Занятие нравственной культуры личности по обществознанию... можно дистанционное
Оценка 5

Занятие нравственной культуры личности по обществознанию... можно дистанционное

Оценка 5
doc
02.02.2020
Занятие нравственной культуры личности по обществознанию... можно дистанционное
Человек по Канту и нравственная культура личности при уходе за инвалидами.doc

«Человек может быть только целью, но не средством». (И.Кант).

Урок нравственной культуры личности по обществознанию.

10 класс.

Здравствуйте. Я бы как инвалид и который помогал с проектами, хочу, чтобы мою семью перестали замедливать. И надо мной бы как вестибулрником прекратили бы измываться как и над детьми.. и соседи и близкий человек, на которого осталось хоть какая то надежда. И чтобы и все было умнее и добрее и мягче…

«Поступай с человеком так, как ты хочешь, чтобы он поступал с тобой».

Картинки по запросу Дом Канта в германии

Домик Канта в Модиттене. Фото из архива А. Бахтина

 

Кант. Портрет работы неизвестного художника.

Иманнуил Кант. Портрет неизвестного художника.

Цель:

Сформировать представление о составляющих и законах формирования нравственной культуры личности.

Задачи:

1.     Создать представление о нравственных правилах И.Канта, как законах духовной культуры.

2.     Сформировать умение анализировать нравственную личность, доброжелательную к людям.

3.     Начать формировать социальнокультурную компетенцию, которая позволяет создавать портрет нравственной личности, поступающую по законам морали.

4.     Приобщить к глубокому гуманизму, как главной основе нравственности.

Методы: методы изучения нового материала, закрепления, проверки знаний; в обучении – словесные, наглядные, практические.

По характеру познавательной деятельности методы данного урока: объяснительно-иллюстрационный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый.

Вид урока: Урок-лекция, изучения нового материала, урок самоопределения и самореализации.

Формы работы: работа с графической наглядности, определениями, обсуждение, беседа, дискуссия.

1.Приветствие: Здравствуйте. Сегодня мы поговорим о человеке в его нравственном развитии.

2. Мотивация: Как Вы понимаете евангельскую истину и нравственный императив И. Канта «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой?» (Цитата оформлена красиво на презентации).

3.Закрепление материала: что есть человек и как вы понимаете, что входит в духовную культуру? Как Вы понимаете, что такое, самый маленький человек, биологический вид, индивид? Почему работа, творчество морально облагораживает даже самого умственно отсталого индивида, создает нравственную культуру?

И.Кант: «Человек должен поднять культуру своей воли до самого чистого добродетельного образа мыслей, когда закон становится также мотивом его сообразных с долгом поступков».

И.Кант: «Теперь я утверждаю: человек и вообще всякое разумное существо существует как цель сама по себе, а не только как средство для любого применения со стороны той или другой воли; во всех своих поступках, направленных как на самого себя, так и на другие разумные существа, он всегда должен рассматриваться также как цель.
Показать полностью… Все предметы склонности имеют лишь обусловленную ценность, так как если бы не было склонностей и основанных на них потребностей, то и предмет их не имел бы никакой ценности. Сами же склонности как источники потребностей имеют столь мало абсолютной ценности, ради которой следовало бы желать их самих, что общее желание, какое должно иметь каждое разумное существо, - это быть совершенно свободным от них. Таким образом, ценность всех приобретаемых благодаря нашим поступкам предметов всегда обусловлена. Человек не может быть средством ни для себя, ни для кого другого, ни быть убийцей, ни самоубийцей».

«Таким образом, если должен существовать высший практический принцип и по отношению к человеческой воле - категорический императив, то этот принцип должен быть таким, который исходя из представления о том, что для каждого необходимо есть цель, так как оно есть цель сама по себе, составляет объективный принцип воли, стало быть, может служить всеобщим практическим законом».

Цель нравственного закона-понимание пространства, любовь к человеку, понимание и его также.

Нравственность —качество человека, связанное с этикой, некие правила, которыми руководствуется человек в своём выборе.

Как Вы понимаете нравственные правила о человеке, о принципе воли, добродетельных мыслях?

4.Работа с презентаций, раздаточными таблицами на столах.

Посмотрите на таблицу, послушайте определения, подумайте, что у вас есть добавить к ним по содержанию.

 

 

Таблица индивид, личность индивидуальность, -стенд или презентация

Индивид

Индивидуальность

Личность

Индивид (от лат. individuum – неделимый, неразделенный) – это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д. (человек как отдельная особь среди других людей).

Индивидуальность – это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающая исключительность, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности(человек как один из многих, но с учетом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер и т. д.).

Личность (от лат. persona – особа) – это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни (человек с социально значимыми качествами).

5.Сообщение учителя с презентацией.

 

Становление индивида-это творческое развитие организма человека.

Становление личности происходит в процессе социализаццции человека, в ходе которого индивид осваиваевает выработанные в обществе социальные функции и роли, социальные нормы и правила поведения, общения с другими людьми. Сформированная личность есть объект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в обществе.

Становление индивидуальности—это процесс индивидуализации объекта, самоопределения и обособления личности, ее выделения из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность – это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.

  1. Рассказ учителя с презентацией о нравственной культуре личности.

Множество научной и философской литературы о нравственности.

 

Нравственная культура личности- степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества, включает в себя сферу этического мышления, культуру чувств, культуру поведения, мораль, этикет, порядочность, ответственность. У индивидуальности есть также нравственная культура, просто менее социализированная. Так мы расставим акценты.

ВНИМАНИЕ!!! На столах у нас отрывки из «Метафизики нравственности И.Канта», мы можем почитать данную сложнейшую философскую методологию. Ее порой не менее сложнее и не менее интересно осозновать, чем всю философию Ф.М. Достоевского и «Войну и мир» Л.Н. Толстого с его же «Анной Карениной».

 

7.На презентации и в раздаточных материалах – таблица о морали-основе нравственной культуре личности. Ее надо обдумать, зафиксировать (вставить из карточки в тетрадь, можно, если есть время переписать).

 

Мораль-форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей с позиций добра и зла.

Нормы поведения (библейские заповеди), обеспечиваются силой общественного мнения и совестью человека

Моральные качества (честность, справедливость, мудрость и др.)

Нравственные принципы (коллективизм-индивидуализм; альтруизм и др.)

Морально-психологические механизмы (долг, совесть)

Высшие моральные ценности (добро, смысл жизни, свобода, счастье)

Добавляйте свои графы, стройте сами таблицы по морали (например нормы общения, коммуникации, основанные на этике).

8. Аналитический рассказ учителя.

Любой человек, и маленький, и умственно отсталый и лежащий годам в коме, сам по себе и цель, но не может быть средством. В этом и заключается гуманизм-помоги слабому человеку. Со слабым давайте делиться творчески и продуктивно. Надо быть добрыми и в материальном смысле-подкорми слабого и в духовном-дай ему спокойствие, надежду, добрую опору.

О человеке надо заботиться, ухаживать. Надо быть доброжелательными, помогать заботиться об инфроструктуре, пока будем работягами.

Надо давать документы, рекомендации, положительные заключения, отзывы, ходатайства, жилье, еду, направления. Таким образом мы обеспечиваем новую модель занятости.

  1. Дискуссия. Проводим дискуссию, обсудим: «Кто за то, чтобы давать всем нравственные, высокодуховные положительные, положительные отзывы, благодарственные письма, характеристики и рекомендации, направления на работу, образование, волонтерство, защиту диссертаций, кто против, свою позицию обоснуйте».

Дискуссия-5 минут!

У группы кто согласен помогать с рекомендациями-зеленые кружочки, кто не согласен-красные. С Зелеными кружочками выступили с позитивной позицией и аргументами 2-4 человека (если они есть), с вдохновлением мысли и  активности других, с красными –то же самое. Учитель-за рекомендации против тоталитарной бюрократии, но демократично нейтрализовался. Попытка ответить на аргументы зеленых, красными и наоборот-по 1 человеку. Себе можете накидать в таблицу, как Вы помните к дискуссии плюсы и минусы предложения, которое включает в себя проблему.

Подумаем над нашими действиями, нравственными поступками с рекомендациями с помощью гуманнейшей, противомилитаристкой мысли Ф.М. Достоевского: «Весь мир не стоит слезы одного ребенка». Как  Вы бы набросали портрет порядочной личности с нравственной культурой? Надо быть гуманными и нравственными в самые сложные исторические периоды, даже в годы тоталитаризма И.В. Сталина и фашизма А. Гитлера интеллигентные люди боялись морального истощения, были нравственными, выручали, спасали друг друга… Как  Вы набросаете портрет порядочной личности с нравственной культурой?

  1. Продолжение рассказа учителя.

Должно быть меньше безнравственного доведения до болезни. Не законно доводить до репрессий, зависти, ревности, изоляции, драк, агрессии, манипуляции, замыкании в негативизме, давления самооценкой, суицидов, смерти. И данные законы базируются на нравственности.

  1. Первоначальное подведение итогов-закрепление материала.

Давайте обменяемся вместе с учеником В. Выстроим домик из цветов мяты. Если мы дадим друг другу по цветку, что мы сможем, только иметь мяту, а в жилище из листьев можно проживать… Кто-то более сильный принесет ветки, бревна, лианы и т.п, но мы с Вами будем думать о самых слабых с точки зрения нравственности. Даже в самых сложных условиях не должен действовать закон подлости, который деморализует, существенно ослабляет человека. Действует нравственный императив И.Канта-«Поступай с другим так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой». Человек, его неповторимость, доброта, интеллект, нравственность, его сама жизнь-это цель, но человеком нельзя пользоваться. Помните, как у Гамлета «Он человек был — человек во всем»…

Итак, вот, мы обсудили постарались понять законы морали, философию гуманизма, невозможности смешение понятий в метафизике нравственности И.Канта. «Человек может быть только целью, но не средством». (И.Кант). Мы читаем это и в «Основах метафизики нравственности» (1797) и в «Критике чистого разума». Мы ДОЛЖНЫ СТАТЬ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЕЕ!

 

  1. Усиление закрепления материала о гуманном отношении к жизни.

О каких принципах духовного отношения к

Жизни и гибели человека, животного и бессмертии при разговоре о смерти говорит И.А.Бродский?

 

     Маленькая смерть собаки.

     Маленькая смерть птицы.

 

     Нормальные размеры

     человеческой смерти.

Человеческая жизнь уникальна по самому нравственному ее замыслу и за нее несется не такая уж маленькая ответственность и на внутреннем и внешнем уровне! Главное-жизнь человека и доброта… Берегите в себе и в других гуманизм и нравственную культуру индивидуальности и личности.

 

 

 

13.       Подведение итога урока. Выводная часть: Человечество живет по законам нравственности, не взирая на все сложности. Вы должны в этом смысле определиться и реализовывать себя по доброму.

Действует нравственный императив: «Поступай с другим так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой». Чувство прекрасного и взаимопомощи не должно исчезать в человеке. Задумаемся над такой основой духовной культуры, как нравственная культура индивидуальности и личности.

 

 

 

Литература:

1.     Кант И. Наблюдение над чувством прекрасного и возвышенного. О различных объектах чувства возвышенного и прекрасного// Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни,

смерти и бессмертии. М., 1991.

2.     Кант И. Собрание сочинений.

3.     Кант И. Основы метафизики нравственности. (С рецензией на книгу И. Шульца. 1783) // Сочинения в шести томах. — М.: «Мысль». — Т. 4. Ч. I. — С. 211—310. — 544 с. — (Философ. наследие).

4.     Соловьев В.С. Оправдание добра - нравственная философия. М., 2010.

5.     Соловьев В.С. Право и нравственность// Собрание сочинений. Т. 8. Спб, 1914.

6.     Что такое гуманизм и человечность в современном обществе? Источник: https://womanadvice.ru/chto-takoe-gumanizm-i-chelovechnost-v-sovremennom-obshchestve. 01.09.18, 00:00

7.     Столповский М.В. ФОРМИРОВАНИЕ ГУМАННОГО ОТНОШЕНИЯ У БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ К ДЕТЯМ-ИНВАЛИДАМ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ К ИХ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2. https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=5968, 01.09.18, 00:00.

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Человек может быть только целью, но не средством»

Человек может быть только целью, но не средством»

Домик Канта в Модиттене. Фото из архива

Домик Канта в Модиттене. Фото из архива

Начать формировать социальнокультурную компетенцию, которая позволяет создавать портрет нравственной личности, поступающую по законам морали

Начать формировать социальнокультурную компетенцию, которая позволяет создавать портрет нравственной личности, поступающую по законам морали

Показать полностью… Все предметы склонности имеют лишь обусловленную ценность, так как если бы не было склонностей и основанных на них потребностей, то и предмет их…

Показать полностью… Все предметы склонности имеют лишь обусловленную ценность, так как если бы не было склонностей и основанных на них потребностей, то и предмет их…

Индивид (от лат. individuum – неделимый, неразделенный) – это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов…

Индивид (от лат. individuum – неделимый, неразделенный) – это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов…

Так мы расставим акценты. ВНИМАНИЕ!!!

Так мы расставим акценты. ВНИМАНИЕ!!!

Мораль-форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей с позиций добра и зла

Мораль-форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей с позиций добра и зла

Любой человек, и маленький, и умственно отсталый и лежащий годам в коме, сам по себе и цель, но не может быть средством

Любой человек, и маленький, и умственно отсталый и лежащий годам в коме, сам по себе и цель, но не может быть средством

Кто-то более сильный принесет ветки, бревна, лианы и т

Кто-то более сильный принесет ветки, бревна, лианы и т

Усиление закрепления материала о гуманном отношении к жизни

Усиление закрепления материала о гуманном отношении к жизни
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2020