Мордовцева Татьяна Владимировна- учитель начальных классов Песковской средней школы Новопсковского района, Луганской области
Занимательные задания на уроках русского языка в 4 классе по теме «Предложение»
Занимательные задания по русскому языку предназначены для изучения основного материала по теме «Предложение» . Разнообразные задания позволяют определить степень усвоения изученного материала , повторять и закреплять ранее изученный материал. Задания направлены на развитие внимания , восприятия , воображения , памяти и мышления , формирование и развитие общеобразовательных умений и навыков.
ТЕМА « ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
1. «Какие предложения ?»
Учитель читает предложения, а учащиеся определяют, какой знак нужно поставить в конце предложения и поднять карточку с соответствующим знаком /. ? !/
« У меня зазвонил телефон.
- Кто говорит ?
- Слон.
- Откуда ?
- От верблюда.
- Что вам надо ?
- Шоколада.
- Для кого?
- Для сына моего.
- А много ли прислать?
- Да пудов этак пять или шесть : больше ему не съесть , он у меня ещё
маленький.»
2. «Назовите предложения»
Наступила осень.
Верхушка.
На птица сидела ветка.
Ель.
Подул холодный ветер.
Дятел.
3. « Верное утверждение»
Из трёх утверждений выберите верное .
- В конце каждого предложения ставится только точка.
- В конце каждого предложения ставится точка , вопросительный или восклицательный знаки.
- В конце предложения ставится запятая.
4. «Верное утверждение»
Из этих утверждений выберите верное .
- Подлежащее отвечает на вопрос что делает?
- Сказуемое отвечает на вопросы кто? что?
- Подлежащее отвечает на вопросы кто? что?
- Сказуемое отвечает на вопрос что делает?
5. «Верное утверждение»
Из трёх утверждений выберите верное.
- Предложение – это набор букв и слогов.
- Предложение – это группа слов , которая выражает законченную мысль.
- Предложение – это группа слов, которые не связаны между собой по смыслу.
6. «Составьте предложения»
Школьники, любить , свой , школа. /Школьники любят свою школу./
Книга, помогать, в , труд , выручать , и , в , беда.
/Книга помогает в труде и выручит в беде./
7. «Сколько слов в предложении?»
Окололесагустойлес./4/
Влесуподсоснойноралисы./6/
Внорелисята./3/
8. «Скороговорка»
Дятел дерево долбил.
Дятел мишку разбудил.
- Что общего у этих предложениях ? /Подлежащее дятел./
9. «Сколько предложений ?»
- Сколько предложений в данной записи?
Ребята работают в школьном саду девочки сажают вишни мальчики чистят садовые дорожки. /3/
10. «Угадай знак»
Учитель читает предложение, а учащиеся поднимают карточку с соответствующим предложению знаком.
- Ты любишь раннее весеннее утро ?
- Проснулись и защебетали птицы.
- Выйди в сад и полюбуйся природой.
- Что ты , ёж , такой колючий ?
Это я на всякий случай.
Знаешь , кто мои соседи?
Лисы , волки да медведи!
11. « Составьте предложение»
- Составьте предложения по вопросам.
Какой? Кто? Что делает? Кого?
Где ? Что делает? Кто?
12. « Распространите предложения»
- Дополните предложения , используя вопросы.
Целый день автобус возит /кого?/_______ . Но вот наступила /что?/___ . Машина едет /куда?/___ . А утром автобус отправится /куда?/___ .
Слова для справок: пассажиров, ночь , в парк , на работу.
13. « Составьте предложения»
- Внимательно рассмотрите схемы. Из слов , приведённых в скобках, составьте предложения по данным схемам.
1//Когда ?/========== ___________ . /дождь , начнётся , скоро/
2/ ======== -------------- /какой?/ /что?/. / наряд, дуб , зелёный , надел/
3/ /Откуда?/ ========= / какие?/ ________ . /падают , капельки , с неба , прозрачные/
14. «Обобщение знаний»
- Заполните пропуски и расскажите, что вы знаете о предложении.
- Предложение выражает______ .
- Оно может состоять из ______ слов.
- На письме предложения отделяются друг от друга ___, а в устной речи- __ .
15. «Найди половинку»
«Соберите» пословицы , соединив обе их части.
Мир строит… а зима подбирает.
Лето собирает … а лень портит.
Мал соловей … а руки делают.
Глаза страшатся… а война разрушает.
Труд человека кормит… да голос велик.
16. «Преобразуйте предложения»
- Объедините простые предложения в сложные , используя союзы И,А,НО.
1. Мишка чуял и видел мёд. Достать его он никак не мог.
2. Ветра не было. Пух повис в воздухе неподвижно.
3. Винни Пух застрял. Кролик стал тащить его из норы.
17. «Поставить вопросы»
- Поставьте вопросы к выделенным словам.
- Запел весною соловей. /Когда запел соловей?/Весною./
- Село молчит. /Что молчит?/Село./
- Широкий двор порос травою. /Чем порос широкий двор? /Травою./
- Печальный вечер ночь сменила. /Какой вечер? Печальный./
- Шумно , весело было. / Как было? Весело./
18. «Хитрые вопросы»
- Когда плачут берёзы?
- Когда начинается учебный год?
- Как бежит время ?
- Как поёт соловей?
- Где кричат журавли?
19. «Распространите предложения»
- Распространите предложения , ответив на вопросы.
- Плывёт / какой?/ корабль?
- Воробей /как?/ чирикает?
- Пришла / какая?/ осень?
- Летит /какой?/ снег?
- Птицы /как?/ поют?
- Котёнок /как?/ мяукает?
20. Игра «Дальше ,дальше»
- Какие знаки ставят в конце предложения ?/ Точку ,вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие./
- С какой буквы пишется первое слово в предложении? /С большой буквы/
- Как пишутся имена и фамилии людей , клички животных? /С большой буквы./
- Что такое предложение ? /Предложение- это слово или несколько слов , выражающих законченную мысль?/
- Какими бывают члены предложения ? /Главными и второстепенными./
- Назовите главные члены предложения. /Подлежащее и сказуемое./
- На какие вопросы отвечает подлежащее?/»Кто?» ,»Что?»/
- На какие вопросы отвечает сказуемое?/»Что делать?» ,»Что сделать?»/
- Какие виды предложений вы знаете?/Повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные./
21. «Обращение»
- Перестройте предложения так, чтобы было обращение.
Например : Маша вытирает пыль. Маша , вытри пыль!
- Дети собирают портфели.
- Сергей закрывает окно.
- Ребята садятся на свои места.
- Алёна начинает читать текст.
- Андрей записывает на доске правило.
- Дежурные проветривают класс.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.