Послушайте, какое замечательное стихотворение о заглавной букве написал Е. Измайлов.
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв – подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги,
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее.
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!
- Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать на уроке?
Дети: «Заглавная буква в именах собственных»
- Какие цели ставите перед собой?
- Дайте характеристику этому звуку?
Дети: Согласный, твердый, звонкий, парный.
- Какой буквой этот звук обозначается на письме?
Дети: Буквой «гэ»
- Давайте, разомнем наши пальчики.
- Напишите красиво и правильно заглавную букву Г столько раз, сколько хлопну в ладоши (4 раза), пропишите рядом строчную букву «гэ» столько же раз.
Молодцы! С заданием справились.
Все по местам, Скорее в путь, мои друзья.
Повторение изученного.
- А вот и первая остановка.
Посмотрите, перед нами волшебный лес, он полон сказок и чудес. На деревьях здесь растут необычные «плоды». Что это?
- На какие 2 группы можно разделить данные слова?
Дети: одушевленные и неодушевленные.
- Как вы думаете, почему одни слова написаны с большой буквы, а другие с маленькой?
Дети: есть имена собственные – они пишутся с заглавной буквы, а есть имена нарицательные – они пишутся со строчной буквы.
- Какие слова относят к именам собственным?
Дети: К именам собственным относятся имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, стран, улиц, рек.
- Как нужно писать имена собственные?
Дети: с заглавной буквы.
- Отгадайте загадки, запишите словарные
Эту птицу каждый знает,
В теплый край не улетает.
Эта птица - круглый год,
Во дворе у нас живет.
И чирикает она,
Громко с самого утра:
- Просыпайтесь поскорей. -
Всех торопит (Воробей)
1. Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь.)
2. Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет. (Сорока)
3. У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (Заяц.)
- Подчеркните опасные места и поставьте ударение.
- Образуйте от этих словарных слов фамилии и запишите их в свой дневник наблюдений.
Воробьёв, Медведев, Сорокин, Зайцев.
- Как записали фамилии?
Дети: с заглавной буквы.
- Подчеркните заглавную букву в словах.
Фамилии на Руси появились сравнительно недавно.
Слово «фамилия» на латинском языке означает «семья». Фамилия даётся человеку и переходит от родителей к детям. Нередко фамилии давали по месту, где жил человек.
Наприме: Рязанов, Донской, Болотин.
Бедные люди обычно получали фамилии по ремеслу, которым они занимались. Например: Столяров, Плотников.
Иногда давали фамилии по какому-нибудь внешнему признаку. Например, Кривошеев, Носов.
С красной строки запишите каждый свою фамилию. Подчеркните заглавную букву.
Запомните, что фамилии пишутся с большой буквы.
Упражнения в написании заглавной буквы в именах людей.
- Ребята, а вот и вторая остановка.
Наш паровозик приехал на сказочную полянку. Пассажиры любовались порхающими бабочками и, конечно же, ромашковым ковром. Но вот беда, два пассажира забыли, как их зовут и не могут сесть в поезд.
Имя – отличительное название, которое дается человеку при рождении. Имена людей имеют свою историю. Почти каждое имя что-то обозначает.
Например: Владимир – владеет миром. Людмила – милая людям.
У каждого из вас есть ИМЯ.
- Запишите свое имя рядом с вашей фамилией.
- Как записали свое имя?
Дети: с заглавной буквы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.