Тема: « Весеннее настроение».
Цель: расширение представления об использовании теплого, холодного и смешанного колорита в создании художественного образа.
Задачи:
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: картины художников, наглядность весны.
Ход урока
I. Организационный момент
— Здравствуйте, ребята! Надеюсь, что наш урок пройдет плодотворно и интересно. Проверьте, всё ли у вас лежит на партах.
II. Сообщение темы урока
— Сейчас я прочитаю стихотворение. Послушайте его, и тогда узнаете, о чём пойдёт речь на уроке:
Весна пришла по снежному,
По влажному ковру,
Рассыпала подснежники,
Посеяла траву.
Барсучьи семьи к сроку
Из норок подняла,
Березового соку
Ребятам раздала.
В берлогу заглянула:
– А ну, вставай, медведь!
–На веточки дохнула –
Пора зазеленеть!
Теперь весна-красавица
Зовет со всех концов
Гусей, стрижей и аистов,
Кукушек и скворцов.
— О чем говорится в этом стихотворении? (О весне)
— Правильно, сегодня мы поговорим о весне. Кто может мне сказать сколько месяцев весной и как они называются? (Март, апрель, май) Какие изменения в природе происходят весной? ((Ответы детей) изображение на доске признаков весны)
— Чем отличается весна от других времён года? Какие радости вам доставляет весенняя природа? (Ответы детей)
III. Изучение нового материал
— Весна – удивительное время года, когда всё в природе оживает, будто просыпается для новой жизни. И небо необыкновенно синее, и свежесть в воздухе необычная, и дышится легко. На душе приятно. В живописи много произведений, посвящённых временам года. Осень, зима, весна – любимые темы художников на протяжении многих веков. А главное в них то, что художники изображают временные элементы природы: весна ранняя или поздняя, тающий снег, дождь, гроза, весеннее солнце, выглянувшее на мгновение из-за облаков.
— Послушайте, стихотворение Ф.И. Тютчева «Весенние воды» :
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят...
Они гласят во все концы:
"Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!
Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!.."
— Какая весна описывается в стихотворении ?(ранняя)О каком месяце там говорится?(март) Как вы это поняли? (ответы детей)
— Посмотрите внимательно на картину Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели» (изображение на доске).
— Что мы видим на ней? (Весна, грачи, деревья – березы, река) Какие краски он использовали для этого? (Тусклые, темные, неяркие, неброские, холодные)
— Теперь посмотрите на картину Исаака Ильича Левитана «Весна. Большая вода». (Изображение на доске)
— Чем похожи эти картины? (На них изображена весна)
— На какой из картин показан солнечный день? Как это определили? (У Левитана, т.к. солнечное небо, не хмурое, светлое)
— Правильно. Художнику удалось передать состояние природы в солнечный день при помощи теплых цветов.
— Удалось ли им передать в своих произведениях состояния весенней природы в разную погоду (ясную, пасмурную), почему вы так думаете? (Ответы детей)
IV. Работа по теме урока
— Сейчас, вам нужно будет самостоятельно нарисовать весну, такой, которую вы себе представляете.
— Перед тем как начать рисовать, вы должны правильно разместить лист бумаги, если ширина вашего пейзажа будет больше, то расположим лист горизонтально. Если больше высота, то вертикально. Не забывайте, что чем предметы дальше, тем они изображаются меньше; на переднем плане четко просматриваются все элементы предмета, на заднем плане, детали не просматриваются. Так же на переднем плане, цвета яркие, насыщенные, и чем дальше они от нас, тем они расплывчатые, тусклые. Если вы будете рисовать деревья, то они могут быть разными: тонкими и толстыми; молодыми и старыми; красивыми, извилистыми. Если ваши деревья распускаются, то можно добавить на веточки зеленной краски. Помним, что сначала прорисовываются в цвете крупные детали, затем мелкие.
— Но перед тем как начать рисовать, давайте мы разомнем наши пальчики:
«Кулачок»
Этот пальчик — маленький, (загибаем мизинчик)
Этот пальчик — слабенький, (загибаем безымянный пальчик)
Этот пальчик — длинненький, (загибаем средний пальчик)
Этот пальчик — сильненький, (загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик — толстячок, (загибаем большой пальчик)
Ну а вместе — кулачок!
Физкультминутка «Это лёгкая забава»
Это лёгкая забава —
Повороты влево-вправо.
Нам известно всем давно —
Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.)
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать. (Приседания.)
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)
V. Подведение итогов урока
— Посмотрите, как у вас всё отлично получилось! У каждого получилось весна, которую он смог себе представить. Некоторые изобразили весну ярко, насыщенно, а кто-то сдержанно.
— Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?
— Что понравилось больше всего?
VI. Выставка детских работ
— Дети, вы замечательно сегодня потрудились, давайте устроим с вами выставку детских работ, чтобы все увидели вашу красоту.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.