Занимательные логопедические упражнения
Оценка 5

Занимательные логопедические упражнения

Оценка 5
pdf
04.05.2020
Занимательные логопедические упражнения
занимател.задания 2-3 класс.pdf

О. Н. Яворская

Занимательные задания логопеда

для школьников

2–3 классы

УДК 373.167.1

ББК 74.202.4

               Я22

Иллюстрации художника

Л. А. Иванова

                 Яворская, Ольга Николаевна.

Я22  Занимательные задания логопеда для школьников (2–3 классы) / О. Н. Яворская. — Санкт-Петербург : КАРО, 2015. — 176 с. : ил. — (Серия «Мастер-класс логопеда»).

                        ISBN 978-5-9925-0872-7.

В пособии представлено 159 комплексов разнообразных заданий для учащихся 2–3 классов общеобразовательной школы, у которых имеются нарушения письменной речи различных видов или «ошибки роста», то есть трудности в усвоении правил русского языка.

Задания даны в последовательности, соответствующей образовательным программам по русскому языку и логопедическим коррекционным программам. Учитывая возрастные особенности детей, автор включила в пособие полезные игровые задания на основе лексики, предложений, текстов и иллюстративного материала, а также филлворды, кроссворды и т. д. Игровые упражнения, во-первых, будут интересны школьникам, во-вторых, повысят уровень их самостоятельности в решении учебных задач и, в-третьих, помогут им закрепить материал, изученный в ходе занятий.

В книгу включено перспективное планирование по работе со школьниками, у которых имеется смешанный характер дисграфии (акустическая, осложненная недоразвитием языкового анализа и синтеза; оптическая, осложненная недоразвитием языкового анализа и синтеза).

Пособие будет полезно учителям-логопедам школьных логопунктов и ППМС центров, учителям начальной школы и родителям, заинтересованным в том, чтобы ребенок учился внимательно читать и выполнять задание, делал меньше ошибок в диктантах и при списывании.

УДК 373.167.1

 

ББК 74.202.4

© Яворская О. Н., 2014

© КАРО, 2014

ISBN 978-5-9925-0872-7

Все права защищены

ВВЕДЕНИЕ

В пособии представлены задания для учащихся 2 и 3 классов общеобразовательной школы, у которых имеются специфические нарушения письменной речи различных видов или «ошибки роста», т. е. трудности в усвоении правил русского языка.

Задания даны в последовательности, соответствующей образовательным программам по русскому языку и логопедическим коррекционным программам. Учитывая возрастные особенности детей, автор включила в пособие полезные игровые задания на основе лексики, грамматики, предложений, текстов и иллюстративного материала; а также лабиринты, филлворды, ребусы, кроссворды и т. д., которые будут интересны школьникам и помогут им закрепить материал, изученный в ходе занятий, а также будут способствовать повышению уровня их самостоятельности в решении учебных задач. Кроме того, в книге содержатся варианты перспективного планирования работы со школьниками, у которых имеется смешанный характер дисграфии (акустическая, осложненная недоразвитием языкового анализа и синтеза, и оптическая, осложненная недоразвитием языкового анализа и синтеза), а также дополнительный материал для самостоятельного изучения в свободное время и на время каникул.

* * *

Упражнения, данные в I части книги, предназначены для работы с детьми, у которых обнаружен сложный вид дисграфии, обусловленный нарушениями фонемного распознавания, недоразвитием языкового анализа и синтеза.

Нарушения фонемного распознавания проявляются в следующих признаках:

— неусвоение букв, замена фонетически близких звуков, а следовательно и букв на письме (ошибки в обозначении мягкости согласных с помощью гласных букв я, ё, е, ю и буквы ь);

— ошибки в обозначении звонкости/глухости буквами б/п, д/т, и т. д., когда звуки находятся в сильной позиции;

— неразличение звуков, сходных по звучанию и артикуляции ([с]– [ш], [з]–[ж], [р]–[л] и т. д.).

В приложении I находятся задания для самостоятельного изучения, дополнительные упражнения на каникулы.

3

Упражнения, данные во II части книги, предназначены для работы с детьми, у которых обнаружен сложный вид дисграфии, обусловленный недоразвитием оптико-пространственных представлений, навыков языкового анализа и синтеза.

Недоразвитие оптико-пространственных представлений проявляется в следующих признаках:

— нарушения зрительного восприятия, неточность представлений о форме, величине, цвете;

— недоразвитие зрительной памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптического и оптико-пространственного анализа;

— недифференцированность оптических образов букв (б/д, п/т, у/и, х/ж, о/а и т. д.).

Недоразвитие языкового анализа и синтеза проявляется у школьников в следующих ошибках:

— пропуски букв (гласных, согласных, в т. ч. в стечениях) в слогах, словах;

— добавления лишних букв, слогов;

— недописывание слов;

— слитное написание соседних слов (например, слитное написание предлога (союза) с последующим словом);

— раздельное написание частей, входящих в состав слова (например, отделение приставки, раздельное написание частей сложных слов);

— пропуски слов, словосочетаний в предложениях;

— нарушения в обозначении границ предложений (отсутствие заглавной буквы в начале предложения, точки в конце).

В приложении II приведены задания для самостоятельного изучения, дополнительные упражнения на каникулы.

Пособие может привлечь логопедов школьных логопедических пунктов и ППМС центров, учителей начальной школы и родителей, заинтересованных в том, чтобы ребенок грамотно и красиво писал, допускал как можно меньше ошибок в диктантах и при списывании, учился понимать задание, данное в карточке.

I                  Ч А С Т Ь


 


ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ

Тема

Кол-во занятий

№ задания

Р а з д е л I. Звукобуквенный анализ и синтез слов

7

 

 1

Сопоставление гласных и согласных. Знакомство с органами артикуляции

1

1

 2

Выделение первого звука в слове. Дифференциация понятий «звук», «буква»

1

2

 3

Выделение первого и последнего звука в слове

1

3

 4

Определение места звука в слове (начало, середина, конец)

1

4

 5

Определение количества звуков в слове

1

5

 6

Соотношение между звуком и буквой в слове

2

6/7

Р а з д е л II. Слоговой анализ и синтез слов

6

 

 7

Выделение первого слога в слове

1

8

 8

Слогообразующая роль гласных букв

1

9

 9

Определение количества слогов в слове

2

10/11

10

Составление слов из слогов

1

12

11

Деление слов на слоги

1

13

Р а з д е л III. Ударение

2

 

12

Ударение в двусложных словах

1

14

13

Ударение в трехсложных словах

1

15

Р а з д е л IV. Твердые и мягкие согласные

16

 

14

Различение на письме гласных а–я в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

2

16/17

15

Различение на письме гласных о–ё в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

2

18/19

16

Различение на письме гласных у–ю в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

2

20/21

17

Различение на письме гласных ё–ю в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

2

22/23

18

Различение на письме гласных э–е, ы–и в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

2

24/25

19

Всегда твёрдые и мягкие согласные

2

26/27

20

Буква ь, обозначение мягкости согласных

2

28/29

21

Разделительный ь

2

30/31

 

Тема

Кол-во занятий

№ задания

Р а з д е л V.

Глухие и звонкие согласные звуки и буквы

16

 

22

Звуки [б]–[п] и буквы б–п, различение в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

2

32/33

23

Звуки [д]–[т] и буквы д–т, различение в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

2

34/35

24

Звуки [г]–[к] и буквы г–к, различение в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

2

36/37

25

Звуки [в]–[ф] и буквы в–ф, различение в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

2

38/39

26

Звуки [с]–[з] и буквы с–з, различение в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

2

40/41

27

Звуки [ш]–[ж] и буквы ш–ж, различение в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

2

42/43

28

Непарные глухие согласные х–ц–ч–щ ([ч’], [щ’])

2

44/45

29

Непарные звонкие согласные й–л–м–н ([й’])

2

46/47

Р а з д е л VI.

Свистящие и шипящие согласные звуки и буквы

4

 

30

Различение звуков [с]–[ш] и букв с–ш в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

2

48/49

31

Различение звуков [з]–[ж] и букв з–ж в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

2

50/51

Р а з д е л VII. Аффрикаты

7

 

32

Звуки [с]–[ц] и буквы с–ц, различение в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

1

52

33

Звуки [ч’]–[ц] и буквы ч–ц, различение в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

1

53

34

Звуки [ч]–[т’] и буквы ч–т, различениев слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

2

54/55

35

Звуки [ч’]–[щ’] и буквы ч–щ, различение в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

1

56

36

Звуки [с]–[щ’] и буквы с–щ, различение в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

1

57

37

Звуки [ш]–[щ] и буквы шщ, различение в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

1

58

Р а з д е л VIII. Сонорные звуки

2

 

38

Звуки [л]–[р]; [л’]–[р’] и буквы лр, различение в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

1

59

39

Звуки [й’]–[л’]–[р’] и буквы й–л–р, различение в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

1

60

ЗАДАНИЕ № 1

1.      Выучи названия осенних месяцев. Запомни их очередность.

Сентябрь, октябрь, ноябрь.

2.      Образуй множественное число названий деревьев. Какой звук — гласный или согласный — стоит в начале слова-названия дерева? А какой звук — в конце?

Н а п р и м е р. Осина — (они) осины, (много) осин.

Берёза 

Рябина 

Тополь

Ель 

Ива

Клён

Сосна 

Дуб

Кедр

Липа

3.      Придумай и назови как можно больше слов, связанных со сло-вом осень. Запиши эти слова в тетрадь. Н а п р и м е р: листопад, ветреный, льёт, …

4.      Сравни картинки. Найди отличия.

5.      Измени слова по образцу. Составь устно предложения с этими словами. Запиши два предложения, подчеркни в них гласные буквы.

                    растёт — (ч т о д е л а ю т?) растут

        спеет —

поливает —

        зреет —

цветёт —

        рыхлит —

копает —

        зеленеет —

краснеет —

        убирает —

сажает —

        поспевает —

окучивает —

ЗАДАНИЕ № 2

1.      Назови овощи, которые ты знаешь.

          Для учеников 2 класса: нарисуй 5–6 картинок овощей, похожих по форме на круг, овал, треугольник. Подпиши названия к каждой картинке.

                             Для учеников 3 класса: запиши эти названия в тетрадь.

2.      Придумай 25–30 слов, которые начинаются с гласных I ряда (а, о, у, э). Запиши эти слова в тетрадь.

3.      Подумай и ответь. Какой может быть:

        осень —

дождь —

            ветер —              деревья —

небо —

Н а п р и м е р: осень (к а к а я?) холодная, …

4.      Измени слова по образцу.

Слово

ч т о д е л а л?

ч т о д е л а л а?

ч т о д е л а л и?

сажают

сажал

сажала

сажали

копают

 

 

 

поливают

 

 

 

рыхлят

 

 

 

окучивают

 

 

 

собирают

 

 

 

5.      Рассмотри картинку, составь по ней рассказ (устно).

Сколько предложений в твоем рассказе?

ЗАДАНИЕ № 3

1.      Измени слова по образцу.

                  огурец — (они) огурцы, (много) огурцов

       помидор     тыква          кабачок      репа           баклажан        луковица

2.      Назови ствол дерева по образцу.

                         Для учеников 2 класса: сделать это задание устно.

  Для учеников 3 класса: записать получившиеся словосочетания в тетрадь.

                 ствол у берёзы (к а к о й?) — берёзовый

        ствол у дуба —

ствол у тополя —

         ствол у осины — 

ствол у кедра —

         ствол у рябины —

ствол у ивы —

         ствол у клёна —

ствол у липы —

3.      Покажи сначала правую руку, затем левую. Расскажи, что чело-век делает правой, а что он делает левой рукой. Оглянись вокруг. Какие предметы находятся от тебя с правой стороны? А с левой стороны?

4.      Назови лиственные деревья нашей страны. Что происходит с де-ревьями осенью? Как ты думаешь, почему осенью с деревьев опадает листва? Выдели первый и последний звуки в словеназвании каждого дерева.

5.      Назови наложенные друг на друга предметы.

ЗАДАНИЕ № 4

1.      Назови ласково.

                  огурец — огурчик

        тыква —

репа —

помидор —

        перец —

патиссон —

чеснок —

        лук —

редиска —

свёкла —

        морковь —

капуста —

баклажан —

         картошка —

кабачок —

 

2.      Вспомни и назови.

1.     У каких овощей мы едим «корешки», у каких — листья, у как их — плоды?

2.     Какие овощи мы срываем, какие — срезаем, какие — выкапываем, какие выдёргиваем из земли?

3.     Какие овощи мы едим сырыми, какие — варим, жарим, консервируем на зиму? Из каких овощей можно приготовить сок?

3.      Определи место звука [р] в слове (устно).

       рама 

творог 

помидор

        корыто 

мотор 

шатёр

        кровать 

кран 

жираф

       порог 

чертог 

патрон

4.      Придумай 2–3 предложения об осени, запиши их. Помни, что пер-вое слов в предложении пишется с заглавной буквы, в конце ставится точка.

5.      Чем особенным отличается сентябрь от других осенних месяцев?

ЗАДАНИЕ № 5

1.      Перечисли фрукты, которые ты знаешь.

          Для учеников 2 класса: нарисуй эти фрукты, подпиши их названия.

                          Для учеников 3 класса: запиши названия фруктов в тетрадь.

2.      Назови ласково только фрукты. яблоко — яблочко

        апельсин —

баклажан — 

лимон —

        огурец —

груша —

свёкла —

        редиска —

тыква —

помидор —

        банан —

абрикос —

лайм —

        ананас —

чеснок —

мандарин —

        грейпфрут —

гранат —

 

3.      Ответь на вопросы, данные в скобках. Какие фрукты по цвету, по вкусу, по форме?

         лимон (к а к о й?) —

ананас (к а к о й?) —

         апельсин (к а к о й?) —

абрикос (к а к о й?) —

            яблоко (к а к о е?) —              банан (к а к о й?) —

груша (к а к а я?) —

4.      Ответь на вопросы. Запиши несколько предложений.

1)   Какие фрукты бывают?

2)   Какие из них тебе больше нравятся? Почему?

3)   Какие фрукты ты ел летом?

5.      Что здесь лишнее и почему?

                 апельсин                     лимон                          банан

6.      Назови фрукты, подсчитай в каждом слове количество звуков.

ЗАДАНИЕ № 6

1.      Скажи и запиши в тетрадь названия ягод, которые ты знаешь.

2.      Подскажи словечко. Как называется сок? сок из яблок (к а к о й?) — яблочный

         из лимона —

из груш —

         из винограда —

из апельсинов —

        из сливы —

из персиков —

         из абрикосов —

из вишен —

3.      Догадайся и ответь.

Люди бегут с улицы. На улице ненастье. Что случилось на улице? Почему убегают люди?

4.      Какие лесные ягоды ты знаешь? Назови.

5.      Проговори слова, определи первый и последний звук в слове.

Всегда ли звук и буква совпадают в слове?

        акула

баклан

рыба

       арена 

каблук 

заноза

       окно 

шум 

гора

       уши 

мусор 

брошу

       узы 

рынок 

кони

       ива 

лук 

дубы

6.      Прослушай слова и определи место звука.

          [а]

[м]

[р]

       рак 

камыш 

ковёр

       рыба 

шум 

рынок

       скат 

муха 

ураган

       белка 

румба 

сера

ЗАДАНИЕ № 7

1.      Подскажи словечко. Как называется варенье? Запиши по образ-цу.

                варенье из яблок — яблочное

        из груш —

из персиков —

        из вишен

из земляники —

         из черники —

из крыжовника —

        из малины —

из слив —

2.      Закончи (устно) предложения.

1)        В саду собрали все фрукты. Собрали груши. На дереве нет ни одной (…).

2)        Собрали сливы. На дереве нет ни одной (…). На деревьях нет (…).

3)        Собрали черешню. На деревьях нет (…).

4)        Собрали вишню. На дереве нет ни одной (…). На деревьях нет (…).

3.      Перечисли все названия овощей, фруктов и ягод, которые ты знаешь.

4.      Ответь, что растет в огороде, в саду, в лесу?

1)   В огороде растут (…).

2)   В саду растут (…).

3)   В лесу растут (…).

5.      Рассмотри картинки, раскрась только те, в названиях которых первый звук не совпадает с написанием первой буквы.

ЗАДАНИЕ № 8

 1. Закончи предложения (устно).

1)    В огороде собирали урожай. Собрали огурцы. На грядке нет (…). На грядке нет ни одного (…).

2)    Собрали кабачки. На грядке нет (…). На грядке нет ни одного (…).

3)    Собрали помидоры. На грядке нет (…). На грядке нет ни одного (…).

4)    Собрали морковь. На грядке нет (…).

5)    Собрали фасоль. На грядке нет (…).

2.      Придумай 5–6 предложений с названиями овощей и запиши их.

3.      Выпиши в тетрадь те буквы, которые написаны правильно.

4.      Прочитай названия овощей, выдели в каждом первый слог.

       помидор                      чеснок 

перец

       огурец                         тыква 

цукини

        баклажан                    репа 

свёкла

        кабачок                       редиска 

морковь

        патиссон                      картофель 

 5. Что лишнее? Почему?

лук

        черешня                      черника 

вишня

 6. Вспомни по 10 слов, состоящих из 3 звуков, из 4 звуков, из 5 звуков.

ЗАДАНИЕ № 9

1.      Подумай, составь и запиши рассказ о том, как ты провел лето.

        1) Где ты был?           

4) С кем играл?

2)   Что делал летом?

3)   С кем встречался?

5) Что ты читал летом?

2.      Измени глаголы по образцу.                      что делал?      что делала?    что делали?    сажает          сажал   сажала           сажали           копает —        растет —         поливает —    зреет —

3.      Найди лишнее слово, объясни, почему ты так думаешь.

       черника — черничка — чернила — черничное       брусника — брусья — брусничка — брусничное            земляника — землянка — земляничка — земляничное     клюква — клюковка — клюка — клюквенное

4.      Прочитай слова, выпиши их, распределив по столбикам (по ко-личеству слогов).

Арка, карман, панда, добыча, щука, час, сыч, фрукт, угорь, календарь, бочка, бабочка, куница, рак, цукини.

5.      Реши ребусы.

ЗАДАНИЕ № 10

 1. Закончи предложения (устно).

               Дождь идет. Дожди идут.

                Лист падает. Листья … .

                Цветок вянет. Цветы … .

                Птица улетает. Птицы … .

               Ветер дует. Ветры … .

О. Н. Яворская Занимательные задания логопеда для школьников 2–3 классы

О. Н. Яворская Занимательные задания логопеда для школьников 2–3 классы

УДК 373.167.1 ББК 74.202.4

УДК 373.167.1 ББК 74.202.4

УДК 373.167.1 ББК 74

УДК 373.167.1 ББК 74

Упражнения, данные во II части книги, предназначены для работы с детьми, у которых обнаружен сложный вид дисграфии, обусловленный недоразвитием оптико-пространственных представлений, навыков языкового анализа и…

Упражнения, данные во II части книги, предназначены для работы с детьми, у которых обнаружен сложный вид дисграфии, обусловленный недоразвитием оптико-пространственных представлений, навыков языкового анализа и…

Занимательные логопедические упражнения

Занимательные логопедические упражнения

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ

Различение на письме гласных о–ё в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях 2 18/19 16

Различение на письме гласных о–ё в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях 2 18/19 16

Различение звуков [з]–[ж] и букв з–ж в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях 2 50/51

Различение звуков [з]–[ж] и букв з–ж в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях 2 50/51

Придумай и назови как можно больше слов, связанных со сло-вом осень

Придумай и назови как можно больше слов, связанных со сло-вом осень

Придумай 25–30 слов, которые начинаются с гласных

Придумай 25–30 слов, которые начинаются с гласных

Сколько предложений в твоем рассказе?

Сколько предложений в твоем рассказе?

Назови лиственные деревья нашей страны

Назови лиственные деревья нашей страны

Придумай 2–3 предложения об осени, запиши их

Придумай 2–3 предложения об осени, запиши их

Подскажи словечко. Как называется сок? сок из яблок (к а к о й?) — яблочный из лимона — из груш — из винограда — из…

Подскажи словечко. Как называется сок? сок из яблок (к а к о й?) — яблочный из лимона — из груш — из винограда — из…

Собрали сливы . На дереве нет ни одной (…)

Собрали сливы . На дереве нет ни одной (…)

Прочитай названия овощей, выдели в каждом первый слог

Прочитай названия овощей, выдели в каждом первый слог

ЗАДАНИЕ № 10 1. Закончи предложения (устно)

ЗАДАНИЕ № 10 1. Закончи предложения (устно)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2020