Загадки истории и современности
Оценка 4.7

Загадки истории и современности

Оценка 4.7
Разработки уроков +1
doc
воспитательная работа
4 кл
09.03.2018
Загадки истории и современности
Рассмотрение загадок истории и современности – это лишь повод привлечь внимание школьников к гуманитарным проблемам общества, взглянуть на события истории и современности не в политическом, а в «человеческом измерении». Организация обсуждения школьниками данных проблем дает возможность педагогу влиять на формирование их отношений к Человеку как к базовой ценности современного общества, развивать в детях гуманистическое мировоззрение, воспитывать в них чувство уважения к жизни других людей и жизни вообще. Это, в свою очередь, создает благоприятную почву для включения школьников в различные социально ориентированные, гуманитарные акции, позволяющие им приобретать важный для своего собственного развития опыт социальной деятельности.
Загадки истории и современности.doc
Загадки истории и современности Пояснительная записка Внеурочная   познавательная   деятельность   традиционно   является   одним   из   самых распространенных видов внеурочной деятельности детей в образовательных учреждениях России.   Она   может   быть   организована   в   форме   факультативных,   кружковых, библиотечных, классных и иных занятий познавательной направленности. Любая из этих форм обладает достаточно большим воспитательным потенциалом, реализация которого является   задачей   педагога,   организующего   свою   работу   в   соответствии     с   новыми федеральными государственными образовательными стандартами. Настоящая   программа   предоставляет   возможность   работающему   по   ней   педагогу планомерно достигать воспитательных результатов разного уровня в совместной с детьми внеурочной познавательной деятельности. Реализуя предлагаемое программой содержание занятий с детьми, подбирая соответствующие этому содержанию формы, педагог может постепенно «переходить» от более простых результатов к более сложным.   Рассмотрение загадок истории и современности – это лишь повод привлечь внимание школьников   к   гуманитарным   проблемам   общества,   взглянуть   на   события   истории   и современности   не   в   политическом,   а   в   «человеческом   измерении».   Организация обсуждения   школьниками   данных   проблем   дает   возможность   педагогу   влиять   на формирование их отношений к Человеку как к базовой ценности современного общества, развивать в детях гуманистическое мировоззрение, воспитывать в них чувство уважения к жизни других людей и жизни вообще. Это, в свою очередь, создает благоприятную почву для включения школьников в различные социально ориентированные, гуманитарные акции, позволяющие им приобретать важный для своего собственного развития опыт социальной деятельности. Программа   ориентирована   на   школьников   подросткового   возраста   и   может   быть реализована как в работе педагога с отдельно взятым классом, так и в его работе с группой учащихся из разных классов и параллелей. Программа рассчитана на 34 часа аудиторных и внеаудиторных занятий.  Тематическое планирование № Тема 1 2 3 4 5 Вводное занятие. Загадка «великого»  открытия: кто и для чего  открывал Америку? Загадка тирании: почему  вопреки инстинктам  самосохранения люди  противостоят тиранам?  Загадка европеизации:  была ли роль Петра I  цивилизаторской? Загадка власти:  беспамятный старец или  кающийся царь? Общее количество часов Часы аудиторных занятий Часы внеаудиторных активных занятий 1 2 2 2 1 1 2 2 2 1 6 7 8 9 10 11 12 Загадка исторического  пути России: прав ли  П.Я.Чаадаев в его оценке? Загадка революции:  изменяет ли она жизнь к  лучшему?  Загадка начала Второй  мировой: кто виноват в  развязывании войны?  Загадка последствий  Второй мировой: почему  фашизм популярен в  стране, больше всех  пострадавшей от  фашизма? Загадка одной  фальшивки: почему «план А.Даллеса» так похож на  правду? Загадка развития: какую  страну, культуру,  цивилизацию считать  более развитой?   Загадка будущего: ждет  ли нас экологическая  катастрофа?  Всего: 1 2 2 10 1 2 8 34 1 2 2 2 1 2 2 20 8 6 14 Примерное содержание занятий 1. Вводное занятие (1 час).  История как наука. Загадки и белые пятна истории: причины их возникновения. Факт и мнение. Объективность и субъективность в описании исторических   событий.   Пристрастность,   предвзятость   и   тенденциозность   хронистов, летописцев,   историков.   История   и   политическая   коньюктура.   Разная   интерпретация исторических   событий   в   различных   социокультурных   общностях.   Европоцентризм современной исторической науки. 2. Загадка «великого» открытия: кто и для чего открывал Америку? (2 часа). Что такое «открытие»? Берингов мост и открытие Америки племенами каменного века. Исторические гипотезы о плаваниях к берегам Америки римлян, китайцев, полинезийцев. Плавания викингов к берегам Америки. Лейф Счастливый. Плавание Колумба и открытие Америки   для   Европы.   Европоцентичный   взгляд   на   открытия   Колумба.   Неевропейский взгляд   на   открытия   Васко   да   Гамы,   Колумба,   Магеллана   и   др.   Экономические, политические и культурные выгоды «великих географических открытий» для европейцев. Оккупация, рабство, геноцид и уничтожение традиционной культуры народов Америки, Африки,   Азии.   Цена   «великих   открытий»   в   политическом   и   человеческом   измерении. Ролевая   игра   «Встреча   миров»:   диалог   «представителей»   старого   и   нового   света   по вопросу цивилизаторской миссии европейцев.  3.   Загадка   тирании:   почему   вопреки   инстинктам   самосохранения   люди противостоят тиранам? (2 часа). Что такое тирания. Тирания в мировой и российской истории. Насильственное и ненасильственное противостояние тирании: что оно дает? Иван Грозный и митрополит Филипп. Просмотр и обсуждение фрагментов к/ф «Царь» (реж. П.Лунгин):   определение   позиций   школьников,   аргументация,   дискуссия.   Рефлексия   по итогам занятия. 4.   Загадка   европеизации:   была   ли   роль   Петра  I  цивилизаторской?   (2   часа). Реформы   Петра.   Политическая   целесообразность   и   насильственный   характер   реформ. Последствия   реформ   для   государя,   государства   и   общества   (различных   его   сословий). Последствия   реформ   Петра   для   дальнейшего   исторического   развития   нашей   страны. Дискуссия «Цель оправдывает средства!?». 5. Загадка власти: беспамятный старец или кающийся царь? (1 час). Александр I:   противоречивость   натуры   императора.   А.С.Пушкин   об   Александре  I.   Воспитание будущего   императора   и   республиканские   идеи   Ф.Лагарпа.   Мечты   юного   наследника   о конституции,   отмене   крепостного   права   и   уходе   от   власти.   Дворцовый   переворот   и косвенное   участие   в   отцеубийстве.   Александр   у   власти:   мечты   и   реальная   политика. Последние годы жизни императора:  политическая  апатия и духовные искания. Реакция Александра на существование тайных обществ. Загадочная смерть в Таганроге и странные похороны. Появление старца Федора Козьмича. Федор Козьмич и Александр I: один и тот же   человек?   –   гипотезы   историков   и   современников   загадочного   старца.   Дискуссия «Причины возможного ухода от власти Александра I: страх, безысходность, покаяние?».  6. Загадка исторического пути России: прав ли П.Я.Чаадаев в его оценке?  (1 час). «Философические письма» и судьба их автора. Взгляд П.Я.Чаадаева на европейскую и российскую  историю. П.Я.Чаадаев и А.С.Пушкин. Чтение и обсуждение отрывков из «Философических писем» П.Я.Чаадаева: определение позиций школьников, аргументация, дискуссия. Рефлексия по итогам занятия. 7.   Загадка революции: изменяет ли она жизнь к лучшему? (2 часа).  Россия накануне 1917 года: состояние экономики, состояние власти,  уровень жизни различных слоев населения, отношение в обществе к власти и войне.   События февраля – октября 1917 г. Последствия революции: состояние экономики, состояние власти, уровень жизни различных   слоев   населения,   отношение   в   обществе   к   власти   и   войне.   Схожесть   судеб революций в разные эпохи и в разных странах. «Цветные революции» в Грузии, Украине, Киргизии:   их   гуманитарные   последствия.   Обсуждение   вопроса   «Цена   революции   в политическом   и   человеческом   измерении»:   определение   позиций   школьников, аргументация, дискуссия. 8.   Загадка   начала   Второй   мировой:   кто   виноват   в   развязывании   войны?   (2 часа).  Суть вопроса: споры историков и политиков. «Версальский диктат» 1919 г. и его последствия. Приход к власти нацистов, англо­французская политика умиротворения и ее последствия.   Мюнхенский   сговор   и   «подталкивание»   немецкой   агрессии   на   восток. Попытки СССР, Англии и Франции договориться о совместном противостоянии агрессии: советские   предложения   о   заключении   равноправного   трехстороннего   соглашения; безрезультатные   переговоры   с   послами   Англии   и   Франции   в   Москве;   московские переговоры   военных   делегаций   и   отсутствие   у   представителей   Англии   и   Франции полномочий на заключение договора с СССР; затягивание переговоров англо­французской делегацией и срыв соглашения. Договор Молотова­Риббентропа и секретный протокол к нему. Начало войны. Вердикт Международного военного трибунала в Нюрнберге о вине фашистской   Германии   за   начало   войны.   Резолюция   парламентской   ассамблеи   ОБСЕ   о равной ответственности Германии и СССР: реакция на нее в Европе и России. Обсуждение вопроса   «Кто   виноват   в   развязывании   войны?»:   определение   позиций   школьников, аргументация, дискуссия. 9. Загадка последствий Второй мировой: почему фашизм популярен в стране, больше всех пострадавшей от фашизма? (10 часов). Итальянский и германский фашизм. Фашистский   «План   Ост»:   знакомство,   отношение,   обсуждение.   Неофашизм   в   Европе   и России:   идеология,   движения,   общественная   поддержка.   Статистика   преступлений   на почве расовой и национальной ненависти в современной России. Свастики и фашистские лозунги   на   улицах   российских   городов   –   определение   позиций   школьников   к   этому явлению, дискуссия по вопросам: как вы относитесь к такому выражению свободы слова; какие люди их пишут, каков их психологический и социальный портрет; почему подобных надписей так много в стране, больше всех пострадавшей от фашизма; что делать и нужно ли что­то делать?  Проведение школьниками социологического опроса (в своей школе, в близлежащих образовательных учреждениях, в микрорайоне и т.п.)  «Свастики на улицах нашего города: реальная опасность или баловство молодежи?». Акция   «Георгиевские   цвета»:   закрашивание   уличной   фашистской   символики   в георгиевские цвета, создание и демонстрация в школе видеоролика «Георгиевские цвета». Рефлексия по итогам проведения акции. 10. Загадка одной фальшивки: почему «План А.Даллеса» так похож на правду? (1 час).  Ситуация в мире после второй мировой войны: речь У.Черчилля в Фултоне и развязывание   холодной   войны   против   СССР,   создание   ЦРУ.   Директор   ЦРУ   А.Даллес. Несуществующий   план   А.Даллеса:   версии   историков   о   происхождении   фальшивки. Знакомство с текстом «Плана А.Даллеса» и обсуждение вопроса «Почему фальшивка так похожа на правду?»: определение позиций школьников, аргументация, дискуссия. 11.   Загадка   развития:   какую   страну,   культуру,   цивилизацию   считать   более развитой? (2 часа). Споры философов, историков, культурологов о восточной и западной цивилизациях.   Многообразие   критериев   оценки   развития:   уровень   материального благосостояния   населения,   удовлетворенность   собственным   образом   жизни,   уровень образования,   уровень   производства,   военные   успехи,   технические   достижения,   жизнь   в согласии  с  природой,    достижения   в области   художественной  культуры,  достижения   в области   духовной   культуры   и   т.д.   Обсуждение   данных   критериев   школьниками: определение позиций, аргументация, дискуссия «Какая страна более развита?». Чтение и обсуждение фрагмента эссе У.Эко «Священные войны, страсть и разум». 12.   Загадка   будущего:   ждет   ли   нас   экологическая   катастрофа?  (8   часов). Экологическая проблема как глобальная проблема человечества. Человеческий фактор в развитии   планеты.   Загрязнение   земли,   воды,   атмосферы,   световое   загрязнение. «Биологический   расизм»   и   уничтожение   других   видов   живых   организмов.   Общество потребления как главная опасность для природы. Прогнозы ученых. «Экологический след» как   отражающее   потребление   человечеством   ресурсов   биосферы. Индивидуальная   работа   школьников   с   калькулятором   «Экологический   след»   на   сайте Всемирного фонда дикой природы (www.wwf.ru/footprint/calculator). Обсуждение итогов работы, рефлексия. Дискуссия «Что я могу сделать для нашего будущего?».  понятие, Акция   «Чистый   парк»:   расчистка   от   мусора   и   благоустройство   ближайшего   к школе лесопарка или сквера; привлечение внимания жителей микрорайона к проблемам чистоплотного поведения в городе. Рефлексия по итогам акции. Предполагаемые  результаты реализации программы 1.   Результаты   первого   уровня   (приобретение   школьником   социальных знаний, понимания социальной  реальности  и повседневной  жизни):  приобретение школьниками   знаний   об   основных   общечеловеческих   ценностях;   о   различиях   в истолковании истории и причинах этих различий; о европоцентризме и фальсификациях исторических   событий;   о   геноциде,   который   сопровождал   географические   открытия европейцев;   о   тирании   и   прецедентах   противостояния   гражданина   и   тирана;   о двойственном   значении   государственных   реформ   для   власти   и   общества,   о проблематичности применения реформаторами формулы «цель оправдывает средства»; о двойственном значении революций для развития государства и общества, о политических и гуманитарных последствиях революций, об опасности инициирования революций извне; об ответственности правителя и чувстве покаяния; о решающем вкладе советского народа в победу над фашизмом, о попытках «переписывания» истории второй мировой войны и об опасностях   такого   «переписывания»;   о   фашизме,   неофашизме   и   механизмах   влияния фашистской  идеологии  на массовое  сознание;  о  традиционных   спорах  о пути  развития России и ее вкладе в мировую историю и культуру, о восточной и западной цивилизациях, о многообразии   критериев   оценки   развития   страны,   культуры,   цивилизации;   об экологических  проблемах человечества, об обществе потребления как главной опасности для природы; об ответственном отношении к судьбе своей страны и планеты. 2.   Результаты   второго   уровня   (формирование   позитивных   отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):  развитие ценностных отношений школьника к своему Отечеству, ее истории и культуре, населяющим ее народам, героическим страницам его прошлого; к Земле, природе и   биологическому   разнообразию   жизни;   к   Знаниям,   науке   и   исследовательской деятельности; к Миру, ненасилию, сотрудничеству; к Человеку, к людям, другим и иным людям (иной этнической или культурной принадлежности), к человеческой жизни вообще. 3.   Результаты   третьего   уровня   (приобретение   школьником   опыта самостоятельного   социального   действия):  школьник   может   приобрести   опыт публичного   выступления   по   проблемным   вопросам;   опыт   природосберегающей   и природоохранной   деятельности;   опыт   интервьюирования   и   проведения   опросов общественного мнения; опыт общения с представителями других социальных групп; опыт волонтерской   деятельности;   опыт   участия   в   гражданских   акциях;   опыт   организации совместной деятельности с другими детьми.

Загадки истории и современности

Загадки истории и современности

Загадки истории и современности

Загадки истории и современности

Загадки истории и современности

Загадки истории и современности

Загадки истории и современности

Загадки истории и современности

Загадки истории и современности

Загадки истории и современности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.03.2018