Конспект занятия по изобразительному искусству
для детей 7-11лет
Рисование натюрморта с натуры: «Фрукты».
Цель: формировать умение рисовать натюрморт с натуры (фрукты).
Задачи:
1.Образовательные:
· учить различать оттенки красок, смешивать краски;
· закрепить знания о процессе рисования с натуры;
· познакомить с понятием «композиция»;
· продолжить формирование графических навыков;
· закрепить умение анализировать готовый рисунок.
2. Развивающие:
· развивать наблюдательность;
· развивать творческую активность, интерес у детей к данному виду деятельности;
· развивать мелкую моторику рук и пространственное воображение;
· развивать творческие способности;
· развивать эстетический вкус и интерес;
· развивать умение самостоятельно работать по плану;
· развивать умение оценивать работу товарищей и свою работу;
· развивать умение анализировать форму, цветовую окраску предметов.
3. Воспитательные:
· воспитывать у детей интерес и любовь к изображению окружающей действительности;
· воспитывать уважение к труду, самостоятельность;
· воспитывать уважение к чужому труду;
· воспитывать уважение к мнениям товарищей.
Использованные методы:
-словесные (беседа, объяснение, рассказ);
-наглядные (демонстрация педагогического рисунка, фотографий и иллюстраций, репродукций картин);
-практические: практическая самостоятельная работа.
Оборудование:
У педагога:
Изобразительный ряд: муляжи или натуральные фрукты (яблоко, груша, слива), геометрические фигурки (круг, овал, треугольник), репродукции картин «Фрукты на блюде» И.И. Машкова, «Яблоки и листья» Е.И. Репина, образец педагогического рисунка; четыре разноцветных флажка.
Литературный ряд: русские народные загадки.
Музыкальный ряд: запись русской народной песни «Ах вы, сени».
У обучащихся: акварельные краски, кисти, палитра, простой карандаш, лист А3, непроливайки, салфетки.
Оформление доски: «Фрукты на блюде» И.И. Машкова
Этапы занятия
I. Орг. момент
– Здравствуйте!
- Проверьте, подготовились ли вы к занятию:
Он и чертит, и рисует,
А сегодня вечерком
Он раскрасит мой альбом.
(Карандаш).
- Покажите. Некоторые из вас забыли подточить карандаш, им будет рисовать труднее, линии получатся толстыми, неаккуратными, поэтому очень важно, чтобы материал к занятию вы старательно и внимательно готовили дома заранее.
(Педагог проверяет наличие папок с инструментами и материалами).
II. Вступительная беседа
1. Постановка цели урока детьми.
(Во время беседы на доске вывешиваются иллюстрации – сбор урожая, осень.)
Педагог обращает внимание детей на репродукции:
- Сегодня на занятии вы впервые будете выполнять рисунок с натуры, то есть то, что видите перед собой.
- Какое сейчас время года? (Осень). Что люди делают осенью? (Собирают урожай: овощи, фрукты, ягоды, грибы).
- Верно. Осень – это пора изобилия фруктов и овощей. Для того, чтобы они появились на наших столах, пришлось много потрудиться и сельским труженикам, и вашим родителям, бабушкам и дедушкам. Думаю, что многие из вас тоже помогали им, ухаживая за растениями и собирая урожай.
- У меня в мешочке лежат фрукты, которые мы сегодня будем рисовать. Кто сможет на ощупь определить, что это за фрукты?
Для подсказки можно загадать загадки:
На сучках висят шары,
Посинели от жары. (Слива)
- Какой плод человеческим именем величается? (Груша).
Круглое, румяное,
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (Яблоко).
Правильно, мы сегодня будем рисовать грушу, яблоко и сливу. Вот они.
2. Рассматривание и описание картин «Фрукты на блюде» И.И. Машкова и «Яблоки и листья» И. Е. Репина.
- И на том и на другом полотне изображены фрукты, но мы видим, что у обоих художников различен замысел и соответственно средства его выражения.
Формат картины И.И. Машкова – прямоугольный, несколько вытянут по горизонтали. Художник избрал высокую точку зрения. Изображение целиком заполняет картинную плоскость. Мы видим угол стола, покрытого белой скатертью, на котором лежат фрукты. Композиционный центр связывает, объединяет все предметы.
Ярко-оранжевый апельсин образует центр композиции, он выделяется своими размерами, формой, цветом, тоном, особенно на фоне окружающих его тёмных, сине-фиолетовых слив. Построение композиции фруктов очень своеобразно; изображение как бы расходится кругами от центра: кольцо слив, за ним – кольцо белого блюда и, наконец, кольцо разноцветных, бархатистых персиков.
На картине И. Е. Репина крепкие, спелые яблоки, сочные зелёные листья окружает воздушная среда. Глубокое пространство открывается взгляду зрителя. Этому способствует выбор формата – он почти квадратный, выбор размера изображения предметов – они невелики. На первый взгляд, предметы расположены достаточно хаотично. Центр композиции в картине И. Е. Репина – несколько яблок, которые расположены слева от центральной оси. Сложный ритмический рисунок расположения яблок, изгибов листьев, ритм света и тени на них вносят движение в картину. Изображение предметов предельно реалистично, мастерски передана их фактура. На гладкой поверхности яблок сверкают световые блики, поверхность листьев матовая и шероховатая. Цветовая гамма обладает важным качеством – каждая поверхность содержит в себе тёплые и холодные оттенки, подчинённые единому колориту. Назовите эти оттенки.
Заметили ли вы светло-теневые отношения предметов? Каким способом выделены яркие фрукты? (Очерчены тёмным контуром).
III. Анализ образца.
Педагог показывает муляжи или сами фрукты.
1. Анализ формы
- Рассмотрите форму каждого из фруктов.
- Какую форму имеет яблоко? (Круглую).
- Правильно, яблоко круглое, его силуэт имеет форму круга.
- Груша имеет такую же форму, что и яблоко? (Нет, груша имеет форму треугольника). Посмотрите, как она сужается вверху.
- На какую геометрическую фигуру похожа слива? (Слива имеет форму овальную форму).
- Зная форму предметов, мы можем нарисовать очертания наших фруктов? Как мы будем раскрашивать нарисованные фрукты?
2. Изучение цвета фруктов
- Посмотрите на яблоко, какого оно цвета?
- Цветовая гамма яблока состоит из двух цветов – жёлтого и красного. Послушайте описания яблока в загадке:
Родились у матушки
Сто четыре дочки:
У каждой дочки –
Румяные щёчки,
На косе – листочки.
- Какое название цвета подобрал автор В. Толоконников для этого фрукта? Почему? В какую гамму цвета входит «румяный» цвет?
- А какого цвета груша? (Груша жёлтого цвета). Но жёлтый цвет может быть разных оттенков: ярким, насыщенным, густым, светлым, бледным. Какой цвет мы выберем для нашей груши?
- Хорошо, грушу раскрасим краской светлого – жёлтого цвета. Но лучше, если в этот жёлтый цвет добавить немного светло – коричневого. Попробуйте смешать эти краски. Что получилось? Как стала смотреться груша?
А какого цвета слива? (Слива имеет светло – фиолетовую окраску).
- Послушайте и скажите, о каком фрукте В. Толоконников загадал загадку.
Сорвали детишки
Синие шишки.
Шишки гладенькие,
Внутри сладенькие.
(Сливы).
- С чем сравнил поэт сливы? Почему? Как вы думаете, прав ли он, назвав цвет сливы?
- Теперь, зная форму и цвет фруктов, можно приступить к выполнению рисунка.
3. Физкультминутка (игра – танец «Разноцветные флажки») Учитель в руке держит 4 разноцветных флажка разного цвета: красный, жёлтый, фиолетовый, синий. Предлагает одному из учащихся взять любой флажок и потанцевать. Остальные дети повторяют движения за учащимся с флажком. Затем все дружно хлопают в ладоши.
Звучит в записи русская народная песня «Ах вы, сени».
Жёлтый, жёлтый, ярко – жёлтый
У меня в руке флажок.
С жёлтым, жёлтым, ярко- жёлтым
Потанцую хорошо.
Разноцветные флажки
У ребят у наших.
С разноцветными флажками
Весело попляшем.
Высоко подняв флажки, дети размахивают ими над головой, кружатся на месте.
С разноцветными флажками
Весело шагаем (шаг на месте).
Красный, жёлтый, голубой,
Все цвета мы знаем. (Машут флажками над головой, потом останавливаются).
4. Анализ композиции рисунка
Чтобы рисунок был выразительным, фрукты на листе бумаги надо разместить красиво. Рисунки должны быть крупными, но иметь те же пропорции, что и в натуре, то есть слива никак не может быть по размеру больше яблока. Когда предметы на листе бумаги размещены красиво и свободно, то рисунок получается ярким и выразительным. Давайте посмотрим, как лучше разместить наши фрукты на листе.
5. Построение формы предметов.
На доске учитель вывешивает геометрические фигуры: овал, круг, треугольник.
1) обозначим форму предметов: яблоко – круг, груша – треугольник, слива – овал.
2) прорисовываем детали.
5. Заливка контура цветом.
Раскрашиваем фрукты в основные цвета.
Груша – светло – жёлтого цвета. Для получения такого оттенка жёлтую краску наносим на палитру и разводим её водой.
Яблоко раскрашиваем в жёлтый цвет, а сливу – в фиолетовый.
6. Прорисовывание деталей.
Прорисуем каждый фрукт более детально. В рисунок груши можно внести оттенок светло-коричневого цвета. В яблоке пропишем розовый бочок. Для получения розового цвета наносим на палитру жёлтую и красную краски, смешиваем их и разводим водой до нужного оттенка.
В сливу, чтобы придать ей более естественный цвет окраски, можно добавить немного синей краски.
Затем тонкой кисточкой рисуем мелкие детали: веточки, листики.
Рисунок готов.
VI. Подведение итогов
- Заканчиваем работу. Убираем краски, выливаем воду, моем кисточки и непроливайки. Чтобы рисунок не испортился и хорошо подсох аккуратно убираем на край стола.
- Молодцы! Все аккуратно убрали свои рабочие места. Сейчас на специально приготовленном стенде мы закрепим ваши рисунки.
(У доски педагог и дети организуют выставку. Дети представляют свои работы. Педагог с детьми оценивают и обсуждают работы.)
- Посмотрите на работы. Что нового вы узнали на уроке? Понравилось ли рисовать фрукты? Какой рисунок вы считаете самым ярким и выразительным и почему? У кого работа получилась очень хорошо, кто выполнил все требования к работе, кто добавил что-то своё.
- Посмотрите, как многие из вас смогли точно передать цвет фруктов и их форму. Яблочки – румяные, груши – сочные. Так и съела бы их! Молодцы!
- У кого работа получилась хорошо, правильно, удачно?
- У кого работа сегодня не заладилась, что-то не получилось, что не успели, то можно дома исправить, добавить то, что не успели и на следующем занятии мне показать.
- Какую работу мы выполнили на уроке? (Рисовали фрукты). Что вам было сложно нарисовать? (Передать цвет фрукта). Что нового узнали, какие умения приобрели? Для чего они необходимы? Где их можно будет применить? Что вы расскажете родителям?
- Занятие окончено. Все молодцы. Дети убирают свои рабочие места, педагог следит за этим.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.