Заключение
по результатам психологического обследования
компенсирующей направленности для детей с ЗПР
Психологическое обследование детей проводилось в подгрупповой и индивидуальной форме с 25 сентября по 9 октября 2019 г. Обследованы 11 детей из 13 (ФИО прошел только групповую часть обследования, ФИО - индивидуальную).
В подгрупповой форме выявлялся уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности у детей по программе Н. Я. Семаго, М. М. Семаго «Скрининг – обследование готовности к школьному обучению», состоящей из пяти заданий. Цель скрининг – обследования: оценить уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности; возможности работать в соответствии с фронтальной инструкцией, умения самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, обладать определенным уровнем работоспособности. Помимо оценки результатов выполняемых заданий, учитываются особенности деятельности и характер поведения ребенка в процессе работы.
Кроме этого проводилась индивидуальная углубленная диагностика с целью определения актуального уровня развития и организации эффективной дополнительной помощи детям.
По итогам психологического обследования были получены следующие результаты:
Уровень общей осведомленности об автобиографических данных и ближайшем семейном окружении:
· В пределах нормы – 5 детей (42%)
· Низкий – 7 детей (58%) – ФИО
Сформированность графической деятельности
Особенности тонкой моторики при удержании двигательной письменной программы («Продолжи узор»)
· В пределах нормы – 4 ребенка (33%)
· Ниже среднего – 3 ребенка (25%) – ФИО. Эти дети недостаточно прочно удерживают двигательную программу и нуждаются в неоднократном повторении инструкции.
· Низкий уровень – 5 детей (42%) – ФИО
Сформированность звукового анализа материала, подаваемого на слух.
· В пределах нормы – 4 ребенка (33%). Эти дети правильно определили количество звуков в словах, либо выполнили задание с единичной ошибкой.
· Низкий – 8 детей (64%) – ФИО
· Особенности слухоречевого запоминания
Объем запоминания
· В пределах нормы – 7 детей
· Снижен – 3 ребенка – ФИО
Прочность запоминания (долговременная память)
· В пределах нормы – 2 ребенка
· Снижена – 8 детей – ФИО Удержание последовательности запоминаемого материала
· Удерживают порядок – 6 детей
· Не удерживают – 4 ребенка – ФИО
В связи с отсутствием речи и низкой мыслительной активностью у ФИ
исследовались особенности зрительной памяти, узнавания образов: ФИ – низкий уровень, И К – нормативный.
Сформированность свойств внимания
Устойчивость и концентрация
· В пределах нормы – 1 ребенок
· Снижено – 8 детей (67%) –ФИО
· Низкий – 3 ребенка (25%) – ФИО
Переключение и распределение
· В пределах нормы – 4 ребенка (33%).
· Снижено – 2 ребенка (17%) – ФИО
· Низкий – 6 детей (50%) – АИО
Сформированность целостного восприятия
· В пределах нормы – 8 детей (67%)
· Недостаточное – 4 ребенка (33%) – ФИО
Сформированность мыслительной деятельности
Общая сформированность понятийных форм мышления
· В пределах нормы – 5 детей (42%).
· Низкий – 7 детей (58%) – ЛИО
Сформированность навыков пересчета в пределах 8, соотнесение цифры и количества
· В пределах нормы – 5 детей (42%)
· Низкий – 7 детей (58%) – ФИО Эти дети с заданием не справились.
Сформированность операций анализа и обобщения
· В пределах нормы – 1 ребенок
· Снижен – 5 детей (42%) – ФИО
· Низкий – 6 детей (50%) – ФИО
Уровень развития наглядно – образного мышления
· В пределах нормы – 6 детей (50%).
· Недостаточно – 3 ребенка (25%)– ФИО
· Низкий – 3 ребенка (25%) – ФИО
По результатам изучения особенностей эмоционально – волевой сферы детей были получены следующие данные.
Адекватность опознания эмоциональных состояний. 5 детей (42%) адекватно оценивают и дифференцируют эмоциональные состояния. 4 ребенка (33%) распознают только 3 базовые эмоции из шести (ФИО). У 3 детей отмечаются трудности дифференциации и вербализации эмоциональных состояний (Саша Е, Костя Р, Паша К).
Наличие «конфликтных» зон, связанных с внутренним эмоциональным неблагополучием наблюдается у ФИО 3 детей отмечается задержка эмоционально – личностного развития (ФИО).
Работоспособность. В группе выявлено 5 детей (42%) с умеренно продуктивной работоспособностью. У 4 детей (33%) наблюдается средняя работоспособность мерцательного характера с пресыщением деятельности к середине или концу занятия, продуктивность ситуативная (ФИО). Для продуктивности их деятельности требуется дополнительная мотивация, различные виды помощи. У 3 детей отмечается низкая продуктивность деятельности, низкая работоспособность (ФИО)
Принятие и удержание инструкции взрослого. 6 детей (50%) способны принимать инструкцию и сохранять ее до конца задания. У 3 детей (25%) наблюдаются трудности в удержании инструкции до конца задания или сохранении программы действий (ФИО). У 3 детей (25%) отмечаются недостаточное понимание инструкции и трудности сохранения (ФИО). Этим детям необходима пошаговая подача инструкции с неоднократными повторениями, демонстрационным показом и стимуляцией.
ВЫВОДЫ:
· Познавательная сфера. В группе не выявлено детей, познавательное развитие которых соответствует среднестатистическим возрастным нормам. У 8 детей (62%) отмечаются парциальные снижения по нескольким характеристикам, что требует дополнительных развивающих мероприятий (ФИО). Низкие результаты показали 5 детей (ФИО)
· Эмоциональная сфера. У 4 детей (31%) эмоциональная сфера сформирована в пределах средневозрастных показателей. Недостаточная эмоциональная компетентность выявлена у 5 детей (ФИО). У трех детей отмечается задержка эмоционально – личностного развития (ФИО)
· Регуляторная сфера. У 4 детей (31%) регуляторная функция развита в пределах возрастной нормы (ФИО). Снижена произвольная регуляция психической деятельности у 2 детей (ФИО). У остальных детей отмечается низкая произвольная регуляция психической деятельности при низкой (либо ситуативной) продуктивности и работоспособности
Рекомендовано посещение занятий у психолога
· развивающей направленности – ФИО
· коррекционно – развивающей направленности познавательной и эмоционально - волевой сферы – ФИО
· коррекционно – развивающей направленности познавательной и эмоциональной сферы с элементами нейрокоррекции – ФИО
Педагог – психолог МБОУ №
12 октября 2019 года
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.