Занимательные, сюжетные и исторические задачи по физике.
Сюжетные задачи - это более распространенный вид задач. Во всех сохранившихся письменных монументах древности встречаются сюжетные задачи разного типа. Под сюжетными заданиями в литературе понимаются задачи, в коих описан кое-какой житейский сюжет (явление, мероприятие, процесс), с целью нахождения определённых количественных данных или же значений. Эти задачи имеют и другие названия: текстовые, практические, аналитические и т.д.
На протяжении всего курса физики, необходимо учащимся показывать, как законы физики или физические явления используются на практике. Одним из эффективных средств и методов является решение занимательных, сюжетных задач.
Достижение результатов при решении занимательных, сюжетных задач гарантирует высокий уровень становления творческой инициативы учащихся, возможностей и умений улаживать не только сюжетные, но и всевозможные задачи. А это принципиально вследствие того, что вся творческая жизнедеятельность человека связана с решением задач: каждое самостоятельное его действие – это решение некоторой задачи, возникающей перед ним в силу сложившихся условий и обстоятельств или которую он сам в силу своих внутренних потребностей ставит перед собой. Вооружить учащихся таким навыком является главной целью решения сюжетных и других задач в школьном обучении.
В процессе решения занимательных, сюжетных, исторических и текстовых задач формируются умения и навыки моделирования реальных объектов и явлений.
Задания могут проверять:
· понимание информации, имеющейся в тексте;
· понимание смысла физических терминов, использующихся в тексте;
· умение моделировать описанную ситуацию;
· умение анализировать;
· умение формулировать выводы.
Сюжетные задачи содержат в себе не только необходимые для их решения сведения, но и информацию, активизирующую познавательную деятельность и эмоциональную сферу ученика. Задачи, составленные на основе сюжетов из истории, из жизни, могут выполнять в процессе обучения физике побуждающую, воспитывающую, развивающую, контролирующую функции. Это говорит о том, что рассматриваемый нами вид задач является эффективным средством и методом для разрешения многих поставленных проблем при изучении физики.
Задачи с историческим содержанием могут быть использованы на различных этапах обучения: при актуализации опорных знаний учащихся, при постановке цели и задач урока, при объяснении нового материала, при закреплении, повторении и проверке знаний учащихся, при обобщении и систематизации историко-научных знаний по физике, для организации домашней и самостоятельной работы.
Решение задач исторического содержания активизирует познавательную деятельность школьников, повышает их интерес к физике, играет важную роль в воспитании, может стать хорошей иллюстрацией изучаемого вопроса, что позволяет учащимся глубоко вникнуть в физический смысл рассматриваемого явления, закона.
Примеры задач:
№1. Ледяные фигуры.
Для изготовления качественных ледяных скульптур используется
абсолютно прозрачный искусственный или природный лед, который поставляется
блоками стандартного размера 1м х 0,5м х 0,25м. Какое
количество теплоты необходимо для плавления такого блока?
№2. Озеро Лох-Несс.
Одно из самых глубоких и больших пресноводных озер Шотландии, которое насыщенно легендами и слухами о необыкновенном чудище, является Лох-Несс. Расположено оно на геологическом разломе, соединяет западное и восточное побережье, объем воды в озере приблизительно равен 7,45 км3 . Средняя температура воды на озере Лох-Несс зимой достигает 5°C, весной 8°C, летом средняя температура поднимается до 15°C, а осенью составляет 10°C. Вычислить какое количество теплоты потребуется для нагревания воды в озере до 50°C каждое время года.
№3. Пектораль
Пектораль из кургана Толстая Могила (Днепропетровская область) (4 век до н. э.). Археологическая экспедиция в 1971 году обнаружила две погребальные камеры с множеством золотых украшений, в том числе знаменитую пектораль (нагрудное украшение царей). Предположительно, она была изготовлена древними греками по заказу знатных скифов. У пекторали три уровня: нижний – анималистический (реальные и мифические животные), средний – растительные орнаменты, верхний – сцены с людьми (скифами) и домашними животными. Вес – 1 кг 148 г. Хранится в Киевском Музее исторических драгоценностей Украины. Какое количество теплоты необходимо для плавления выше указанной пекторали?
№4. Танкер «Batillus»
Одним из выдающихся изобретений человечества является нефтеналивной танкер.
Само слово происходит от английского слова «tank» - цистерна. Морской танкер это судно, предназначенное для перевозки жидких грузов (нефти, кислоты, растительного масла, расплавленной серы и прочее) в судовых цистернах (танках). Одним из представителей такого класса морских судов являлся нефтеналивной танкер «Batillus». Размеры танкера
«Batillus» впечатляют. Вместимость всех, двадцати трех грузовых танков составляет 67,3 тыс. куб. м. Вычислить какое количество теплоты выделится при сгорании нефти перевозимой на данном танкере.
№5. Сухопутный пароход.
Первый паровоз в России был построен на Нижне-Тагильском заводе на Урале в августе 1834 г. замечательными русскими механиками, крепостными Ефимом Алексеевичем
Черепановым (1774-1842) и его сыном Мироном Ефимовичем Черепановым (1803-1849). На Руси паровоз не сразу получил свое название. Изначально его называли: «самокатная паровая машина», «паровая фура», «паровая телега», «пароходка», «паровой дилижанс» и даже «сухопутным пароходом». КПД первых паровозов не превышал 10%. Определите количество теплоты, отданное двигателем, если полезная работа равна 60 Дж.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.