Занимательный русский язык (игры)
Оценка 4.9

Занимательный русский язык (игры)

Оценка 4.9
Занимательные материалы
docx
русский язык
5 кл
18.02.2018
Занимательный русский язык (игры)
Сборник игр по русскому языку "Занимательный русский язык" может быть использован на уроках русского языка и на внеклассных мероприятиях. Задача сборника: прививать интерес к предмету, вовлечь в учебу как в игру. Предложить учащимся самим составлять такие игры. Это довольно занимательно!
игры.docx
Государственное учреждение «Школа-гимназия №1 имени М.Горького» Занимательный русский язык игры на уроках русского языка Автор: Минапова Р.Р. Жетысай, 2013 год От игры к знаниям «У ребенка есть страсть к игре, и ее надо удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра» А.С.Макаренко      Огромную роль в решении основных задач, стоящих перед уроками русского языка, играет   развитие   у   учащихся   интереса   к   предмету.   Опираясь   на   интерес,   проявляемый детьми   к   урокам   русского   языка,   учитель   успешно   решает   вопросы   воспитания обучающихся, а также добивается лучших результатов обучения за более короткое время.         Под интересом в методическом плане мы понимаем такое эмоциональное отношение учащихся к предмету, которое вызывает у детей желание познать изучаемое, и стимулирует увлечение   этим   предметом.   Внешне   это   отношение   выражается   в   пытливости,   в любознательности учащихся, в их внимании и активности на уроке.      В развитии интереса школьников к русскому языку немаловажное значение приобретает введение элементов игры на уроке. Наиболее распространѐнными и действенными в этом отношении являются игры­упражнения.        Грамматические игры­упражнения следует рассматривать как особый метод обучения русскому языку. Упражнения выполняются в форме игры, активного соревнования между детьми. Перед учащимися ставится задача показать в ходе выполнения упражнения свои знания,   умения,   навыки.   Эти   упражнения   имеют   свои   особенности.   Подбираются   чаще всего такие упражнения, которые позволяют вовлечь в работу большое количество детей, вызвать их активность и наглядно показать результат соревнования. Они выполняются с большим интересом при максимальной активности учащихся. Игры­упражнения позволяют сделать трудную работу по усвоению родного языка более интересной и эффективной.         Разумнее всего использовать игры в конце урока, когда работоспособность учащихся падает, внимание начинает рассеиваться, и нужен более эффективный метод, способный мобилизовать умственные способности школьников. Кроме того, игра требует от учащихся значительной   степени   самостоятельности,   поэтому   она   должна   быть   подготовлена предшествующими ей упражнениями. Для неѐ должно быть оставлено достаточно времени.     Однако возможно проведение некоторых игр и в начале урока, особенно в тех случаях, когда учащиеся к ним готовились дома. Можно использовать игру как своеобразную форму словарного диктанта, орфографической пятиминутки Игры по «Фонетике»                         Цель: повторить алфавит, проверить правильное произношение букв Оборудование: плакат с русским алфавитом Песенка - азбука Тридцать три родных сестрицы, писаных красавицы, На одной живут странице, а повсюду славятся! К вам они сейчас спешат, славные сестрицы, - Очень просим всех ребят с ними подружиться! А, Б, В, Г, Д, Е, Ж прикатили на еже! З, И, К, Л, М, Н,О дружно вылезли в окно! П, Р, С, Т, У, Ф, Х оседлали петуха, - Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я - вот и все они, друзья! Познакомьтесь с ними, дети! Вот они – стоят рядком. Очень плохо жить на свете Тем, кто с ними не знаком! Б. Заходер Гласные - в кроссворд Цель: привитие интереса, любознательности, терпения в решении кроссвордов Оборудование: таблицы для кроссвордов (после решения - составить свой кроссворд) О О О О О О О О О 1. Сам худ, а голова – с пуд. 2. Целый день кланяется, кланяется. А вечером придет домой – растянется. 3. Стоит Ерошка прямо у дорожки. Кто не пройдет, всяк поклон отдает. 4. Вот огромный шумный мир, в нем есть множество квартир, и театры, и кино, магазины, казино 5. Красный вкусный, хоть не сладкий. Зреет на обычной грядке. Но, как в сказке, с давних пор Все зовут его: «Синьор»! (Ответы: молоток, топор, ягода, город, помидор) Составь сам задания для кроссворда! А А А А А А А А А Согласные в кроссворд Цель: расширение кругозора, развитие логического мышления, самостоятельности Оборудование: карточки с кроссвордами С С С С С С С 1. На срубленном да пиленом тканое положено, да на всех помножено. Что от земли родится — на тканое годится (скатерть) 2. Благоухает и манит, цветами нежными дарит, Протянешь руку за плетень - и в ней окажется … (сирень) 3. Сохнет словно после стирки, а на ней — сплошные дырки (сеть) 4. В этой комнате диванчик мягкий, словно одуванчик. Ночью тут летают сны в желтых лучиках луны (спальня) 5. И не красива, и не вкусна, а без неё не проживёшь(соль) 6. Его мнут и катают, в печи закаляют, а потом за столом нарезают ножом. Что же с ним происходит потом? (сухарь) 7. Висит за окошком кулек ледяной, он полон капели и пахнет весной (сосулька) Придумай сам задания для кроссворда! П П П П П П П П П 1. Свободное место в лесу. 2. Линия противоположная кривой. 3. Грязь на одежде. 4. Часть туловища. 5. Место для игр. 6. Насекомое, дающее мед. 7. .. Придумай сам! Игра в слова «Типография» Цель: научить умению быстрого составления слов, проверка словарного запаса Оборудование: наборное полотно с буквами Если взять большое слово, Вынуть буквы раз и два, А потом собрать их снова, Выйдут новые слова. Поиграйте раньше с нами, А потом садитесь сами! Вот из слова ГАСТРОНОМ Вышел важный АСТРОНОМ, А за ним и АСТРОНОМ… МОСТ построен на реке, ГРОМ грохочет вдалеке. С нижней палубы МАТРОС ОТ причала тянет ТРОС. Например: слово «с н е г у р о ч к а» - … снег, урок, рок, нега, сон, нос, ген, кон, коса, кора, куча, река, ночка, ручка, речка, чурка, гора, горка, норка, рог, рога, сено, сок, нора и др. Задание: из букв данного слова составить как можно больше слов у н и в е р с а м Игра «Шесть раков» Цель: развивать внимательность, сообразительность Оборудование: перфокарта Р Р А К Этот рак из сатина сшит А К Этот рак на Луну летит Р А Этот рак – долгожданный день Р Этот может вспорхнуть на пень А К Р А Этот рак сторожит дворец К К Р А Этот – кисленький леденец Игра «Трафаретки» К «Шесть ос» Цель: закрепить усвоенные навыки, развивать творческие способности Оборудование: перфокарта (можно предложить для самостоятельного составления) О С А На этой осе в октябре позолота О С А А эта растет на лугу у болота О С А Эта оса на луну улетает О С А Эта на солнце худеет и тает О С А С этою спит в колыбели малыш О С А Эта по классу крадется как мышь Кроссворд. Кроссворд? Кроссворд! Цель: вставить недостающие гласные и согласные, чтобы получилось загаданное слово Оборудование: таблица с кроссвордом и загаданные слова Южное дерево Веселы й танец Мелкая Рыба П П К Верхня я Одежда П Части рук П Нужны Для поезда Р Л Л Л Л Л Л Ь Ь Ь Ь Ь Ь Часть суток Летний месяц Домашн ее Животн ое Н Н Н Ь Ь Ь Речная рыба Дикое Животн ое Время года Н Н Н Ь Ь Ь Подбери парные глухие согласные! Цель: проверить знание парных согласных по твердости-мягкости, звонкости – глухости Оборудование: таблица со словами Б Г Д Ж А З А В А Т А Ш Н М О Л С А О Л О М Р Д А Я Л О Задание: замените звонкую согласную на парную глухую и запишите рядом в клетки Г З Д Е Д Е О Ч О Ч О У Л Н К К Д Б О Ь А А Д Б Замени твердую согласную на мягкую «Русское полногласие» Цель: повторить правописание сочетаний – оро - и – оло – Оборудование: перфокарты для составления собственных слов О О О О Л Л Л Л О О О О Целебный напиток Стебель пшеницы инструмент Для лица Придумай слова сам! О О О О О Р Р Р Р Р О О О О О Игра «Добавь букву – получишь новое слово» Цель: проверка словарного запаса, умения быстрого подбора слов Оборудование: таблица с буквами и словами К Г М Б Э Я Ш О Г О Р У С К К У В Р С О Х Т Р О Т Р О А Т А О А Р К А З Л Н Ь А Г А Придумай слова сам! Игра «Тринадцать орфограмм» Цель: воспитывать внимательность, орфографическую зоркость Оборудование: текст Нам подарили в Новый год Чудесные подарки: Конфеты, книжки, Паровоз и мяч, Кинжал и мячик яркий Машинки, яблоки, цветы, И лыжи, и тетрадки, И пароходы, и шары, И обруч мягкий, гладкий. Спасибо, дедушка Мороз, Что ты подарки нам принес! (Найти и обозначить тринадцать орфограмм) Игра «Таинственный квадрат» Цель: прививать интерес к предмету, развивать зоркость Оборудование: таблица со словами С Т В П О Н У С И Р Л О Щ Ь Л Е Е Т И Ч Л А Г Г Н С О А С Е О Е Ю З Т И Задание: найди 4 самостоятельные части речи и перевертыш «союз - местоимение» П Т Ь О Д А О С И Р М А В Е Л И А Р Р Э П К А Д О Н О А Е П М А С Э П О Задание: найди и выпиши роды и жанры литературы Игра «Непроизносимые согласные» Цель: посторенние орфограммы, развитие творческих способностей Оборудование: таблица для самостоятельного составления слов С С С С С Н Н Н Н Н Задание: придумать задание для 5 прилагательных (вкусный, гласный, красный, искусный…) 1. «Путаница» Цель: закрепление умения применять на практике правило о безударной гласной. Оборудование: карточки с гласными буквами (пары) и отдельные слова с пропущенной безударной гласной. в…да с…сна нагр…ждать з…мля л…сник д…ревья Содержание: буквы подружились и не хотят ссориться. Помоги и докажи им, как правильно встать на место. 2. «Найди слова» Цель: учить выделять словарные слова из отрывков стихотворений, текстов на слух. Оборудование: заготовленные карточки с отрывками из знакомых стихотворений, текстов со словарными словами. - Дама сдавала в багаж Диван, чемодан, саквояж Картину, корзину, картонку И маленькую собачонку. - Кто стучится в дверь ко мне С толстой сумкой на ремне. Это он, это он Ленинградский почтальон. 3. «Посели в домик» Цель: закрепление знаний словарных слов, развивать орфографическую зоркость. Оборудование: «домики» с гласной на крыше и словарные слова с пропущенной буквой. В каком окошке «живет» слово. 4. «Лото» Цель: зрительное восприятие и запоминание слов с непроизносимым написанием. Оборудование: карточки со словарными словами и отдельные карточки-загадки с ответами. Содержание: детям раздаются карточки-загадки, угадав которую они закроют словарное слово на большей карточке, вставив пропущенную букву. …втобус в…гон 1) Я зашел в зеленый дом. И недолго пробыл в нём авт…м…биль к…мбайн Оказался этот дом Быстро в городе другом. 2) Шумело на просторе 3) Бежит, гудит Золотое море В два глаза глядит Пароход пришел А станет - Выпил море и ушёл. Ярко-красным глазом глянет 5) «Словесное лото» Цель: учить составлять из слов предложения, а из предложений текст. Развивать речь учащихся. Оборудование: карточки со словами, из которых составляются предложения. собрали пошли в за обрадовалась ребята мама они грибами полную корзину лес очень 6. «Рассеянный автор» Цель: закрепление знаний о предложении. Оборудование: карточки со стихотворениями, в которых перепутались слова и слоги. - Мы вчера своих сестёр Положили на забор. Потрясли, потом побили Будет в доме меньше пыли. Мы сегодня наш ковёр Вот мы дим – ви му – ма, Повели гулять во двор А у мы – ма ло - мы На качелях покачали Мама ет – мо му – ра, И мороженого дали. Бы – что то – чис ло – бы. 7. «Буква потерялась» Цель: закрепление умения применять на практике правило о парных согласных на конце слов. Оборудование: стихи, подобранные по правилу. Среди больших, красивых ро… Один шиповник дикий ро.. Он ввысь и ширь упрямо ле… И разрастался в целый ле… На меня напала грус… Не нашёл в лесу я груз… 8. «Найди слово» Цель: развивать фонематический слух и мышление. Оборудование: отдельные картинки, подобранные так, чтобы их первые буквы составляли слово. Содержание: глядя на выстроенные картинки по первым буквам составляют новое слово (можно новое словарное слово, тему урока или по выбору учителя в зависимости от темы урока). М Е С Я Ц 9. «Звуковые часы» Цель: актуализация опорных знаний. Оборудование: круг со стрелкой, а вместо цифр приклеены картинки. Варианты игр: 1) Найти и назвать слова, в которых есть звук/буква…. 2) Назвать последний звук/слог в указанном слове. 3)Найти самое длинное / короткое слово. 4) Составить словосочетание / предложение с указанным словом. 5) Назвать правило, которое есть в этом слове. 10. «Читайка» Цель: расширять словарный запас. Оборудование: таблицы с буквами соединёнными между собой. Содержание: соединяя буквы по линиям в любом направлении, можно составить не менее 20 слов. 11. «Девять котов» Цель: расширение словарного запаса, развитие орфографической зоркости. Оборудование: заготовленные на карточках слова с пропущенными буквами. 1. Этот «кот» из фланели сшит. Кофта 2. Этот «кот» на Луну летит. Космонавт 3. Этот «кот» из подземных мест. Крот 4. Этот «кот» хворостинки «ест». Костёр 5. Этот «кот» в рукаве живет. Локоть 6. Этот «кот» на руках идёт. Акробат 7. Этот «кот» вызывает смех. Щекотка 8. Этот «кот» восхищает всех. Красота «кот» №9 придумывают дети. 12. «Найди спрятанные слова» Цель: развитие орфографической зоркости. Оборудование: карточки со словами. Содержание: 1) дети ищут и называют спрятанные слова хлев, столб, щель, полк, укол, зубр, коса 2) используя подсказки - какой цветок вручили чемпиону - какое блюдо готовит стряпуха - что за полем, где растет гречка - куда забросили хомут - кто напугал жужелицу 13. «Посади в лодочку» Цель: закрепление умения на слух различать твёрдые, мягкие Согласные. Оборудование: две лодки (синего и зелёного цвета) Содержание: Слова отправляются в путешествие, но не могут разместиться в лодках. Помоги им. Дом, девочка, стол, кровать, мальчик, дядя, стул, соль, ветер, слон, сорока. 14. «Угадайка» Цель: закрепление умения на слух определять, а затем писать слова с мягким знаком и без. Оборудование: карточки с загадками Содержание: дети отгадывают слово и пишут его с комментированием. 1) В яме спит зимою длинной Но чуть солнце станет греть В путь за медом и малиной Собирается (медведь) 2) Уж очень вид у них чудной У папы локоны волной А мама ходит стриженной За что она обижена? Недаром часто злится На всех мамаша (львица) 3) С буквой «ь» - заострённые палки А без неё – имя мальчика. 4) Бываем очень мы вкусны Нас в кипяченом молоке ищи. (пенки) После дерева остались Ростом мы не велики А зовёмся мы (пеньки). 15. «Айболит» Цель: повторение правила жи-ши, развитие орфографической зоркости. Оборудование: текст, с пропущенными слогами. Содержание: помоги врачу дать указания Наташе, которая больна ангиной. Ды… глубже. Пока… язык. Ска… «А-а-а». Пей теплое молоко. Завя… горло. Больше ле…. Успокойся. Скоро поправишься. 16. «Менялки» Цель: расширение словарного запаса Оборудование: слова и буквы Ослик р тазик у Марка у шарил к Барсук и соки ч Содержание: подчеркнутые буквы замени указанными. Прочти Получившиеся слова. 17. «Спортсмены» Цель: закрепление умения применять правило о парных согласных и доказывать. Оборудование: человечки с парными согласными и слова с пропущенными буквами. Содержание: первым к финишу придет тот спортсмен, который соберёт больше «своих» слов. Гра… кро… Стол… пло… Кло… шка… Медве…ь клю… 18. «Чудо-дерево» Цель: закрепление правила ча-ща Оборудование: дерево с разбитыми слогами Содержание: прочитай слова, скажи правило, по которому выросло это дерево. Ча – сы Све - ча Ча – ща Ку – ча Ща – вель Гу – ща Ча – й 19. «Ремонт» Цель: развитие орфографической зоркости Оборудование: карточки со словами, в которых пропущена гласная «а». Содержание: Мы обычные слова Всех нас знает каждый Мы содержим букву «а» Трижды или дважды. Иногда всего одну (Только не в начале) Но сегодня, …Ну и ну! Все они сбежали. Сткн нгрд стрт брбн мрк 20. «Анаграммы, шарады» Цель: актуализация опорных знаний. Содержание: дети по четверостишиям угадывают слова. 1) Я почти что слово бык И известен всем Но прибавь мне букву к Всех козляток съем. Вол - волк 2) С буквой ч для вас я Друг, приятель. А стоит ч сменить на г Пред вами неприятель. Врач – враг 3) С третьей буквой алфавита Я больных лечу А с четвертой к людям Весной прилечу. Врач – грач 4) Мой первый слог есть на лице Второй есть у оленя Соедини их буквой о Получишь сразу зверя. Нос – о – рог 5) Две ноты – союз Всё вместе – игра В которую любит Играть детвора. До – ми – но 21. «Ребусы» Цель: актуализация опорных знаний, развитие мышления. Оборудование: различные ребусы по разным темам. 22. «Забей гол» Цель: развитие умения применять правило о безударных гласных на практике. Оборудование: мячи с «гласными», ворота со словами, в которых пропущена безударная гласная. П…ла р…кА е о а я и Г…рода в…да Ст..на п…тно е о а я и Пл…та гр…бы Содержание: дети делятся на команды, какая из команд быстрее забьет все мячи. 23. «Потерянные слова» Цель: развитие фонематического слуха. Оборудование: картинки со словами, в которых перепутались буквы. Содержание: дети из букв составляют слова, делят на слоги, считают звуки, буквы. еоовлси аоугппи аакчи

Занимательный русский язык (игры)

Занимательный русский язык (игры)

Занимательный русский язык (игры)

Занимательный русский язык (игры)

Занимательный русский язык (игры)

Занимательный русский язык (игры)

Занимательный русский язык (игры)

Занимательный русский язык (игры)

Занимательный русский язык (игры)

Занимательный русский язык (игры)

Занимательный русский язык (игры)

Занимательный русский язык (игры)

Занимательный русский язык (игры)

Занимательный русский язык (игры)

Занимательный русский язык (игры)

Занимательный русский язык (игры)

Занимательный русский язык (игры)

Занимательный русский язык (игры)

Занимательный русский язык (игры)

Занимательный русский язык (игры)

Занимательный русский язык (игры)

Занимательный русский язык (игры)

Занимательный русский язык (игры)

Занимательный русский язык (игры)

Занимательный русский язык (игры)

Занимательный русский язык (игры)

Занимательный русский язык (игры)

Занимательный русский язык (игры)

Занимательный русский язык (игры)

Занимательный русский язык (игры)

Занимательный русский язык (игры)

Занимательный русский язык (игры)

Занимательный русский язык (игры)

Занимательный русский язык (игры)

Занимательный русский язык (игры)

Занимательный русский язык (игры)

Занимательный русский язык (игры)

Занимательный русский язык (игры)

Занимательный русский язык (игры)

Занимательный русский язык (игры)

Занимательный русский язык (игры)

Занимательный русский язык (игры)

Занимательный русский язык (игры)

Занимательный русский язык (игры)

Занимательный русский язык (игры)

Занимательный русский язык (игры)

Занимательный русский язык (игры)

Занимательный русский язык (игры)

Занимательный русский язык (игры)

Занимательный русский язык (игры)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2018