ЗАКОН ГОМОЛОГИЧЕСКИХ РЯДОВ В НАСЛЕДСТВЕННОЙ ИЗМЕНЧИВОСТИ
Оценка 4.7

ЗАКОН ГОМОЛОГИЧЕСКИХ РЯДОВ В НАСЛЕДСТВЕННОЙ ИЗМЕНЧИВОСТИ

Оценка 4.7
docx
14.05.2020
ЗАКОН ГОМОЛОГИЧЕСКИХ РЯДОВ В НАСЛЕДСТВЕННОЙ ИЗМЕНЧИВОСТИ
5.docx

Дата

 

 

Завуч по УР    

Класс

11а

____________Р.С-С.Алиханова

ЗАКОН ГОМОЛОГИЧЕСКИХ РЯДОВ В НАСЛЕДСТВЕННОЙ ИЗМЕНЧИВОСТИ

 

Цельдать представление о законе гомологических рядов.

Задачи:

  1. Образовательная:
  • сформулировать закон гомологических рядов и объяснить его значение.
  1. Развивающая:
  • продолжить формирование научных представлений об основных свойствах живых организмов наследственности и изменчивости;
  • формировать умение объяснять эти свойства на основе полученных знаний.

Тип урока: комбинированный урок.

 

Ход урока

 

  1. Организационный момент.

 

Приветствие; подготовка класса к работе.

 

  1. Актуализация опорных знаний.

 

  1. Полиплоидия – пример мутации: а) искусственной; б) геномной; в) хромосомной; г) точковой.
  2. Мутации: а) не всегда изменяют генотип и всегда отражаются на фенотипе; б) всегда изменяют генотип и не всегда отражаются на фенотипе; в) всегда изменяют генотип и отражаются на фенотипе; г) не всегда изменяют генотип и отражаются на фенотипе.
  3. Мутацию, приводящую к удвоению гена в хромосоме, называют: а) дупликацией; б) делецией; в) транслокацией; г) инверсией.
  4. Установите соответствие между терминами и их определениями:

Выберите из предложенных терминов лишний и обоснуйте свой выбор: хромосомные мутации, полиплоидия, делеция, инверсия.

 

    1. Мотивация учебной деятельности (целеполагание).

 

Учитель:

    • С давних времён исследователи наблюдали существование сходных признаков у разных видов и родов одного семейства. Эти факты легли в основу закона гомологических рядов в наследственной изменчивости.

 

Учитель:

    • Постановка проблемы: возможно ли, зная ряд форм в пределах одного вида, спрогнозировать обнаружение схожих параллельных форм у других видов.
    • Тема нашего занятия – «Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости».
    • Определим цели и задачи урока: выяснить взаимосвязь множественного аллелизма и параллельной изменчивости; сформулировать закон гомологических рядов и объяснить его значение.

 

План урока:

    • множественный аллелизм и параллельная изменчивость;
    • гомологические ряды в наследственной изменчивости;
    • значение закона гомологических рядов.

 

    1. Изучение нового материала.

 

4.1. Множественный аллелизм и параллельная изменчивость.

 

    • Фронтальная работа с классом.

 

Учитель:

    • Рассмотрим характеристику множественного аллелизма.

 

Ген может находиться более, чем в двух состояниях. Разные аллели одного гена определяют разную степень развития одного признака.

(РИСУНОК 3.2, СТР. 72)

 

Чем больше аллелей несут особи популяции, тем лучше вид приспособлен к меняющимся условиям среды обитания.

 

Множественный аллелизм — явление, при котором ген имеет более чем два варианта (более двух аллелей). При этом каждый организм несёт только пару аллелей из всех возможных комбинаций. (ЗАПИСЫВАЕМ)

 

Множественный аллелизм лежит в основе параллельной изменчивости.

 

Параллельная изменчивость — возникновение у генетически родственных родов и видов примерно одинаковых изменений признаков. Лежит в основе гомологических рядов в наследственной изменчивости. (ЗАПИСЫВАЕМ)

4.2. Гомологические ряды в наследственной изменчивости.

    • Фронтальная работа с классом.

Учитель:

    • Н.И. Вавилов сравнивал виды семейства Злаки. (ЧИТАТЬ, СТР. 72)
    • Гомологические ряды ячменя и пшеницы по признаку остистости. (РИСУНКИ 1 и 2) (Приложение для учащихся)

Рисунок 1. Формы мягких пшениц (42 хромосомы)

 

hello_html_m3b135e49.png

Рисунок 2. Формы твёрдых пшениц (28 хромосом)

 

hello_html_55378592.png

 

Учитель:

    • Систематизация фактов позволила Н.И. Вавилову сформулировать закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. (ЧИТАТЬ, СТР. 72) (ЗАПИСЫВАЕМ)

Учитель:

    • Постановка познавательной задачи: используя текст §29, стр. 73, выясните:
    1. Чем объясняется гомологичность наследственных признаков близких видов и родов? Как она связана с процессом мутации?
    2. Какой вывод можно сделать из закона Н.И. Вавилова?
    3. В чём заключается практическое и теоретическое значение закона гомологических рядов?
    • Обсуждение изученного материала – выступления учащихся + дополнения учителя.

Гомологический ряд в наследственной изменчивости — ряд генетически близких видов и родов, характеризующихся сходными чертами наследственной изменчивости. (ЗАПИСЫВАЕМ)

    1. Закрепление изученного материала.

 

    • Индивидуальная работа с карточками. (Приложение для учащихся) (Раздаточный материал)

 

Карточка

 

hello_html_26f2146.png

    • Дать краткие ответы на вопросы. (Приложение для учащихся)

 

    1. Какое явление лежит в основе параллельной изменчивости? (Множественный аллелизм)
    2. Закончите предложение: Чем больше аллелей несут особи вида, тем он….. (…..лучше приспосабливается к изменяющимся условиям среды)
    3. Чем обусловлена общность признаков у родственных видов? (Наличием у них гомологичных генов, так как они произошли от одного предка)
    4. Перечислите особенности признаков родственных видов, которые согласуются с законом гомологических рядов. (У родственных видов возникают сходные мутации, у родственных видов сходный генотип, так как они произошли от одного предка, обнаружение какого-либо признака у вида может свидетельствовать о нахождении этого признака у родственных видов)

 

Дата Завуч по

Дата Завуч по

Выберите из предложенных терминов лишний и обоснуйте свой выбор: хромосомные мутации, полиплоидия , делеция, инверсия

Выберите из предложенных терминов лишний и обоснуйте свой выбор: хромосомные мутации, полиплоидия , делеция, инверсия

Ген может находиться более, чем в двух состояниях

Ген может находиться более, чем в двух состояниях

Рисунок 2. Формы твёрдых пшениц (28 хромосом)

Рисунок 2. Формы твёрдых пшениц (28 хромосом)

Дать краткие ответы на вопросы

Дать краткие ответы на вопросы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2020