Работа представляет собой собрание наиболее интересных заданий различных олимпиад по русскому языку. Задания повышенной сложности, но они вызывают интерес у детей, поскольку выходят за пределы учебника русского языка. Задания позволяют расширить кругозор учащегося, вызывают интерес к предмету, желание самостоятельно мыслить.
Задания всероссийских олимпиад по русскому языку.docx
Задания всероссийских олимпиад по русскому
языку
1. Закончите пословицы и поговорки.
1) Не смыслит Вавила… ни уха ни рыла.
2) Грязь не сало… потёр, она и отстала.
3) Дурак осудит… – умный рассудит.
4) Ростом с Ивана… а умом с болвана.
5) Дошли до глухого вести – украли… петуха с насести.
6) Две бабы – базар, три бабы… – ярмарка.
7) Пекла, кажись, пирожки, а вышли… покрышки на горшки.
8) От нашего ребра… нам не ждать добра.
9) Жену выбирай не глазами… а ушами.
10) Сватались, сватались, да все… попрятались.
11) Жених что лошадь… товар тёмный.
12) Замуж выходи… в оба гляди.
13) Тошно жить без милого, а… с немилым тошнее.
14) Один женился – свет увидал, другой женился… с головою пропал.
15) Жена без грозы… хуже козы.
16) Люби жену как душу… тряси её как грушу.
17) Жена мужу пластырь, а муж жене… пастырь.
18) Добрая жена дом сбережёт, а худая… рукавом разнесёт.
19) У кого детей много, тот… не забыт у Бога.
20) Бабе дорога… от печи до порога.
2. Каково первоначальное значение слова сволочь? (Сволочь – то, что
сволокли в кучку для выбрасывания, то есть мусор).
3. Что общего между кибернетикой и гувернанткой? (Слово кибернетика
восходит к греческому kybernaw – править, управлять. Из греческого оно
было заимствовано латинским, откуда в форме gubernator – правитель
области – вошло во многие европейские языки. Во французском языке
слово gouverneur означает и губернатор, и гувернёр, от него уже на
русской почве возникло слово гувернантка).
4. В воспоминаниях И. Дмитриева «Взгляд на мою жизнь» читаем о том, как
офицер при осмотре новобранцев «одного отмечал в гренадёры, иного во
фрунтовые, иного в негодяи». Что в этом контексте означает слово
негодяй? (Негодяй – не годный к строевой службе).
5. Из греческого языка к нам пришло слово хаос. Это же слово пришло к нам
и через западноевропейские языки и, изменив произношение, стало
обозначать одно из агрегатных состояний. Какое? (Газ, газообразное
состояние). 6. В какой профессиональной среде возникло слово угробиться? (В
начальный период развития авиации, когда самолёты казались летающими
ящиками, гробами, среди лётчиков возникло слово угробиться –
потерпеть катастрофу.
7. Какие животные в белорусских говорах называются следующими словами:
пискляняты (цыплята), вутва (утка), пявун (петух), кураводка (наседка),
яёрка (белка).
8. Почему есть фразеологизм блудный сын, но нет блудная дочь? Какое
синонимичное выражение используется для обозначения лиц женского
пола? (Фразеологизм блудный сын восходит к евангельской притче, где
говорится именно о сыне; для лиц женского пола используется выражение
заблудшая овца).
9. В какой ситуации употребляется выражение битый час и почему он
битый? (Это выражение употребляется в ситуации напрасного
длительного ожидания. Битый – это страдательное причастие, которое
может быть согласовано с существительным со значением орудия: битый
кем, чем; в данном случае – битый часами с боем).
10. Все смотрели телесериалы о ментах, но, наверное, не все задумывались о
происхождении слова мент. Давайте задумаемся. (Персонаж античной
мифологии по имени Ментор был олицетворением воспитателя. В
европейских языках слово ментор стало обозначать воспитателя,
наставника, затем надзирателя, в частности тюремного; затем оно попало,
сократившись, в 20е годы XX века в воровской жаргон как обозначение
надзирателямилиционера, а из жаргона – в общее употребление как
обозначение милиционера вообще).
11. Наверняка вы слышали выражение ударить под микитки. А где
находятся эти микитки? (Изначально слово микитки звучало как
мякитки (ср.: мякиш) и обозначало мягкие области от паха до рёбер;
ударить под микитки – ударить под дых. Написание микитки отражает
произношение слова в икающих говорах (ср.: произношение слов рябина,
пятак).
12. Какой музыкальный инструмент в южнорусских областях, а также в
Польше называли катеринкой? А как его называли в севернорусских
областях? (Катеринкой называли шарманку от названия популярной песни
«Scharmante Katharine» «Прелестная Екатерина». Таким образом,
музыкальный инструмент по первому составляющему слову называется
шарманкой, а по второму – катеринкой). 13.
«У меня была мордашка»так начинается один из рассказов Льва
Толстого. Что же было у офицера – главного героя рассказа? (Мордашка –
бульдог).
14. В книге В. Гиляровского «Москва и москвичи» пассажиров одного из
видов транспорта называли «трёхкопеечными империалистами». Откуда
возникло такое название? (Это название возникло от слова империал – так
именовались двухэтажные вагоны конки, проезд на первом этаже которых
стоил пятак, а на втором – три копейки).
15. Какой признак положен в основу названия вертолёта? (Верт(икально)
+лет(еть).
16. Каков исторический корень в слове нахлобучить? (Происходит от слова
клобук – монашеский головной убор).
17. Какое отношение к Новому Завету имеет лазарет? (Новозаветный
персонаж Лазарь, воскрешённый Иисусом на четвёртый день после смерти,
считался покровителем больных проказой; по его имени больницы для
прокажённых в Италии и во Франции назывались лазаретами).
18. Что общего между вольво и револьвером? (В них общий корень,
восходящий к латинскому volvo катить, крутить, вращать).
19. В стихотворении Сергея Есенина упоминается некий музыкальный
инструмент: «Сыпь, тальянка, звонко, сыпь, тальянка, смело». Что это за
инструмент и почему он так называется? В (Тальянка – это искажённое
слово
так назывались гармоники итальянского
происхождения).
итальянка;
20. Вы нашли клад. В нём было: 3 катеринки, 2 целковых, 1 пятиалтынный, 3
двугривенных, 4 полушки. Сколько вы нашли рублей и копеек? (302 рубля
и 76 копеек. Катеринка – 100 рублей, целковый – 1 рубль, пятиалтынный –
15 копеек, гвугривенный – 20 копеек, полушка – ¼ копейки).
Занимательное языкознание (9 класс)
Занимательное языкознание (9 класс)
Занимательное языкознание (9 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.