Муниципальное казённое специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
Занятие для педагогов с элементами тренинга
«В мире эмоций»
Составила и провела педагог-психолог: М.Г. Кильчурина
г. Усть-Катав
Цель мини тренинга:
- снятие эмоционального и мышечного напряжения для укрепления психологического здоровья педагогов.
Задачи:
- создать в группе атмосферу эмоциональной свободы, доверия друг к другу, сотрудничества;
- познакомить с приёмами саморегуляции;
- осознание и принятие своих негативных эмоций;
- анализ собственных источников негативных переживаний, выявление ресурсов, направлений роста;
- освоение способов управления эмоциями.
1. Мотивационный блок.
(Педагог-психолог). Хочу начать с одной притчи.
Одна молодая женщина, очень много времени отдавала своей работе. Она
выполняла ее быстро и качественно, но при этом сетовала на то, что не успевает
сделать за день всё, что намечает. Услышал ее жалобы старец, проходивший мимо, и
сказал:
- А ты, милая, пойдем-ка со мной в дальний путь – может я смогу тебе помочь
решить твою проблему. Но прежде сделай те свои дела, без завершения которых
нельзя двинуться в путь. Как сделаешь – позови меня.
(Как вы думаете, что ответила женщина старцу?).
Женщина подумала совсем немного и ответила:
- Я уже готова.
Всем добрый день! Да, действительно, всех дел не переделать. Впереди
еще половина рабочего дня и много домашних хлопот. Но, несмотря на это, Вы
смогли найти время для нашего общения и я рада поприветствовать
Вас. Сегодня мы будем говорить о наших эмоциях, а тема сегодняшнего мини
тренинга звучит так: «В мире эмоций».
Итак, начинаем.
2. Приветствие, знакомство.
Успех в работе повышает настроение, но учителю необходимо постоянно регулировать своё настроение.
Упражнение «Портфель настроения»
Цель: оценка своего эмоционального состояния.
Инструкция: У меня в руках вот такой портфель. Нам необходимо заполнить его, Вашим настроением. Я предлагаю выбрать тот цвет, который соответствует Вашему самочувствию на данный момент и положить в портфель.
Упражнение «Знакомство: Ха-хи-ха!»
Любой тренинг начинается со знакомства и приветствия членов группы.
Как правило, участники подобных мероприятий могут представляться кем и как
угодно. И сегодня у каждого из Вас есть такая возможность.
(Участники передают друг-другу сердечко). Представьтесь, пожалуйста, заменив
все согласные буквы в Вашем имени на букву Х. Произнесите его громко, по
слогам, стараясь выдыхать воздух на каждом слоге.
(Рефлексия по желанию).
3. Основная часть.
Немного теории.
В условиях модернизации образования повышаются требования не только к программам обучения, но и к личности самого педагога. В связи с этим, возникают противоречия между требуемой мобилизацией деятельности и наличием внутренних ресурсов педагога. Педагоги испытывают эмоциональные перегрузки, ведущие к возникновению невротических расстройств, эмоциональному выгоранию и деформации личности.
Таким образом, организация работы по сохранению психологического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач психологической службы, а проблема эмоциональной регуляции – одной из важнейших проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога.
Немного интересных фактов:
- Зависть и злость - поражают органы пищеварения;
- Страх – щитовидную железу;
- Печаль и уныние - приводят к быстрому старению;
- Несдержанные эмоции – заболеванию сердца.
Американский психолог Дон Пауэлл советует «Каждый день находить повод, чтобы хоть немного посмеяться».
Снятию стресса помогают как смех, так и слёзы.
Лечебная сила смеха известна всем: смех улучшает кровообращение, пищеварение, помогает мозгу выделить эндорфины – природные вещества, снимающие боль.
Помните, тот, кто смеётся, живёт долго!
Большинство людей признаются, что после слёз, они чувствуют себя лучше. Учёные считают, что слёзы очищают организм от вредных продуктов стресса.
Не бойтесь плакать!
· Упражнение «Племя бумба-юмба»
Психолог. Представьте себе, что мы с вами попали в племя бумба-юмба. Поприветствуем жителей так, как принято в их племени.
- По сигналу — один хлопок в ладоши — мы должны дотронуться локтями,
- по сигналу — два хлопка в ладоши — потереться спинками,
- по сигналу — три хлопка в ладоши - потереться плечами.
Рефлексия: какие чувства вы испытывали?
· «Лейбл или Ярлык».
Запомните: Если в голову пришла негативная мысль, надо мысленно отстраниться от нее и наблюдать за ней со стороны, но не позволять этой мысли завладеть собой. Понаблюдайте за ней со стороны. Что она хочет? Негативные мысли имеют силу только над вами и только в том случае, если вы реагируете на них страхом, тревогой. Они получают эту силу от вас. Как только вы перестаете на них реагировать, они теряют власть.
Скажите: «Это всего лишь негативная мысль!»
· Упражнение «Ведро мусора».
Основная цель данного упражнения: осознание и освобождение от своих негативных эмоций и чувств.
(Психолог показывает мусорное ведро и предлагает обсудить:
- для чего оно нужно?
- почему его необходимо постоянно освобождать).
(Психолог предлагает педагогам представить жизнь без такого ведра). (Обсуждение).
Психолог: Важно понять, что тоже происходит с негативными чувствами годами «засевшими» в нашей душе и необходимость от них избавляться. Предлагается вспомнить все негативные ситуации, произошедшие с ними за этот год, представить их, попытаться испытать эти эмоции снова, а затем на листах бумаги записать эти чувства и выбросить в мусорное ведро старые и ненужные обиды, страхи.
· Игра-задание «Выразительная речь».
Психолог: Педагогу важно владеть собой, регулировать свое эмоциональное состояние. И все это ярко выражается через слово и мимику.
(Предлагается разделиться на две команды).
1-й команде: Произнесите фразу «Иди сюда»
- громко;
- возмущенно;
- радостно;
- таинственно.
2-й команде: Скажите «Молодец»
- тихо;
- громко, ласково;
- удивленно;
- радостно.
Упражнение «Реклама».
Психолог: И в подтверждение, что наша профессия, одна из самых важных, лучших, востребованных - прошу каждую команду в течение минуты придумать слоган или девиз (буквально одну-две фразы), чтобы похвалить профессию, себя, команду в которой вы участвуете.
4. Заключительная часть
Снятие эмоционального напряжения.
Упражнение «Летать»
Цель: к приливу жизненной энергии, улучшения здоровья.
Представьте широкое, бескрайнее поле. Тихий летний день, вы чувствуете аромат цветов, слышите пение птиц и стрёкот кузнечиков. Небо над вами чистое и ясное. Вы идёте по полю, и вам необычайно легко, как будто ноги не касаются земли. Тело кажется невесомым. Вы чувствуете, что ещё немного – и взлетите. Вы отталкиваетесь ногами от земли и устремляетесь ввысь. Вы летите над землёй на любой комфортной для вас высоте. Можете летать совсем низко, в метре от земли, а можете взмыть под облака. Можете двигаться по своей воле, и прямо в воздухе менять положение тела с вертикального на горизонтальное и наоборот, а можете даже покувыркаться на лету. Вы наслаждаетесь полётом столько, сколько хотите, а затем плавно и мягко вновь спускаетесь на землю.
Поместите образы в серебряный шар и отпустите от себя.
(Это упражнение вы можете повторять каждый день, найдите время, когда вас не потревожат – лучше всего вечером перед сном).
Так же я вам предлагаю методики для:
· Удачи в любом деле и исполнения желаний;
· Финансового успеха, прибыли, богатства;
· Получения помощи и покровительства;
· Профессионального роста, успеха в делах;
· Преодоления трудностей и препятствий, разрешения проблем;
· Улучшения здоровья;
· Счастья в личной жизни, благополучия семьи;
· Счастливых перемен, новых встреч и радостных вестей;
· Улучшения отношений с людьми.
Пожелание:
В сложной жизненной ситуации предпочитайте активно действовать, нежели переживать. Позитивно и доброжелательно относитесь ко всему окружающему: к людям, к природе, к миру, к себе.
Психолог: Спасибо всем за активное участие в мини тренинге! Любите и цените себя, свой труд, свою жизнь! Верьте в себя, свои силы и возможности!
Благодарю всех за работу!
Литература:
1. Васильев В.Н. Здоровье и стресс. Москва, 1991
2. Никифоров Г.С. Психология здоровья. СПб., 2003
3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. Москва, 2005
4. Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы. СПб., 2003
5. Черепанова Е.Н. Психологический стресс. Москва, 1996.
Так же я вам предлагаю методики для:
· Удачи в любом деле и исполнения желаний;
· Финансового успеха, прибыли, богатства;
· Получения помощи и покровительства;
· Профессионального роста, успеха в делах;
· Преодоления трудностей и препятствий, разрешения проблем;
· Улучшения здоровья;
· Счастья в личной жизни, благополучия семьи;
· Счастливых перемен, новых встреч и радостных вестей;
· Улучшения отношений с людьми.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.