Занятие на тему: «Откуда берется дождь?»
Цели: Дать детям элементарное представление об образовании дождя; научить проводить элементарные опыты и эксперименты, научить детей мыслить, делать правильные умозаключения; развивать любознательность; воспитывать интерес к природе и бережное отношение к окружающей среде.
Оборудование:
Ход занятия:
-О чем пойдет сегодня речь на занятии, вы узнаете, если отгадаете загадки.
Он пришел наполнил кадки,
Поливал усердно грядки,
С шумом окна промывал,
На крыльце потанцевал,
Побродил по крыше вволю
И ушел по лужам в поле (дождь).
I. Пальчиковая гимнастика.
Кап-кап! Кап-кап!
Дождь закапал на цветы,
На деревья, на кусты.
Дождик-дождь, что ты льешь-
Нам гулять не даешь!
Прибежали мы домой,
Вот так дождик! Ой-ой-ой!
Дождик-дождь, что ты льешь-
Нам гулять не даешь!
II. Предложить детям подумать и ответить на вопрос «Почему идет дождь?» Выслушать их ответы.
III. А сейчас мы узнаем, как рождается дождь. Дождь идет потому, что есть солнце. И это чистая правда. Жар солнца испаряет воду с поверхности морей, озер и рек (показать репродукции с изображением моря реки и озера). Этот «водяной пар» поднимается на небо и преспокойно разгуливает там до тех пор, пока вдруг не попадет под холодную воздушную струю: от страха пар превращается в мельчайшие капельки воды. Из них образуются облака. Эти облака бросаются бежать, но дешево им не отделаться, потоки холодного воздуха устремляются в погоню. Водяные капли становятся все крупнее и все тяжелее, пока вдруг не обрушиваются на землю.
IV. А сейчас мы сами можем вызвать дождь с помощью опыта.
Опыт. Наполним кубиками льда кастрюльку с ручкой и подержим ее над большой кастрюлей с кипящей водой. Что же произойдет? Очень влажный горячий воздух насыщен паром, поднимается вверх и нагревает стенки охлажденной льдом кастрюльки. Пар этот конденсируется, оседая на стенках кастрюльки, сливается в большие капли и стекает вниз. Идет дождь.
V. Физкультурная минутка.
Пусть стоят на месте ножки
Только хлопают ладошки
Хлопай, хлопай, хлопай, хлопай!
Хлоп, да хлоп перед собой!
VI. –Дети, я вам даю загадки, вам нужно их отгадать и зарисовать модели.
· Солнышко;
· Река;
· Облако;
· Дождь.
VII. Дидактическая игра: «Да-нет»
VIII. Что можно нарисовать из капельки дождя.
IX. –Дети, после сильного дождя что появляется на небе? Сколько цветов у радуги?
Дидактическая игра: «Радужный хоровод»
Опыт№ 1. Плотно сжать сухой комок ваты. Затем опустить его в блюдце с водой. Комочек ваты будет разворачиваться и набухать от воды. Осторожно приподнять вату и (пинцетом) за верхнюю часть над блюдцем. Если воды достаточно, то капли начнут падать в блюдце. Дождь бывает нескольких видов:
· Ливень,
· Косо хлёст,
· Ситничек
Итог: -Вернемся к цели нашего урока. Причины возникновения дождя. Что интересного вы сегодня узнали, услышали, увидели. Что понравилось на занятии? Понравилось ли проводить опыты.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.