Занятие № 7 (Дюймовочка)
Цель занятия: активизация детей на проявление чувств любви и доверия, снижения общей агрессивности и проявления чувств гнева
Оборудование: красивый цветок (искусственный или живой), ленты на палочках, газовые платки, кукла-колдунья, бабочки из бумаги или ткани.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Психолог повторяет приветствие, выработанное на первом занятии, напоминает детям правила поведения в группе и на занятии.
Работа с макетами «Дерево гнева-дерево добрых поступков»
Ход работы: детям предлагается вспомнить ситуации, когда они близким людям, сверстникам в течение недели причиняли боль своей злостью (дрались, обзывали и т.д.) и вставить кнопку в дерево гнева. Затем рассказать о добром поступке, когда они смогли сдержать свою злость и нарисовать яблоко на дереве добрых поступков.
2.Основная часть.
Инструкция: «Сегодня мы побываем в сказке, где главной героиней является маленькая девочка.
Маленький... А как другими словами можно назвать маленького человечка? Малюсенький, крошечный, мелкий, мелюзговый, крохотный, крохотуля, малыш, малютка, крошка...
Дюймовочка, героиня нашей сегодняшней сказки, была ростом не больше дюйма, т. е. два с половиной сантиметра (психолог пальцами показывает рост девочки). Потому ее и назвали Дюймовочкой.
Вхождение в сказку
— Силы на путешествие по сказке нам подарит волшебный цветок (демонстрируется красивый крупный цветок). Посмотрите на этот цветок очень и очень внимательно и почувствуйте, как его красота и сила переходят в ваше тело: голову... шею... руки... грудь... живот... ноги.
Вы наполнились волшебной силой и готовы к путешествию. Дети садятся в позу расслабления.
Сказка
Жила на свете одна женщина. И не было у нее детей. А ей очень хотелось маленькую девочку. И тогда она решила пойти за помощью к старой колдунье.
— Ну что ж, горю твоему можно помочь, — сказала колдунья. — Вот тебе ячменное зерно. Это не простое зернышко. Посади его в цветочный горшок, а там увидишь, что будет.
И едва успела женщина посадить зерно в землю, как из него тотчас же вырос прекрасный большой цветок. Внутри цветка что-то щелкнуло, и он весь раскрылся. В его чашечке сидела хорошенькая крошечная девочка, ростом не больше дюйма.
Скорлупка грецкого ореха была колыбелькой Дюймовочки, а лепесток розы — одеялом. Однажды ночью, когда Дюймовочка спала в своей чудесной колыбельке, в окно вскочила большущая жаба, отвратительная и мокрая. Она подхватила ореховую скорлупку с девочкой и утащила ее на свое лягушачье болото.
Игра «Лягушата»
Ход игры: дети садятся на корточки в позу «лягушат»: раздвинув в стороны колени и упершись ладонями в пол перед собой. «Лягушата» улыбаются сжатыми губами и очень широко. С напряжением раскрывают глаза. Сохраняют некоторое время это выражение, затем расслабляют лицо: глаза... веки... щеки... губы. Повторяют это два-четыре раза, наблюдая за изменениями в лице.
Затем дети садятся в позу расслабления и выполняют хлопки с одно временным кваканьем в определенном ритме и темпе:
КВА — ква-ква, КВА — ква-ква, КВА — ква-ква.
Психолог обращает внимание на то, чтобы упражнение выполнялось согласованно: никто из детей не должен опережать других, отставать от других ил и произвольно менять ритм. Психолог выполняет упражнение вместе с детьми.
— Вот славная жена для моего сынка, — сказала жаба, и Дюймовочка горько-горько заплакала. Ей вовсе не хотелось выходить замуж за сына жабы.
Маленькие резвые рыбки в реке пожалели прелестную девочку.
Они попросили рака перекусить лист кувшинки, на котором сидела Дюймовочка, и листок поплыл по ручью.
Лист кувшинки плыл все дальше и дальше. Мимо пролетал майский жук. Он увидел Дюймовочку, схватил ее и унес на дерево.
Там майский жук покормил Дюймовочку сладким цветочным соком и сказал, что она прелесть какая хорошенькая, хоть и совсем не похожа на жука.
Игра «Любование»
Ход игры: выбирается Дюймовочка, садится на стульчик.
Каждый «жук», подлетая к «Дюймовочке», должен ласково погладить ее по плечу, голове или рукам и выразить свое восхищение, например: какая ты красивая (прелестная, замечательная, удивительная, чудесная, восхитительная).
Или: какие у тебя красивые (волосы, плечи, глаза...).
Потом к ним пришли с визитом другие жуки, которые жили на том же дереве, оглядели Дюймовочку с ног до головы и нашли, что она совершенно некрасива, потому что непохожа на них.
• У нее только две ножки! Какое убожество!
• У нее даже нет усиков!
• Какая у неё тонкая талия!
• Фи, она похожа на человека!
На самом деле Дюймовочка была прелестна.
Она не стала обижаться на жуков и подружилась с другими обитателями леса: стрекозами, муравьями и бабочками.
По утрам Дюймовочка ела сладкий цветочный мед и пила росу.
Днем слушала птиц и танцевала с бабочками. Все лето прожила Дюймовочка в лесу.
Игра «Танец с бабочками»
Ход игры: психолог включает спокойную, тихую музыку, и дети танцуют с газовыми платками. Движения — мягкие, спокойные, плавные. Дети танцуют в парах.
Заключение
Всю волшебную силу мы истратили, поэтому попрощаемся с Дюймовочкой до следующего занятия.
Ритуал «выхода» из сказки.
- Нам пора покидать волшебную страну. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и подарим друг-другу улыбку.
3. Заключительный этап.
Психолог: «Вот и закончилось наше занятие. Я надеюсь, что вам было весело, все понравилось, и вы отдохнули. Ребята, прежде чем мы попрощаемся, нарисуйте, пожалуйста, свое настроение в данный момент. Можете выбрать любой цвет. Постепенно из ваших рисунков мы создадим «Карту настроения».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.