Государственное казенное учреждение социального обслуживания Ярославской области Рыбинский социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних «Наставник».
Занятие «Кто приходит к нам на помощь в трудный час (служба спасения)».
Подготовила воспитатель
ГКУ СО ЯО СРЦ «Наставник»
Яворская Валентина Петровна
Пояснительная записка
На сегодняшний день одним из приоритетных направлений государственной политики является сохранение и укрепление здоровья населения в целом и особенно подрастающего поколения. Здоровье является условием успешного роста и развития личности, ее духовного и физического совершенствования. Поэтому сохранение и укрепление здоровья детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, стало приоритетным направлением воспитательного процесса нашего учреждения. В ходе работы ставится задача научить детей ценить и сохранять свое здоровье. Ведь счастливый ребенок – это, прежде всего, здоровый ребенок. Сделав выбор в пользу здорового образа жизни и сохранения своей жизни и здоровья, наши воспитанники будут успешны и благополучны в дальнейшей жизни.
В стационарном отделении ГКУ СО ЯО СРЦ «Наставник» разработана программа воспитательной работы, «Азбука здоровья» в которую входят занятия «Основы безопасности жизнедеятельности», где дети младшего школьного возраста учатся различать опасные и чрезвычайные ситуации. Знакомятся со службами спасения и особенностями их работы в экстремальных ситуациях.
Данное занятие направлено на формирование у воспитанников представления об опасных ситуациях и способах поведения в них, а так же закрепление навыка алгоритма взаимодействия со службами спасения в экстремальной ситуации.
Цель: Расширение представлений воспитанников школьного возраста о функциях, особенностях работы в экстремальных ситуациях служб спасения (Пожарная, Полиция, Скорая помощь). Создание условий для закрепления алгоритма взаимодействия со службами спасения в экстремальной ситуации.
Образовательные задачи: Познакомить с понятием «Экстремальная ситуация». Научить определять отличие экстремальной ситуации от бытовой проблемы.
Развивающие задачи: Закреплять навык взаимодействия со службами спасения в экстремальной ситуации. Стимулировать развитие речевой активности и мышления.
Воспитательные задачи: Воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, инициативности, ответственности.
Оборудование: цифры «01», «02», «03», плакаты с сюжетными картинками, картинки с изображением спецтранспорта.
Ход занятия.
1. Орг. момент.
Дети, взявшись за руки, образовывают круг.
В.: Давайте, перед началом занятия, мы с вами передадим друг другу хорошее настроение, добро. Для этого каждый пожмет руку соседа слева.
Сегодня, на нашем занятии, мы с вами поговорим об опасных для человека жизненных ситуациях (чрезвычайных) и способах поведения в них.
А как вы думаете, какие ситуации считаются опасными или чрезвычайными? Сейчас я буду называть ситуации, а вы попробуйте определить, какая из этих ситуаций обычная, а какая экстренная или чрезвычайная и объяснить, почему вы так считаете. Если ситуация обычная, то вы должны будете поднять зеленую карточку. Если чрезвычайная - красную.
1. Меня поцарапала кошка. (Обычная)
2. Я увидела, что из соседнего дома вырывается пламя огня. (Чрезвычайная)
3. Мальчики играли в футбол, и мяч попал в штангу. (Обычная)
4. Незнакомец стучится в дверь, угрожает. (Чрезвычайная)
5. Тебе наступили на ногу. (Обычная)
6. Человек упал в лужу. (Обычная)
7. Люди заблудились в лесу. (Чрезвычайная)
8. Дети катаются на льдине. (Чрезвычайная)
9. Из печной трубы дома идет дым. ( Обычная) В.: Молодцы, вы правильно справились с заданием.
Итак, чрезвычайная ситуация это – обстановка, на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
А теперь мы познакомимся с теми службами, которые приходят к нам на помощь в трудный час.
2. Службы спасения.
В.: Ребята, существуют службы спасения, которые оказывают людям незамедлительную помощь, помогают в беде. Включая сирены, они быстро мчатся на помощь на специальных машинах. Кто догадался. Что же это за машины и службы?
(Показ игрушечных машин или сюжетных картинок по ходу рассказа).
Служба 01. – это пожарная служба.
Когда люди неаккуратно обращаются с огнем, возникает пожар - сгорают вещи, квартиры, дома, леса, а главное гибнут люди. На помощь приходит пожарная служба.
Если вдруг пожар возник
Ты обязан в тот же миг
В часть к пожарным позвонить
О пожаре сообщить
Знает каждый гражданин
Пожарный номер 01.
Пожарные быстро потушат огонь, ведь они специально обучены, и в их машинах есть специальные инструменты для тушения пожара: топор, лопата, шланг, огнетушитель, а главное вода.
Служба 02.- полиция.
Если вашей жизни угрожает опасность, вам поможет полицейский.
Если кто-то лезет в дом,
Пробивая двери лбом,
Двери держатся едва-
Позвони скорей 02.
Служба 03.- служба скорой медицинской помощи.
Если вдруг ты сильно захворал,
Простудился или ногу поломал,
В тот же миг по телефону набери
Номер «Скорой помощи- «03».
Медицинские работники спасают миллионы человеческих жизней.
01, 02, 03- номера телефонов специальных служб, которые знают все люди, и очень важно, чтобы эти номера знали все дети. А еще есть единый номер вызова спецслужб - номер МЧС- 112. По этому номеру можно обратиться по любой чрезвычайной ситуации и специалисты помогут вам.
В.: Ребята, а вы знаете, что службы спасения «01», «02», «03» работают круглосуточно, т. е. и днем и ночью. Потому что в любой момент с людьми может произойти беда.
3.Физкультминутка.
Кто шагает дружно в ряд Шагают друг за другом.
Мы пожарников отряд.
От жары горит лицо Делают круг.
Мы огонь возьмем в кольцо.
Едкий дым колюч и горек Складывают руки «топориком».
Тут поможет лишь топорик.
Пламя в щели так и бьет Делают махи руками.
Прорублю я в стенке ход.
Багром дотянусь до горящих досок Поднимаются на носки.
Лопатою пламя зарою в песок. Изображают движения.
3. Дидактическая игра «Когда надо обратиться в службы спасения».
В.: Ребята, а как же нам вызвать службу спасения?
Дети: Надо позвонить.
В.: Правильно! Чтобы нам позвонить, надо знать не только номер телефона, но и правила сообщения по телефону о происшествии. Сейчас мы с вами познакомимся с ними.
Я покажу, как это делается.
1.Набрать необходимый номер.
2.Назвать свое имя. Фамилию.
3.Указать, что именно произошло.
4. Сообщить адрес происшествия.
( Дети обыгрывают ситуации с телефоном, закрепляя правильную последовательность при вызове спецслужб.
Один из ребят выходит к доске, где размещен «телефон»
и «звонит» в полицию, в скорую, или по общему номеру спасения. Дети, сидящие на своих местах, могут быть «диспетчерами» той или иной службы. Перед каждым на столе стоит табличка с номером службы спасения,»01»,»02»,»03»,»112» ).
Например: Здравствуйте. Меня зовут Алексей, мне 6 лет. Хочу сообщить о пожаре. Адрес - Пятилетки 55.
Диспетчер: Здравствуйте Алексей. Ваше сообщение принято. Пожарная служба выехала.
В.: Ребята, запомните это навсегда, может быть благодаря этим знаниям, вы спасете жизнь и свою и чужую.
5.Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Я узнал…Я научился…Мне понравилось…Для меня стало новым.
В.: Спасибо! Всем хорошего дня.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.