крепко связала война. Люди не отделяли себя от Родины, они сплотились во имя Победы.

5. В обоих стихотворениях говорится о прочности и стойкости русских женщин. Авторы отмечают самоотверженность, силу духа, мужественность и любовь к Родине.

6. Женщины на войне вели себя невероятно самоотверженно, в их действиях проявлялась огромная любовь к Родине:
Похоронки,
Раны,
Пепелища…
Память,
Душу мне
Войной не рви,
Только времени
Не знаю чище
И острее
К Родине любви.
Женщины наравне с мужчинами выполняли любую, даже самую тяжелую, работу. Остается только вспоминать их подвиг и гордиться им!

7. Средства выразительности:
Не верила б в меня (про Россию) – метафора, использованная автором для создания особой образности. Черным-черно – своеобразный эпитет, усиливающий эмоциональную составляющую текста. Первое предложение текста является риторическим вопросом, побуждающим нас задуматься.

Рифмы: силы – России, черно – давно, рвы – нервы, не рви – любви, огня – в меня. Эти рифмы очень сильные, они наполняют стихотворение смыслом.
В стихотворении такие «рваные» строки, потому что поэт пишет и читает навзрыд, нервно и эмоционально.

Литературные имена России » Вероника

Литературные имена России » Вероника

Литературные имена России

» Вероника Михайловна Тушнова (1911—1965) родилась в Казани и училась на медицинском факультете Казанского университета. С детства увлечённая поэзией, в 1941 году она поступает в Литературный институт им. А. М. Горького, но учиться там не пришлось. В начале Великой Отечественной войны Вероника Тушнова эвакуируется из Москвы в Казань, где работает в нейрохирургическом госпитале для раненых бойцов Красной Армии, а затем врачом-ординатором в одном из московских госпиталей. Сборники её стихов «Первая книга» (1945) и «Пути-дороги» (1954) появляются уже после войны. В своих стихах
В.М. Тушнова чаще всего размышляет о высокой любви, о сложных человеческих отношениях. Даже стихи о Родине наполнены у неё глубоким лирическим подтекстом, трепетным отношением к матери России. На стихи Вероники Тушновой композитором Марком Минковым написаны известные всей стране песни «А знаешь, всё ещё будет!..» и «Не отрекаются, любя». <

Из первых уст > Она [Вероника

Из первых уст > Она [Вероника

Из первых уст

> Она [Вероника Тушнова] сумела остаться до конца той молодой медсестрицей из санитарного поезда — по-старому сестрой милосердия. Всю боль брала на себя. И тяжесть отнимала у других. И в жизни, и в смерти ни с кем не делила. Несла сама. Для того и жила. <...> О ней будет написано много хорошего. как того заслуживает она и её стихи — истинные стихи, верные в обращении к Родине и друзьям, чистые в любви, мужественные в самой смерти, всегда трепетные и никогда не ноющие.
М. Д. Максимов <

Прочитайте стихотворение В. М.

Прочитайте стихотворение В. М.

Прочитайте стихотворение В. М. Тушновой «Вот говорят: Россия...» Какой образ стихотворения является олицетворением Родины?

Вот говорят: Россия...
Реченьки да берёзки...
А я твои руки вижу,
узловатые руки,
жёсткие.
Руки, от стирки сморщенные,
слезами горькими смоченные,
качавшие, пеленавшие,
на победу благословлявшие.
Вижу пальцы твои сведённые,—
все заботы твои счастливые,
все труды твои обыдённые,
все потери неисчислимые...
Отдохнуть бы, да нет привычки
на коленях лежать им праздно...
Я куплю тебе рукавички,
хочешь — синие, хочешь — красные?
Не говори «не надо», —
мол, на что красота старухе?
Я на сердце согреть бы рада
натруженные твои руки.
Как спасенье своё держу их,
волнения не осиля.
Добрые твои руки,
прекрасные твои руки,
матерь моя, Россия.

* * *

Россия предстает в образе пожилой матери. Олицетворением Родины становятся руки матери-труженицы

Размышляем над прочитанным 1. Какая антитеза звучит в начале стихотворения? 2

Размышляем над прочитанным 1. Какая антитеза звучит в начале стихотворения? 2

Размышляем над прочитанным

1. Какая антитеза звучит в начале стихотворения?
2. Какими эпитетами поэтесса наделяет руки матери? Символом чего являются эти руки? Как вы думаете, почему выбран именно этот символ?
3. Какую смысловую роль играет в стихотворении его кольцевая композиция?
4. Каким вы представляете себе внутренний мир лирической героини стихотворения? Какие лучшие черты русской женщины воплощены в нём?
5. Найдите в ключевом образе рук реалистические, земные черты и нравственно-философский подтекст. Свои наблюдения подтвердите цитатами.
6. Найдите в стихотворении все противопоставления (лексические, образные, композиционные) и запишите, Сделайте вывод о роли антитез в стихотворении.
7. Проследите, в каких строках стихотворения нарушается стихотворный ритм. Какой поэтический смысл придают эти нарушения стихотворному тексту?

1. Антитеза:
Вот говорят: Россия...
Реченьки да берёзки...
А я твои руки вижу,
узловатые руки,
жёсткие.

2. Руки матери – узловатые, жесткие, сморщенные, от стирки смоченные, качавшие, пеленавшие, благословлявшие.
Эти руки являются символом России. Этот символ показывает подвиг наших русских людей, матерей, отражает их боль и заботы.

3. Кольцевая композиция делает стихотворение более стройным, логичным и эффектным, выделяет значимые элементы. С помощью кольцевой композиции особый акцент делается на поэтическом представлении Родины, в котором неразрывно переплелись образы матери, непосильного труда и скромности

4. В стихотворении В. М. Тушновой "Вот говорят: Россия..." лирическая героиня
описывает внутренний мир своей страны, ее достоинства и проблемы. Она
говорит о том, что Россия может быть красива и величава, но также многое в ней
нужно изменить и улучшить. Внутренний мир лирической героини представляет
собой смесь чувств гордости за свою родину, глубокой печали о ее
несовершенствах, любви к родной земле, боли за тех, кто находится в трудной
жизненной ситуации. Она говорит о том, что хочет, чтобы люди в ее стране были
более честными и справедливыми, чтобы Россия стала лучше и сильнее.
Внутренний мир лирической героини воплощает лучшие черты русской
женщины - ее сильную связь с родной землей, глубокую всепрощающую
душевность, самоотверженную любовь и бескорыстную заботу о своих близких
и людях, находящихся рядом. Она проявляет нежность, отзывчивость, терпение
и умение прощать, даже если это кажется невозможным. Таким образом, в
стихотворении В. М. Тушновой "Вот говорят: Россия..." внутренний мир
лирической героини как бы отражает дух русской женщины и включает в себя
многие ее лучшие черты и качества.

5. При описании рук поэтесса прибегает как к указанию на земные черты (от стирки сморщенные, качавшие, пеленавшие), так и на более глубокий, нравственно-философский подтекст (на победу благословляющие, потери неисчислимые). Этот синтез обыденного и возвышенного позволяет поэтессе передать всю глубину характера русской женщины.

6. В стихотворении мы можем наблюдать несколько уровней противопоставления:
в первую очередь, противопоставляются обычный образ России (реченьки да берёзки) и образ рук Матери России.
также противопоставлены друг другу черты рук: они и «узловатые, сморщенные» и вместе с тем «качавшие, благословлявшие». Мы видим натруженные «руки Родины». Матери всегда заботятся о своих детях, готовят, стирают, моют, чистят, качают, пеленают. Как же горько этим рукам благословлять своих сыновей на войну, как тяжело отпускать
наконец, на лексическом уровне противопоставлен даже цвет рукавичек, которые лирическая героиня желает подарить: «хочешь – синие, хочешь красные?».
С помощью антитез поэтесса создаёт многогранный характер русской женщины.

7. Не говори «не надо», —
мол, на что красота старухе?
Я на сердце согреть бы рада
натруженные твои руки.
Как спасенье своё держу их,
волнения не осиля.
Добрые твои руки,
прекрасные твои руки,
матерь моя, Россия.
В этих строках сбивается ритм. Будто лирическая героиня сама сбивается от остроты и глубины своих чувств.

Средства выразительности Анализируя тропы, использованные поэтессой в стихотворении, стоит сделать важный вывод

Средства выразительности Анализируя тропы, использованные поэтессой в стихотворении, стоит сделать важный вывод

Средства выразительности
Анализируя тропы, использованные поэтессой в стихотворении, стоит сделать важный вывод. Заключается он в том, что главным тропом можно назвать инверсию. Её некоторые примеры: руки вижу, натруженные твои руки.
Фраза «матерь моя, Россия» содержит обращение.
Эпитеты
Синие, красные, сморщенные – примеры некоторых эпитетов.
Олицетворение
Лежать им праздно (про руки) – олицетворение, усиливающее стихотворную атмосферу.
Метафоры
В качества метафоры можно обозначить выражение «узловатые руки».
Поэтесса не гналась за большим количеством метафор, потому что в анализируемом стихотворении инверсия является ведущим тропом.

Образ Родины, России у поэта сливается, как в устном народном творчестве, с самым дорогим для человека - с образом матери (Мать-земля,

Образ Родины, России у поэта сливается, как в устном народном творчестве, с самым дорогим для человека - с образом матери (Мать-земля,

  Образ Родины, России у поэта сливается, как в устном народном творчестве, с самым дорогим для человека - с образом матери (Мать-земля, Родина - мать, Россия-мать). Не абстрактные картины окружающего мира - не реченька да берёзки, хотя и это дорого поэту,- а живой, реальный образ русской женщины - матери, с её нелёгкой судьбой, неутомимым трудом, неисчислимыми потерями заставляет думать читателя и делать выводы.
Метонимический образ - обобщение "руки" (не вообще, а "твои") вводится автором приёмом глубоко продуманной антитезы:
Вот говорят: Россия...
Реченьки да берёзки...
А я твои руки вижу,
узловатые руки,
жёсткие.   Сторонне - неопределённому "говорят" противопоставлено конкретно - личное "вижу", многоточиям первых строк противопоставлена твёрдая точка  в пятой строке.
  Ключевой образ "руки" проходит через весь текст, повторяясь шесть раз. Этот повтор усиливается и эмоционально - личностно поддерживается теплотой местоименного атрибутика "твои". Сильная позиция начала и конца строк, интенсивное употребление делают его смысловой акцент более ярким. В. Тушнова не забывает напомнить о реальности образа, земной его притягательности, повторив ещё раз глагол "вижу" в начале девятой строки, введя прямую речь в поэтическое пространство текста:
  Я куплю тебе рукавички,
  Хочешь - синие, хочешь - красные?

Монолог - оценка автора правдиво продолжает внутренний диалог с матерью:

Монолог - оценка автора правдиво продолжает внутренний диалог с матерью:

Монолог - оценка автора правдиво продолжает внутренний диалог с матерью:
  Я на сердце согреть бы рада
  натруженные твои руки.
  Как спасенье своё держу их,
  волнения не осиля.
  Это подготавливается той характеристикой, которую поэт даёт ключевому образу. Продумано синонимическое поле авторских определений - эпитетов рук матери. Их употребление культурно - исторически и причинно - следственно обусловлено. При всей номинативной значимости - "узловатые, жёсткие, сморщенные, качавшие, пеленавшие, благословлявшие, натруженные, добрые, прекрасные"- они не теряют своей красоты и нравственной значимости. За ними угадывается нелёгкая судьба матери - Родины.
Не глаза, не рот видит автор. Руки! Руки труженицы, знавшие заботы счастливые, потери неисчислимые, на победу благословлявшие своих мужей, сыновей, братьев. У Тушновой руки матери - самый высокий символ Родины, России, потому что не бывает Родины без человека.
  Можно с полным правом сказать о том, что стихотворение В. Тушновой - гимн в честь рук человека - созидателя, человека - труженика.
  Идейная значимость ключевого образа несомненна. Три последние строки стихотворения поэтически обобщили идею:
  Добрые твои руки,
  прекрасные твои руки,
  матерь моя, Россия! 

Литература 1. Родная русская литература : 7-й класс : учебное пособие для общеобразовательных организаций /

Литература 1. Родная русская литература : 7-й класс : учебное пособие для общеобразовательных организаций /

913a2e50186cf31e5218f55a935c5dc8b6d8cfd3b1c8f71de164b6b2885ded26.jpg
https://avatars.mds.yandex.net/i?id=30e286f9d955f38ba495d3666148f9fe96d32f54-8975349-images-thumbs&n=13
871f2e71459c54ba05c2506d50951e60.jpg
news_114394_image_900x_.jpg

Литература

1. Родная русская литература : 7-й класс : учебное пособие для общеобразовательных организаций / О.М. Александрова, М. А. Арис-това, Н. В. Беляева [и др.]. — Москва : Просвещение, 2021.
2. https://mandarinka.info/zanjatija-s-rebenkom/stihi/1678-analiz-stihotvorenija-vot-govorjat-rossija-vm-tushnova.html?ysclid=lqvff7uoqd861012348
3. https://mandarinka.info/zanjatija-s-rebenkom/stihi/1769-analiz-stihotvorenija-i-otkuda-vdrug-berutsja-sily-juv-drunina.html




Иллюстрации

Автор: Кочанова В.В., учитель русского языка и литературы, МОУ «Зимстанская СОШ», МР «Усть – Куломский район», Республика Коми

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.06.2024