Внедрение информационных технологий в учебный процесс позволяет сделать более интенсивным и интересным изучение «классических» школьных дисциплин, что особенно актуально в связи с массовой компьютеризацией школ и повсеместным внедрением единого государственного экзамена (ЕГЭ). В современных условиях остро стоит вопрос о повышении качества и результативности обучения
Слабым местом» учащихся средней школы является решение задач, связанных с исследованием функций с помощью построения графиков. Таких задач достаточно много, хотя в школьном курсе часто им уделяется недостаточное внимание. Инструментом массового обучения школьников технологии решения подобных задач могут стать системы вычислительной математики, включая наиболее доступную и распространенную – электронные таблицы Excel.
Модуль 8 сохранение энергии.doc
Закон сохранения энергии
Формулировка закона сохранения энергии в механике такова: полная механическая
энергия замкнутой системы тел, взаимодействующих силами упругости, тяготения,
остается постоянной.
Работа силы тяжести и силы упругости не зависит от формы траектории тела и
определяется только начальным и конечным положениями тела. Силы, обладающие
такими свойствами, называются консервативными.
Ek + Ep = const
Закон сохранения механической энергии является частным случаем закона
сохранения энергии – одного из фундаментальных законов природы, согласно которому
энергия любой замкнутой системы при всех процессах, происходящих в системе,
остается постоянной
.
Задача 1: Маленькая льдинка погружена в воду на глубину 1 м. На какую высоту
над поверхностью воды льдинка поднимется после того, как всплывет?
Сопротивлением воды и воздуха пренебречь.
В
О
А
В точке А на льдинку действуют сила тяжести и сила
Архимеда, которые можно выразить через объем и
плотность. Сила Архимеда FA = ρ
= ρ2 V g , где ρ1 – плотность воды, ρ2 – плотность льда.
В точке В на льдинку действует только сила тяжести
1 V g, сила тяжести mg
Пользуясь законами Ньютона определим ускорение
льдинки в точке А. Из равенства ma = FA – mg после
подстановки получаем . С таким ускорением льдинка
всплывает до точки О, скорость движения в точке О
можно найти из выражения v2 = 2 a S, где S = AO
На отрезке ОВ льдинка движется с ускорением g и
величину ОВ найдем из выражения v2 = 2 g S,>>
ОВ = АО
Закон сохранения энергии позволяет получить ответ проще: в точках А и В льдинка
имеет только потенциальную энергию. Если за нулевой уровень принять уровень воды,
можно записать (FA mg)×AO = mg×OB. Выразив силы тяжести и Архимеда, и подставив
значение плотности льда и воды, получим ОВ
11 см. Эксперимент дает значительно
меньший результат – сопротивление воды при движении льдинки довольно велико. Легче
наблюдать всплывание мячик или шарика для настольного тенниса.
≈
Задача 2. На нити длиной l висит пробирка массой М, содержащая каплю эфира.
Пробирка закрытая пробкой массой m. С какой скоростью должна вылететь пробка
после испарения эфира, чтобы пробирка сделала полный оборот в вертикальной
плоскости? B
Чтобы пробирка совершила полный оборот, она
должна пройти точку В. Чтобы нить была натянута,
пробирка должна двигаться со скоростью V1,
которую можно определить из условия движения по
2 = g l Запишем
окружности, т.е. Mg = . Откуда V1
закон сохранения энергии для точек А и В:
Или , откуда V2 = 5 gl
A
М
v
m
u
Для определения скорости вылета пробки воспользуемся законом сохранения импульса
m u = M V.
Окончательно
m
5
gl
.
M
m
Решите задачу, заменив нить невесомым стержнем.
Задачи для самостоятельного решения
На тележку массой М , движущуюся по гладкой горизонтальной
1.
поверхности со скоростью Vo кладется кирпич массой m. Какое количества
тепла при этом выделится?
2.
Кубик массой М скользит без трения по наклонной плоскости,
α
с горизонтом. Когда кубик проходит расстояние
составляющей угол
попадает пуля массой m, летящая под углом
пули, если кубик с пулей останавливается.
S, в него
β
к горизонту. Определите скорость
3.
Два тела массами m1 и m2 двигаются по одной прямой со скоростями V1
и V2 соответственно. Определите потенциальную энергию упругого удара в
момент максимальной деформации шаров.
4. Шарик для игры в настольный теннис радиусом 15 мм и массой 5 г
погружен в воду на глубину 30 см. Когда шарик опустили, он выпрыгнул из воды
на высоту 10 см. Какое количество механической энергии перешло в теплоту
вследствие трения шарика о воду?
5.
Ядро массой m, летящая со скоростью V , распадается на две части
α
к направлению
одинаковой массы, причем один из осколков летит под углом
полета со скоростью U. Найти величину и скорость полета второго осколка
Закон сохранения энергии
Закон сохранения энергии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.