Выполнила:
Учитель начальных классов
Школы №21 им.Э.П.Шаффе
Г. Санкт-Петербург
Гринева Рита Александровна
Занятие по теме: Пионеры-герои Великой Отечественной войны в 3 классе
Цель: ознакомление учеников третьего класса с биографиями и судьбами пионеров-героев и с их подвигами. Повышение интереса к истории. Расширение кругозора учеников. Формирование представления о мужестве и стойкости.
Задачи:
Образовательная: познакомить детей с историей пионеров-героев во время Великой Отечественной Войны.
Развивающая: развивать мышление, память и творческие способности у учеников начальной школы. Развивать чувство патриотизма у детей.
Воспитательная: воспитывать интерес к истории своего государства, формировать чувство гордости за героические истории своей страны.
Методы:
1. Беседа
2. Рассказ
3. Творческие упражнения
4. Викторина
Форма: Занятие с использованием игровых моментов.
Возраст: 9-10 лет
Источники:
Оборудование:
1. Мел
2. Доска
3. Презентация
4. Мультимедийная установка
5. Видеоролик
Регламент времени:
№ |
Этап |
Содержание |
Время |
1 |
Организационный момент |
Знакомство с детьми и проверка готовности к занятию |
2 минуты |
2 |
Введение |
Обсуждение картинок на экране. Подбор слов для картинок. |
3 минуты |
3 |
Основная часть |
3.1.Вступительное слово (обсуждение, кто такие пионеры) 3.2.Участие детей в войне 3.3.Физкультминутка 3.4.Краткие биографии героев 3.5.Выполнение кроссворда |
2 минуты
5 минут 2 минуты 12 минут 10 минут |
4 |
Обобщение |
Стихотворение, текст и обсуждение |
4-5 минут |
5 |
Подведение итогов |
Минута молчания под звуки метронома. Если кто-то желает, высказаться по поводу проведенного классного часа. |
3 минуты |
Ход занятия
Учитель: Здравствуйте! Сегодня у нас с вами будет занятие с очень серьезной темой, поэтому я вас очень прошу собраться и внимательно слушать. Надеюсь, что в конце занятия мы успеем с вами обсудить услышанное.
Слайд 1.
Посмотрите, пожалуйста, на изображения. Что вы видите?
Как вы считаете, о чем я хочу сегодня с вами поговорить?
Дети могут ответить:
-пионеры
-военные
- прошлое нашей страны и другое.
Вы молодцы. Действительно. Сегодня я хочу поговорить с вами на тему: Пионеры-герои во время Великой Отечественной войны.
Кто же такие пионеры? На прошлом уроке вы обсуждали скаутов, а теперь поговорим о пионерах.
Пионеры – это члены пионерской организации. Она появилась в нашей стране, которая в то время называлась Советский Союз, в 1922 году. В нее принимались дети с 9 до 14 лет. Быть пионером было очень почетно.
22 июня 1941 года немецкие войска вероломно без объявления войны напали на нашу страну. Это было на рассвете, когда все люди спали, ровно в 4 часа утра. Германские самолёты стали бомбить города и сёла. Многие люди остались без жилья.
Война их рано
сделала бойцами,
Лишила детства, радости, любви,
Когда фашисты грозными рядами
По Родине безжалостно прошли.
И бить врага, и мстить ему за горе
В те годы рвался каждый мальчуган,
Война их в одночасье превратила
В подпольщиков и юных партизан.
Они бесстрашно ночью шли в разведку
И под откос пускали поезда,
Но падали от пуль врага на землю,
В застенках замолкали навсегда.
Мальчишек Лёню, Валю и Марата,
И Зину – девочку, ослепшую в плену.
Мы не забудем! Мы их будем помнить!
И проклинать ту страшную войну.
Слайд 2.
Военное время особенно тяжело переживали дети. До войны почти каждый из них жил в своей семье и не думал о том, что будет завтра. И вот 22 июня 1941 года все "погрузилось во мрак", разбились мечты… И обыкновенные школьники стали храбро сражаться с врагом, освобождая от него родную землю.
Слайд 3.
Многие из них участвовали в партизанской борьбе, где ходили в разведку, совершали диверсии. Кто такие партизаны? Когда фашисты захватывали город, село или деревню, многие жители собирались и уходили в леса, добывали оружие и сражались с врагом. В этих отрядах воевали мужчины и женщины, старики и дети.
Слайд 4.
За боевые заслуги более 35 тысяч детей и пионеров были награждены орденами и медалями, четверо пионеров были удостоены звания Герои Советского Союза: Валя Котик, Марат Казей, Зина Портнова, Леня Голиков.
Слайд 5.
Читая книги о борьбе советского народа с фашистами, вы часто встретите слово подпольщики. Они вели тайную борьбу с врагами, находясь в городах и селениях, которые были захвачены немцами.
Слайд 6.
Им приходилось постоянно притворяться, таиться даже от родных и близких. Любой неосторожный поступок приводил к арестам, пыткам, смертям.
Слайд 7.
Теперь вы знаете, кто такие пионеры. Узнали, что они активно сражались с врагами с первого дня войны и в основном это были партизанские и подпольные организации.
Сейчас постарайтесь очень внимательно слушать о каждом герое. Потому что в конце, я вам дам задание. Но для того, чтобы быть внимательным, нужно немного отдохнуть.
Слайд 8.
Валя Котик.
Присмотревшись к мальчику, ему доверили быть связным и разведчиком своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его... На его счету — шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту.
Слайд 9.
Марат Казей
Вместе с сестрой Адой, пионер Марат Казей ушел к партизанам. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу. Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя.
Слайд 10.
Зина Портнова.
Война застала ленинградскую пионерку- Зину Портнову в деревне, куда она приехала на каникулы. С первых же дней она включилась в борьбу с врагом, она стала членом молодежной организации «Юные мстители». Она участвовала в различных операциях против врага. Но ее выдал предатель. Фашисты пытали юную партизанку. Но ответом врагу было молчание. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрелила в фашиста. Зине не удалось сбежать. Она была схвачена. До последней минуты она оставалась стойкой и мужественной.
Слайд 11.
Леня Голиков.
Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам. Много раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Он погиб зимой 1943 года.
Слайд 12.
Юта Бондаровская.
Юта была девочкой-подростком, когда в июне 1941 года ее застала война. Жительница Ленинграда оказалась в Пскове. Здесь ее и встретила немецкая оккупация. Юта стала партизанкой. Она передавала в отряд ценный сведения, ходила на самые ответственные задания. Погибла в конце войны, уже узнав, что ее родной Ленинград освобожден из блокады.
Слайд 13.
Вася Коробко.
Вася был партизаном, совершившим много подвигов, в числе которых подрыв мостов и вражеской техники и работа разведчиком. Вася нанялся на подсобные работы в штаб немцев, выполняя их, он следил за фашистами и передавал партизанам важные сведения. Юный партизан погиб в бою.
Слайд 14.
Надя Богданова.
Надя была членом партизанского отряда. Дважды она оказывалась в немецком плену, дважды ее после страшных пыток казнили немцы, но оба раза мужественная девочка оставалась живой. После войны ее считали погибшей, но спустя 15 лет Надежда услышала по радио передачу о себе и рассказала о том, что она жива.
Слайд 15.
Галя Комлева.
Галя была связной партизанского отряда в Ленинградской области. Юная связная переправляла важные сведения в отряд вместе с хлебом, картошкой, продуктами, которые доставала с большим трудом. Писала листовки и ночью разбрасывала их по поселку, занятому фашистами. Попала в плен к немцам. После жестоких пыток никого не выдала. Была расстреляна.
Слайд 16.
Лара Михеенко.
Школьница из Ленинграда. Стала связной партизанского отряда. Переодевшись в лохмотья, ходила Лара по деревням, выведывала, где и как расположены орудия, расставлены часовые, что за поезда проходят через ближайшие станции. Она сообщала эти сведения в отряд и сама участвовала в боевых оперциях. Была выдана немцам предателем. Расстреляна фашистами.
Слайд 17.
Аркадий Каманин.
Он мечтал о небе, когда был еще совсем мальчишкой, потому что его отец был летчик. Когда началась война, он пошел работать на авиационный завод, потом на аэродром. Однажды он находился в самолете вместе с опытным пилотом. Пуля разбила стекло кабины. Летчика ослепило. Аркадий смог сам посадить самолет на аэродром. Вскоре он начал летать самостоятельно. Однажды с высоты юный пилот увидел наш самолет, подбитый фашистами. Под сильнейшим огнем Аркадий приземлился, перенес летчика в свой самолет, поднялся в воздух и вернулся к своим. До самой победы сражался Аркадий с фашистами.
Однажды, в найденном дневнике немецкого солдата была обнаружена запись: "Мы никогда не победим русских, потому что дети у них сражаются, как герои".
Я надеюсь, что вы очень внимательно прослушали короткие истории о героях – пионерах. Теперь я хочу дать вам задание «Кроссворд»…
Слайд 18.
9 мая 1945 года война
закончилась. Огромные потери понесла в ней наша Родина – и сегодня еще не
известно точное число погибших. Советские воины – и выдающиеся полководцы, и
рядовые солдаты, и дети-герои, - все они отстаивали землю своих отцов, своё
Отечество.
Поэтому мы должны помнить их — и больших, взрослых, и маленьких героев этой
страшной войны. У нас нет права забыть то, что пережили наши прадеды! У нас нет
права забыть тех мальчишек и девчонок, которые не жалели себя во имя победы!
Юные погибшие
герои,
Юными остались вы для нас.
Мы – напоминание живое,
Что отчизна не забыла вас.
Жизнь иль смерть – и нету середины
Благодарность вечная вам всем,
Маленькие стойкие мужчины,
Девочки, достойные поэм.
Сейчас я хочу объявить минуту молчания. Для этого нам нужно всем встать. Молча прослушать звук метронома. Почему во время минуты молчания в нашей стране все слушают метроном? Потому что во время войны из каждого радиоприемника раздавался это стук, и люди знали, что страна еще не захвачена врагом. Прошу вас еще раз вспомнить то, что вы сегодня услышали.
Кроссворд для закрепления знаний
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
1 Она застрелила фашиста во время допроса.
2 Он управлял самолетом
3 Оказалась во Пскове во время начала войны
4 Ее дважды казнили, но она осталась жива
5 Переодевшись в лохмотья, ходила в разведку в расположения врага
6 Нанялся на работы в штаб немцев
7 -
8 Один преследовал немецкого генерала и убил его
9 Писала листовки и ночью разбрасывала их поселку, захваченному фашистами
10 Так назывался наш город во время войны
11 На его счету шесть взорванных вражеских эшелонов
12 Последней гранатой взорвал себя и врагов
Имена героев : Валя Котик, Марат Казей, Зина Портнова, Леня Голиков, Юта Бондаровская, Вася Коробко, Надя Богданова, Галя Комлева, Лара Михеенко, Аркадий Каманин
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.