Рассмотрение загадок истории и современности – это лишь повод привлечь внимание школьников к гуманитарным проблемам общества, взглянуть на события истории и современности не в политическом, а в «человеческом измерении». Организация обсуждения школьниками данных проблем дает возможность педагогу влиять на формирование их отношений к Человеку как к базовой ценности современного общества, развивать в детях гуманистическое мировоззрение, воспитывать в них чувство уважения к жизни других людей и жизни вообще. Это, в свою очередь, создает благоприятную почву для включения школьников в различные социально ориентированные, гуманитарные акции, позволяющие им приобретать важный для своего собственного развития опыт социальной деятельности.
Загадки истории и современности.doc
Загадки истории и современности
Пояснительная записка
Внеурочная познавательная деятельность традиционно является одним из самых
распространенных видов внеурочной деятельности детей в образовательных учреждениях
России. Она может быть организована в форме факультативных, кружковых,
библиотечных, классных и иных занятий познавательной направленности. Любая из этих
форм обладает достаточно большим воспитательным потенциалом, реализация которого
является задачей педагога, организующего свою работу в соответствии с новыми
федеральными государственными образовательными стандартами.
Настоящая программа предоставляет возможность работающему по ней педагогу
планомерно достигать воспитательных результатов разного уровня в совместной с детьми
внеурочной познавательной деятельности. Реализуя предлагаемое программой содержание
занятий с детьми, подбирая соответствующие этому содержанию формы, педагог может
постепенно «переходить» от более простых результатов к более сложным.
Рассмотрение загадок истории и современности – это лишь повод привлечь внимание
школьников к гуманитарным проблемам общества, взглянуть на события истории и
современности не в политическом, а в «человеческом измерении». Организация
обсуждения школьниками данных проблем дает возможность педагогу влиять на
формирование их отношений к Человеку как к базовой ценности современного общества,
развивать в детях гуманистическое мировоззрение, воспитывать в них чувство уважения к
жизни других людей и жизни вообще. Это, в свою очередь, создает благоприятную почву
для включения школьников в различные социально ориентированные, гуманитарные акции,
позволяющие им приобретать важный для своего собственного развития опыт социальной
деятельности.
Программа ориентирована на школьников подросткового возраста и может быть
реализована как в работе педагога с отдельно взятым классом, так и в его работе с группой
учащихся из разных классов и параллелей.
Программа рассчитана на 34 часа аудиторных и внеаудиторных занятий.
Тематическое планирование
№
Тема
1
2
3
4
5
Вводное занятие.
Загадка «великого»
открытия: кто и для чего
открывал Америку?
Загадка тирании: почему
вопреки инстинктам
самосохранения люди
противостоят тиранам?
Загадка европеизации:
была ли роль Петра I
цивилизаторской?
Загадка власти:
беспамятный старец или
кающийся царь?
Общее
количество
часов
Часы
аудиторных
занятий
Часы
внеаудиторных
активных занятий
1
2
2
2
1
1
2
2
2
1 6
7
8
9
10
11
12
Загадка исторического
пути России: прав ли
П.Я.Чаадаев в его оценке?
Загадка революции:
изменяет ли она жизнь к
лучшему?
Загадка начала Второй
мировой: кто виноват в
развязывании войны?
Загадка последствий
Второй мировой: почему
фашизм популярен в
стране, больше всех
пострадавшей от
фашизма?
Загадка одной
фальшивки: почему «план
А.Даллеса» так похож на
правду?
Загадка развития: какую
страну, культуру,
цивилизацию считать
более развитой?
Загадка будущего: ждет
ли нас экологическая
катастрофа?
Всего:
1
2
2
10
1
2
8
34
1
2
2
2
1
2
2
20
8
6
14
Примерное содержание занятий
1. Вводное занятие (1 час). История как наука. Загадки и белые пятна истории:
причины их возникновения. Факт и мнение. Объективность и субъективность в описании
исторических событий. Пристрастность, предвзятость и тенденциозность хронистов,
летописцев, историков. История и политическая коньюктура. Разная интерпретация
исторических событий в различных социокультурных общностях. Европоцентризм
современной исторической науки.
2. Загадка «великого» открытия: кто и для чего открывал Америку? (2 часа).
Что такое «открытие»? Берингов мост и открытие Америки племенами каменного века.
Исторические гипотезы о плаваниях к берегам Америки римлян, китайцев, полинезийцев.
Плавания викингов к берегам Америки. Лейф Счастливый. Плавание Колумба и открытие
Америки для Европы. Европоцентичный взгляд на открытия Колумба. Неевропейский
взгляд на открытия Васко да Гамы, Колумба, Магеллана и др. Экономические,
политические и культурные выгоды «великих географических открытий» для европейцев.
Оккупация, рабство, геноцид и уничтожение традиционной культуры народов Америки,
Африки, Азии. Цена «великих открытий» в политическом и человеческом измерении.
Ролевая игра «Встреча миров»: диалог «представителей» старого и нового света по
вопросу цивилизаторской миссии европейцев.
3. Загадка тирании: почему вопреки инстинктам самосохранения люди
противостоят тиранам? (2 часа). Что такое тирания. Тирания в мировой и российской истории. Насильственное и ненасильственное противостояние тирании: что оно дает? Иван
Грозный и митрополит Филипп. Просмотр и обсуждение фрагментов к/ф «Царь» (реж.
П.Лунгин): определение позиций школьников, аргументация, дискуссия. Рефлексия по
итогам занятия.
4. Загадка европеизации: была ли роль Петра I цивилизаторской? (2 часа).
Реформы Петра. Политическая целесообразность и насильственный характер реформ.
Последствия реформ для государя, государства и общества (различных его сословий).
Последствия реформ Петра для дальнейшего исторического развития нашей страны.
Дискуссия «Цель оправдывает средства!?».
5. Загадка власти: беспамятный старец или кающийся царь? (1 час). Александр
I: противоречивость натуры императора. А.С.Пушкин об Александре I. Воспитание
будущего императора и республиканские идеи Ф.Лагарпа. Мечты юного наследника о
конституции, отмене крепостного права и уходе от власти. Дворцовый переворот и
косвенное участие в отцеубийстве. Александр у власти: мечты и реальная политика.
Последние годы жизни императора: политическая апатия и духовные искания. Реакция
Александра на существование тайных обществ. Загадочная смерть в Таганроге и странные
похороны. Появление старца Федора Козьмича. Федор Козьмич и Александр I: один и тот
же человек? – гипотезы историков и современников загадочного старца. Дискуссия
«Причины возможного ухода от власти Александра I: страх, безысходность, покаяние?».
6. Загадка исторического пути России: прав ли П.Я.Чаадаев в его оценке? (1
час). «Философические письма» и судьба их автора. Взгляд П.Я.Чаадаева на европейскую
и российскую историю. П.Я.Чаадаев и А.С.Пушкин. Чтение и обсуждение отрывков из
«Философических писем» П.Я.Чаадаева: определение позиций школьников, аргументация,
дискуссия. Рефлексия по итогам занятия.
7. Загадка революции: изменяет ли она жизнь к лучшему? (2 часа). Россия
накануне 1917 года: состояние экономики, состояние власти, уровень жизни различных
слоев населения, отношение в обществе к власти и войне. События февраля – октября
1917 г. Последствия революции: состояние экономики, состояние власти, уровень жизни
различных слоев населения, отношение в обществе к власти и войне. Схожесть судеб
революций в разные эпохи и в разных странах. «Цветные революции» в Грузии, Украине,
Киргизии: их гуманитарные последствия. Обсуждение вопроса «Цена революции в
политическом и человеческом измерении»: определение позиций школьников,
аргументация, дискуссия.
8. Загадка начала Второй мировой: кто виноват в развязывании войны? (2
часа). Суть вопроса: споры историков и политиков. «Версальский диктат» 1919 г. и его
последствия. Приход к власти нацистов, англофранцузская политика умиротворения и ее
последствия. Мюнхенский сговор и «подталкивание» немецкой агрессии на восток.
Попытки СССР, Англии и Франции договориться о совместном противостоянии агрессии:
советские предложения о заключении равноправного трехстороннего соглашения;
безрезультатные переговоры с послами Англии и Франции в Москве; московские
переговоры военных делегаций и отсутствие у представителей Англии и Франции
полномочий на заключение договора с СССР; затягивание переговоров англофранцузской
делегацией и срыв соглашения. Договор МолотоваРиббентропа и секретный протокол к
нему. Начало войны. Вердикт Международного военного трибунала в Нюрнберге о вине
фашистской Германии за начало войны. Резолюция парламентской ассамблеи ОБСЕ о
равной ответственности Германии и СССР: реакция на нее в Европе и России. Обсуждение
вопроса «Кто виноват в развязывании войны?»: определение позиций школьников,
аргументация, дискуссия.
9. Загадка последствий Второй мировой: почему фашизм популярен в стране,
больше всех пострадавшей от фашизма? (10 часов). Итальянский и германский фашизм. Фашистский «План Ост»: знакомство, отношение, обсуждение. Неофашизм в Европе и
России: идеология, движения, общественная поддержка. Статистика преступлений на
почве расовой и национальной ненависти в современной России. Свастики и фашистские
лозунги на улицах российских городов – определение позиций школьников к этому
явлению, дискуссия по вопросам: как вы относитесь к такому выражению свободы слова;
какие люди их пишут, каков их психологический и социальный портрет; почему подобных
надписей так много в стране, больше всех пострадавшей от фашизма; что делать и нужно
ли чтото делать?
Проведение школьниками социологического опроса (в своей школе, в близлежащих
образовательных учреждениях, в микрорайоне и т.п.) «Свастики на улицах нашего города:
реальная опасность или баловство молодежи?».
Акция «Георгиевские цвета»: закрашивание уличной фашистской символики в
георгиевские цвета, создание и демонстрация в школе видеоролика «Георгиевские цвета».
Рефлексия по итогам проведения акции.
10. Загадка одной фальшивки: почему «План А.Даллеса» так похож на правду?
(1 час). Ситуация в мире после второй мировой войны: речь У.Черчилля в Фултоне и
развязывание холодной войны против СССР, создание ЦРУ. Директор ЦРУ А.Даллес.
Несуществующий план А.Даллеса: версии историков о происхождении фальшивки.
Знакомство с текстом «Плана А.Даллеса» и обсуждение вопроса «Почему фальшивка так
похожа на правду?»: определение позиций школьников, аргументация, дискуссия.
11. Загадка развития: какую страну, культуру, цивилизацию считать более
развитой? (2 часа). Споры философов, историков, культурологов о восточной и западной
цивилизациях. Многообразие критериев оценки развития: уровень материального
благосостояния населения, удовлетворенность собственным образом жизни, уровень
образования, уровень производства, военные успехи, технические достижения, жизнь в
согласии с природой, достижения в области художественной культуры, достижения в
области духовной культуры и т.д. Обсуждение данных критериев школьниками:
определение позиций, аргументация, дискуссия «Какая страна более развита?». Чтение и
обсуждение фрагмента эссе У.Эко «Священные войны, страсть и разум».
12. Загадка будущего: ждет ли нас экологическая катастрофа? (8 часов).
Экологическая проблема как глобальная проблема человечества. Человеческий фактор в
развитии планеты. Загрязнение земли, воды, атмосферы, световое загрязнение.
«Биологический расизм» и уничтожение других видов живых организмов. Общество
потребления как главная опасность для природы. Прогнозы ученых. «Экологический след»
как
отражающее потребление человечеством ресурсов биосферы.
Индивидуальная работа школьников с калькулятором «Экологический след» на сайте
Всемирного фонда дикой природы (www.wwf.ru/footprint/calculator). Обсуждение итогов
работы, рефлексия. Дискуссия «Что я могу сделать для нашего будущего?».
понятие,
Акция «Чистый парк»: расчистка от мусора и благоустройство ближайшего к
школе лесопарка или сквера; привлечение внимания жителей микрорайона к проблемам
чистоплотного поведения в городе. Рефлексия по итогам акции.
Предполагаемые
результаты реализации программы
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных
знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение
школьниками знаний об основных общечеловеческих ценностях; о различиях в
истолковании истории и причинах этих различий; о европоцентризме и фальсификациях
исторических событий; о геноциде, который сопровождал географические открытия европейцев; о тирании и прецедентах противостояния гражданина и тирана; о
двойственном значении государственных реформ для власти и общества, о
проблематичности применения реформаторами формулы «цель оправдывает средства»; о
двойственном значении революций для развития государства и общества, о политических и
гуманитарных последствиях революций, об опасности инициирования революций извне; об
ответственности правителя и чувстве покаяния; о решающем вкладе советского народа в
победу над фашизмом, о попытках «переписывания» истории второй мировой войны и об
опасностях такого «переписывания»; о фашизме, неофашизме и механизмах влияния
фашистской идеологии на массовое сознание; о традиционных спорах о пути развития
России и ее вкладе в мировую историю и культуру, о восточной и западной цивилизациях, о
многообразии критериев оценки развития страны, культуры, цивилизации; об
экологических проблемах человечества, об обществе потребления как главной опасности
для природы; об ответственном отношении к судьбе своей страны и планеты.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений
школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в
целом): развитие ценностных отношений школьника к своему Отечеству, ее истории и
культуре, населяющим ее народам, героическим страницам его прошлого; к Земле, природе
и биологическому разнообразию жизни; к Знаниям, науке и исследовательской
деятельности; к Миру, ненасилию, сотрудничеству; к Человеку, к людям, другим и иным
людям (иной этнической или культурной принадлежности), к человеческой жизни вообще.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта
самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт
публичного выступления по проблемным вопросам; опыт природосберегающей и
природоохранной деятельности; опыт интервьюирования и проведения опросов
общественного мнения; опыт общения с представителями других социальных групп; опыт
волонтерской деятельности; опыт участия в гражданских акциях; опыт организации
совместной деятельности с другими детьми.
Загадки истории и современности
Загадки истории и современности
Загадки истории и современности
Загадки истории и современности
Загадки истории и современности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.