ЗАКОН ГОМОЛОГИЧЕСКИХ РЯДОВ В НАСЛЕДСТВЕННОЙ ИЗМЕНЧИВОСТИ

  • docx
  • 14.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 5.docx

Дата

 

 

Завуч по УР    

Класс

11а

____________Р.С-С.Алиханова

ЗАКОН ГОМОЛОГИЧЕСКИХ РЯДОВ В НАСЛЕДСТВЕННОЙ ИЗМЕНЧИВОСТИ

 

Цельдать представление о законе гомологических рядов.

Задачи:

  1. Образовательная:
  • сформулировать закон гомологических рядов и объяснить его значение.
  1. Развивающая:
  • продолжить формирование научных представлений об основных свойствах живых организмов наследственности и изменчивости;
  • формировать умение объяснять эти свойства на основе полученных знаний.

Тип урока: комбинированный урок.

 

Ход урока

 

  1. Организационный момент.

 

Приветствие; подготовка класса к работе.

 

  1. Актуализация опорных знаний.

 

  1. Полиплоидия – пример мутации: а) искусственной; б) геномной; в) хромосомной; г) точковой.
  2. Мутации: а) не всегда изменяют генотип и всегда отражаются на фенотипе; б) всегда изменяют генотип и не всегда отражаются на фенотипе; в) всегда изменяют генотип и отражаются на фенотипе; г) не всегда изменяют генотип и отражаются на фенотипе.
  3. Мутацию, приводящую к удвоению гена в хромосоме, называют: а) дупликацией; б) делецией; в) транслокацией; г) инверсией.
  4. Установите соответствие между терминами и их определениями:

Выберите из предложенных терминов лишний и обоснуйте свой выбор: хромосомные мутации, полиплоидия, делеция, инверсия.

 

    1. Мотивация учебной деятельности (целеполагание).

 

Учитель:

    • С давних времён исследователи наблюдали существование сходных признаков у разных видов и родов одного семейства. Эти факты легли в основу закона гомологических рядов в наследственной изменчивости.

 

Учитель:

    • Постановка проблемы: возможно ли, зная ряд форм в пределах одного вида, спрогнозировать обнаружение схожих параллельных форм у других видов.
    • Тема нашего занятия – «Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости».
    • Определим цели и задачи урока: выяснить взаимосвязь множественного аллелизма и параллельной изменчивости; сформулировать закон гомологических рядов и объяснить его значение.

 

План урока:

    • множественный аллелизм и параллельная изменчивость;
    • гомологические ряды в наследственной изменчивости;
    • значение закона гомологических рядов.

 

    1. Изучение нового материала.

 

4.1. Множественный аллелизм и параллельная изменчивость.

 

    • Фронтальная работа с классом.

 

Учитель:

    • Рассмотрим характеристику множественного аллелизма.

 

Ген может находиться более, чем в двух состояниях. Разные аллели одного гена определяют разную степень развития одного признака.

(РИСУНОК 3.2, СТР. 72)

 

Чем больше аллелей несут особи популяции, тем лучше вид приспособлен к меняющимся условиям среды обитания.

 

Множественный аллелизм — явление, при котором ген имеет более чем два варианта (более двух аллелей). При этом каждый организм несёт только пару аллелей из всех возможных комбинаций. (ЗАПИСЫВАЕМ)

 

Множественный аллелизм лежит в основе параллельной изменчивости.

 

Параллельная изменчивость — возникновение у генетически родственных родов и видов примерно одинаковых изменений признаков. Лежит в основе гомологических рядов в наследственной изменчивости. (ЗАПИСЫВАЕМ)

4.2. Гомологические ряды в наследственной изменчивости.

    • Фронтальная работа с классом.

Учитель:

    • Н.И. Вавилов сравнивал виды семейства Злаки. (ЧИТАТЬ, СТР. 72)
    • Гомологические ряды ячменя и пшеницы по признаку остистости. (РИСУНКИ 1 и 2) (Приложение для учащихся)

Рисунок 1. Формы мягких пшениц (42 хромосомы)

 

hello_html_m3b135e49.png

Рисунок 2. Формы твёрдых пшениц (28 хромосом)

 

hello_html_55378592.png

 

Учитель:

    • Систематизация фактов позволила Н.И. Вавилову сформулировать закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. (ЧИТАТЬ, СТР. 72) (ЗАПИСЫВАЕМ)

Учитель:

    • Постановка познавательной задачи: используя текст §29, стр. 73, выясните:
    1. Чем объясняется гомологичность наследственных признаков близких видов и родов? Как она связана с процессом мутации?
    2. Какой вывод можно сделать из закона Н.И. Вавилова?
    3. В чём заключается практическое и теоретическое значение закона гомологических рядов?
    • Обсуждение изученного материала – выступления учащихся + дополнения учителя.

Гомологический ряд в наследственной изменчивости — ряд генетически близких видов и родов, характеризующихся сходными чертами наследственной изменчивости. (ЗАПИСЫВАЕМ)

    1. Закрепление изученного материала.

 

    • Индивидуальная работа с карточками. (Приложение для учащихся) (Раздаточный материал)

 

Карточка

 

hello_html_26f2146.png

    • Дать краткие ответы на вопросы. (Приложение для учащихся)

 

    1. Какое явление лежит в основе параллельной изменчивости? (Множественный аллелизм)
    2. Закончите предложение: Чем больше аллелей несут особи вида, тем он….. (…..лучше приспосабливается к изменяющимся условиям среды)
    3. Чем обусловлена общность признаков у родственных видов? (Наличием у них гомологичных генов, так как они произошли от одного предка)
    4. Перечислите особенности признаков родственных видов, которые согласуются с законом гомологических рядов. (У родственных видов возникают сходные мутации, у родственных видов сходный генотип, так как они произошли от одного предка, обнаружение какого-либо признака у вида может свидетельствовать о нахождении этого признака у родственных видов)